Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49
6. принятие мер по обеспечению поступления в бюджет допричисленных в ходе проверок налогов, примененных к плательщику экономических санкций и наложенных на физических лиц административных штрафов;
7. осуществление контроля за другими вопросами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов [18, с. 3].
Таким образом, основной вид контрольного мероприятия в Республике Беларусь в рамках налогового контроля—налоговая проверка.
2.2 Направления совершенствования налогового контроля в РБ
В настоящее время в связи с наличием ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
В этом аспекте особую важность имеет совершенствование налогового законодательства. Необходима четкая регламентация действий, осуществляемых налоговиками в процессе налогового контроля, полномочий проверяющих и проверяемых сторон, а также перечня нарушений и определение мер ответственности за них. Считается, что данные проблемы должен решить Налоговый кодекс Республики Беларусь, общая часть которого в скором времени должна вступить в действие. Предполагается, что это будет единый документ, в котором будут кодифицированы все вопросы налогообложения, в том числе и процедуры налогового контроля. Но тем не менее шаги, предпринятые в этом направлении в настоящее время, вряд ли могут способствовать совершенствованию контрольной работы налоговиков. Например, в актах законодательства должны быть четко определены обязанности граждан и юридических лиц и содержаться исчерпывающий перечень запретов. С другой стороны, должна быть четко определена компетенция государственных органов и их должностных лиц, не дающая возможности расширительно толковать ее пределы. Однако в Кодексе сказано, что, кроме перечисленных в нем обязанностей, плательщики должны выполнять и другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства Республики Беларусь. Такая же ситуация и с правами налоговых органов. Помимо указанных непосредственно в кодексе прав, имеется положение, согласно которому "налоговые органы имеют и другие права, предусмотренные законодательством". Вряд ли можно назвать достоинством Налогового кодекса то, что в нем вместо перечня налоговых правонарушений идет отсылка к специальному законодательству. Это означает, что в тех нормативных актах, на которые идет такая ссылка, законодатель имеет возможность бесконечно расширять перечень налоговых нарушений. Это только несколько примеров, указывающих на то, что в процессе осуществления мероприятий налогового контроля возможно возникновение споров и противоречий. Естественно, это не может позитивным образом отразиться на эффективности налогового контроля. Комментируя общую часть Налогового кодекса, специалисты подчеркивают, что в настоящее время создать единый систематизированный правовой акт, касающийся налогообложения, достаточно сложно, поэтому Кодекс в любом случае будет иметь определенные недостатки. И тем не менее одним из путей совершенствования налогового контроля можно назвать устранение таких моментов в законодательстве, толкование которых в процессе работы контролеров может вызвать спорых[ 10, с 12].
В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров. Естественно, разграничение нарушений налогового законодательства на преднамеренные и непреднамеренные достаточно проблематично. Однако оно необходимо с целью дифференциации мер ответственности за те или иные нарушения. Также весьма важным является повышение налоговой дисциплины.
Эффективность налогового контроля во много определяется издержками на его проведение. Современная система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Именно поэтому следует упростить судебные процедуры, сопутствующие мероприятиям налогового контроля и взыскания платежей. В настоящее время бюджету обходится дороже судебная процедура взыскания некоторых штрафов, составляющих незначительные суммы. Судебная практика показывает, что до направления исков в суды следует реально оценивать перспективы их рассмотрения, изучая гражданское и хозяйственное законодательство. В последнее время острой критике со стороны правозащитников плательщика подвергается право взыскания налогов за счет средств дебиторов плательщика в бесспорном порядке на основании решений руководителей налоговых органов, поскольку в данном случае налоговые органы наделяются судебными полномочиями. Однако в условиях отсутствия специализированных налоговых судов и необходимости несения порой весьма существенных затрат на судебные процедуры эта мера, на взгляд автора, наиболее эффективна. Но с другой стороны, право осуществлять такого рода действия непосредственно налоговыми органами может расцениваться как своего рода беспредел, потому что зачастую оно влечет достаточно значительное нарушение прав налогоплательщиков. Эту проблему, в правовом аспекте, могло бы решить создание специализированных налоговых судов, хотя их функционирование сопряжено с определенными издержками. В настоящее время руководители налоговых инспекций весьма острой считают проблему именно взыскания платежей (они признают, что само по себе качество налоговых проверок значительно не страдает, но проблему представляет взыскание допричисленных сумм, о чем свидетельствует также не очень высокий процент взыскания). Поэтому в целях решения данного вопроса (в условиях отсутствия налоговых судов) следует более четко законодательно урегулировать ситуации, когда налоговый орган может самостоятельно, без обращения в судебные органы, принимать решения о выставлении платежных требований к дебиторам плательщика, определять недействительность сделок и проводить необходимые списания средств.
Одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок[14,c. 55].
Анализ контрольной работы инспекции показывает, что в плане допричисления сумм платежей наибольшую роль играют документальные проверки. Именно поэтому областное управление контроля в целях совершенствования работы налоговиков в этой области пристальное внимание уделяет разработке соответствующих методических указаний, памяток, которыми руководствуются специалисты при проверках. Положительным явлением стало регулярное проведение соответствующих семинаров и совещаний, а также глубокий анализ имевших место нарушений, определение тенденций в таких нарушениях. То есть важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля – совершенствование методологии налоговых проверок.
Как показывает практика, в налоговых органах работают, как правило, специалисты с достаточно высокой квалификацией, но вместе с тем налоговики обычно являются специалистами широкого профиля, которые в силу этого недостаточно хорошо владеют отраслевой спецификой предприятий. Иногда из-за этого страдает качество проверок. В связи с небольшой численностью работников отдела контроля за налогообложением юридических лиц и достаточно значительной нагрузкой на одного проверяющего представляется невозможным ввести четкую специализацию по отраслям среди налоговиков. Один и тот же работник сегодня выезжает на проверку в строительно-монтажное управление, а через месяц – в колхоз. Конечно, такая проблема не остается без внимания: областное управление контроля регулярно присылает в инспекцию методические указания и памятки по контрольной работе в различных отраслях с указанием моментов, на которые контролеры должны обратить внимание, проверяя плательщика той или иной отрасли. Кроме того, совместно с органами, курирующими те или иные отрасли, проводится учеба со специалистами налогового органа. Так, совместно с Комстрахнадзором создавалась межведомственная рабочая группа по совершенствованию форм и методов контроля за страховыми организациями. В целях совершенствования налогового контроля необходимо уделять внимание работе в каждой отрасли, учитывая ее специфику. Положительным образом сказалось бы создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговики быстро и без каких-либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей[18, с 79].
Определенные трудности возникают в плане контроля за юридическими лицами, у которых есть филиалы или иные структурные подразделения в своем составе без права юридического лица, имеющие отдельный расчетный счет и баланс. Например, структурные подразделения страховых организаций уплачивают только налоги на фонд оплаты труда и экологический налог. Расчет отчислений в страховые резервы, балансовой прибыли и уплату налога на доходы от страховой деятельности производит головная организация с учетом структурных подразделений. Проверяющий головную организацию инспектор не имеет возможности проконтролировать обоснованность формирования себестоимости страховых услуг филиалами и достоверно определить доход от страховых услуг, так как структурные подразделения проверяются разными ИМНС в разное время.
Поэтому в целях совершенствования контрольной работы с юридическими лицами, имеющими в своем составе структурные подразделения, необходимо изменение порядка проведения проверок таких плательщиков. Здесь имеется в виду проведение проверок их только в соответствии с планом, разработанным управлением методологии МНС. Такое планирование позволит проводить проверки головного предприятия и структурных подразделений одновременно, что повысит эффективность контроля. Необходима также разработка соответствующих инструкций, которые определили бы вопросы налогообложения юридических лиц, имеющих в составе структурные подразделения.
Одной из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятиями предложений по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.
Таким образом, совершенствование документального контроля должно базироваться на совершенствовании его методологической основы, повышении квалификации проверяющих, особенно в части отраслей.
Как уже подчеркивалось, основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. И в этом аспекте ключевое значение имеет внедрение аналитической составляющей, которая бы обеспечила наиболее рациональный отбор плательщиков для документального контроля. С этой целью необходим систематический сбор и обработка всевозможной информации о финансовом состоянии плательщиков, координация с обслуживающими банками в части выяснения вопросов о движении денежных средств на счетах плательщиков (особенно тех, которые заявили о себе в ИМНС как о неработающих или отражают в отчетности незначительную выручку). Контрольные службы должны располагать при выборе объекта проверки сведения о налогоплательщиках, зарегистрированных в инспекции и вместе с тем открывших счета в учреждениях иногородних банков. Такие меры направлены на содействие совершенствования контрольной работы в части своевременного выявления и пресечения деятельности субъектов хозяйствования, занимающихся незаконными финансовыми операциями. Одним из направлений совершенствования качества камеральных налоговых проверок является осуществление определенных мер по автоматизации данного процесса.
Говоря о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма контроля должна обеспечивать в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых нарушений.
Необходимо иметь в виду, что формы организации хозяйственной практики в рыночной экономике весьма динамичны, а субъекты предпринимательства с каждым днем становятся все более изобретательными в использовании новых схем налоговых уклонений. Поэтому можно уверено заявить, что прежние методы контрольной работы, ориентированные преимущественно на проверку официально представляемых налоговым органам бухгалтерских документов, уже не способны как прежде обеспечить высокую эффективность контрольной работы. Такой подход был результативным на начальной стадии формирования налоговой системы с характерными для нее частыми изменениями налогового законодательства и трудностями в адаптации к ним бухгалтеров. В настоящий же момент большинство плательщиков научились правильно рассчитывать налоги.
Что касается теневых оборотов, которые, разумеется, не отражаются в бухгалтерских документах, предъявляемых в ходе налоговой проверки, то их можно выявить лишь в результате глубокого анализа и сопоставления официальных документов с информацией, прямо или косвенно свидетельствующей о реальных масштабах хозяйственной деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Сегодня контрольная проверка не должна сводиться к выявлению ошибок бухгалтера в "арифметике" исчисления налогов. В целях совершенствования контроля необходимо детально изучать информацию о движении финансовых и товарных потоков, полученную из различных источников, принимая во внимание технологические особенности производства, в частности, нормы выхода готовой продукции, соответствие приобретаемого сырья по качественным характеристикам ассортименту производимых товаров и т.д. [6, с 87].
В рамках контроля за нелегальным сектором особенное внимание необходимо обращать на деятельность нерезидентов, иностранных и совместных предприятий. В последнее время значительно возросла убыточность предприятий с иностранными инвестициями. Это наталкивает на мысль, что совместные предприятия в целях уклонения от уплаты налогов занижают доходы, в том числе путем применения трансфертных цен. Такие факты налоговыми органами уже не раз выявлялись. Однако для пресечения данной практики необходимо создать соответствующую правовую базу.
Следует обращать особое внимание на деятельность тех предприятий, которые оказывают услуги нерезидентам по переработке сырья по давальческой схеме, а также на порядок закупки белорусскими субъектами хозяйствования крупных партий товаров, у компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. В налоговых органах должен вестись сбор информации о нерезидентах, с которыми отечественные предприятия имеют хозяйственные отношения, в частности по переработке давальческого сырья. Выявление в ходе встречных проверок фактов реализации произведенной продукции на территории Беларуси свидетельствует о незарегистрированной предпринимательской деятельности нерезидентов с вытекающими отсюда налоговыми обязательствами. Необходимо стремиться выявлять незарегистрированную деятельности в республике оффшорных компаний.