Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
определение роли и места налогового контроля;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49
При проведении соответствующих проверок важно обращать внимание на наличие у белорусских субъектов хозяйствования счетов за границей и движение товарно-материальных ценностей и денежных средств за рубеж. Также следует подчеркнуть, что более действенным должен стать контроль налоговых органов за правильностью применения цен по сделкам в целях налогообложения.
Регламентируя законодательно моменты, касающиеся сделок с нерезидентами, следует рассмотреть вопрос заключения международных соглашений, предусматривающих согласованные действия налоговых органов стран по администрированию налоговых и иных обязательных платежей, полномочия налоговых органов страны осуществлять взыскание налогов с граждан в пользу другой страны, перед которой гражданин имеет неисполненные обязанности по уплате налога, применение мер обеспечения такого взыскания (арест имущества, приостановление операций по счетам). Соглашения предполагают обмен информацией. В Республику Беларусь может поступать информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, аналогичная информация направляется из Республики Беларусь в страны СНГ и страны дальнего зарубежья.
В целях повышения эффективности контроля за теневым оборотом весьма действенной мерой может быть контроль инспекции за строительством фешенебельных особняков и, как следствие, контроль за расходами этих лиц, который может способствовать выявлению незаконной предпринимательской деятельности.
Поскольку весьма значительную часть налогоплательщиков составляют физические лица и индивидуальные предприниматели, то нельзя забывать о повышении эффективности контрольной работы в отношении этой категории плательщиков. Так, в части физических лиц необходимо повысить результативность контроля за их расходами. Такой вид контроля должен быть законодательно урегулирован нормами налогового законодательства. В частности, следует ввести положения о контроле за приобретением физическими лицами валютных ценностей в результате совершения операций, превышающих определенную сумму[13, c. 65].
Что касается работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить. Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.
Наиболее частым нарушением у индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках и иных точках розничной торговли, является неуплата единого налога. Причем в некоторых случаях налоговым инспекторам приходится привлекать к содействию сотрудников правоохранительных органов. Однако принимаемые налоговыми органами меры по контролю за уплатой единого налога, в том числе путем организации постоянно действующих постов контроля с участием работников правоохранительных органов, не позволили в полной мере пресечь неуплату единого налога и привлечь к уплате граждан при разовой реализации. Поэтому необходимо предусмотреть обязанность собственников рынка по ограничению допуска индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц к реализации на предоставленных для торговли местах без уплаты единого налога. Данную обязанность следует урегулировать законодательно.
Как уже подчеркивалось ранее, важное значение в аспекте совершенствования контроля налоговых органов имеет работа с кадрами: регулярная организация и проведение семинаров по разным вопросам контроля, курсов повышения квалификации и т. п. Также здесь полезным могло бы быть введение системы балльных оценок работы инспекторов-контролеров. Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Кроме того, негативным моментом является весьма невысокий уровень оплаты труда работников налоговых органов. В прошлом существовала практика более активного материального стимулирования налоговиков посредством того, что в распоряжении налоговой инспекции оставался определенный процент от сумм, доначисленных и взысканных в результате проводимых контрольных мероприятий. Возврат такого рода поощрения результатов контрольной работы инспекции достаточно позитивно сказался бы на качестве работы специалистов налогового контроля. Как правило, мотивация труда в данной ситуации играет не последнюю роль. Тем более что зачастую контрольная работа налогового инспектора сопряжена с определенными трудностями и даже риском.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него “плана”.
Несомненно, позитивным моментом в процессе совершенствования налогового контроля является своеобразное поощрение добропорядочных налогоплательщиков, выражающееся в законодательно закрепленном нововведении - положении, в соответствии с которым плановая выездная налоговая проверка проводится раз в три года у тех плательщиков, у которых нет задолженности по начисленным налоговым платежам, имеется до 1 июля безусловно положительное аудиторское заключение достоверности бухгалтерской отчетности за предыдущий год, а удельный вес общей суммы уплаченных налогов по отношению к полученной выручке соответствует средней налоговой нагрузке, сложившейся в отчетном году по конкретному виду экономической деятельности. В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться[19 с. 231].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.
Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.
Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является стремление плательщика так или иначе избежать уплаты налогов. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.
Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля.
Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.
Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством.
Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.
Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.
Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка.
Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом.
В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аксенова И. О. Налоговый контроль за расходами физических лиц Законодательство. – 2000. – N 4.
2. Балабин В. И. Проведение налоговых проверок и оформление их результатов Налоговый вестник. – 2000. – N 5.
3. Белобжецкий И. А. Финансовый контроль и новый финансовый механизм. – М.: Финансы и статистика, 2002.
4. Белый И. Проблемы организации контроля в Республике Беларусь Финансы, учет, аудит. – 2005. – N 5.
5. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. – М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2000.
6. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: формирование нормативно-законодательной базы Журнал российского права. – 2001.
7. Бушмин Е. В. Совершенствование методов налогового контроля с использованием информационных технологий Налоговый вестник. – 2008. – N 4.
8. Василевская Т. И., Стасенко В. А. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 2009.
9. Вечернин Д. Налоговый контроль Законность. – 2009. – N 8.
10. Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению правонарушений в экономике // Законность. – 2006. - N 10.
11. Горош Ю. В. Принципы правового регулирования налоговых отношений Юрист. – 2008. – N 3.
12. Данилевский Ю. А. Государственные контрольные налоговые органы за рубежом; Финансы. – 2003. - N 7.
13. Закон Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь” от 20.12.01 N 1323-XII с изменениями и дополнениями.
14. Заяц Н. Е., Киреева Е. Ф., Заяц А. Н. Современное налогообложение и его развитие; Финансы, учет, аудит. – 2000. – N 10.
15. Заяц Н. Е. Теория налогов: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2002.
16. Инструкция по применению Положения о взыскании налогов, сборов и других обязательных платежей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.09 года N 87.
17. Киреева Е. Ф. Налоговое право – гарант законности и правопорядка Финансы, учет, аудит. – 2001. – N 2.
18. Комментарий к Постановлению МНС РБ от 29.07.2009 N 79 “О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденное приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 30.12.09 N 326” НЭГ, Информбанк. – 2009. – 21 февраля. – N 13.
19. Кочерин Е. А. Контроль как функция управления. –М.: Знание, 2002..
20. Луцевич И. Я. Виды налоговых проверок; Вестник Государственного налогового комитета Республики Беларусь. – 2001. – N 37. – с. 80-83.
21. Лимская Декларация руководящих принципов контроля; Контроллинг. – 2001. – N 1.
22. Методика налоговых проверок: Пособие для налогоплательщиков и контролирующих органов. М.: Приор. – 2006.
23. Налоги: Учебн. пособие Под общ. ред. Н. Е. Заяц, Т. И. Василевской. – Мн.: БГЭУ, 2000.
24. Орешкин И. А. Субъекты налогового контроля и их взаимодействие Финансовое право. – 2001. – N 1.
25. Осипов В. И. Налоговые службы зарубежных стран Финансовый бизнес. – 2007. – N 8.