Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 17:21, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение теоретических основ налогового контроля в правовом аспекте; оценка эффективности контрольной работы налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
 определение роли и места налогового контроля;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ……..4
1.1 Понятие и принципы налогового контроля, его место в системе финансового контроля …………………………………………………………..4
1.2 Формы, виды и методы налогового контроля…………………………..…13
1.3 Организация контрольной деятельности налоговых органов……………21
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ…………………………………………………………………..….26
2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь……………...….26
2.3 Направления совершенствования налогового контроля в РБ…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................49

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

  прекращение определенных налоговых правоотношений;

      6)  документ  должен  содержать  факты  и  сведения  о  деяниях

  (действии или бездействии)  обязанных  лиц,  а  также  их  правовую

  оценку[11, с. 125].

         Таким  образом,  для  организации  налогового  контроля  любого

  государства  весьма  важное  значение  имеет  наличие   необходимой

  законодательной   базы,   регламентирующей   деятельность   органов

  уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную

  реализацию мероприятий налогового контроля.

 

 

      

 

 

      ГЛАВА 2 ОЦЕНКА РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

    2.1 Организация налоговой службы в Республике Беларусь

 

     Основным источником доходов бюджета любого государства являются налоги и сборы, взимаемые с субъектов хозяйствования и физических лиц. Поэтому государство заинтересовано в строгом контроле за правильностью и полнотой исчисления и уплаты налогоплательщиками обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Для этой цели создаются специальные контролирующие органы, следящие за полнотой и правильностью исчисления налогов и сборов, уплатой их в бюджет и внебюджетные фонды и, наконец, за соблюдением налогового законодательства республики. 

       В условиях перехода к рынку возникли субъекты негосударственной формы собственности, что повлекло объективную необходимость адекватного изменения структуры органов, осуществляющих финансовый контроль в республике. Также возникает потребность в создании специальных налоговых органов. В мае 1990 года в целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств в системе Министерства финансов БССР создана государственная налоговая служба в составе: Главной государственной налоговой инспекции Минфина БССР, 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах[17, с. 234] .

     Постановлением Совета Министров РБ от 05.08.92 №485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

      Указом Президента Республики Беларусь от 17.10 2004 №150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

     Приказом ГГНИ при Кабинете Министров РБ от 09.12.2004 №41 14 городских инспекций объединены с районными и общая численность инспекций составила 171.

     Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.2007 №30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

     Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.2008 №71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

     Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.2009 №456 при Государственном налоговом комитете РБ создан комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

     Указом Президента Республики Беларусь “О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления” от 24.09.2001 №516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица. Кроме того, Государственный комитет финансовых расследований включен в состав Комитета госконтроля в качестве соответствующего департамента [28, с. 215].

     Таким образом, сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [22, с.80]. Деятельность государственной налоговой службы в республике регламентируется Законом Республики Беларусь от 02.02.2004 г. «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь», Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2007 №1592. Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС. Среди основных задач данного органа в сфере налогового контроля можно выделить: осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды; предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции.

     Важное место в системе налогового контроля республики занимает Управление методологии и организации контрольной работы, которое является самостоятельным структурным подразделением Министерства по налогам и сборам. Основными задачами управления являются:

- методологическое и организационное обеспечение деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве (далее, если не установлено иное, - контрольная работа налоговых органов);

- обеспечение соблюдения в контрольной работе налоговых органов установленного порядка организации и проведения проверок соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства о налогах и предпринимательстве;

- повышение эффективности контрольной работы налоговых органов, совершенствование ее форм, методов и правового регулирования.

В соответствии с возложенными на него задачами управление осуществляет следующие функции:

-осуществляет методологическое руководство контрольной работой инспекций МНС;

- координирует и направляет контрольную работу инспекций МНС в целях обеспечения единообразного применения в их деятельности законодательства, форм и методов контрольной работы, повышения ее эффективности;

- изучает и анализирует практику контрольной работы инспекций МНС, распространяет положительный опыт организации контрольной работы, применения законодательства, форм и методов контрольной работы;

- оказывает инспекциям МНС методическую и практическую помощь в организации контрольной работы, применении эффективных форм и методов контрольной работы;

- организует деятельность Совета по координации и совершенствованию контрольной работы при управлении методологии и организации контрольной работы Министерства по налогам и сборам, обеспечивает выполнение его решений;

- анализирует эффективность действия законодательства о налогах и предпринимательстве, а также законодательства по вопросам контрольной работы налоговых органов;

- обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации, имеющей значение для планирования и организации контрольной работы, выбора ее форм и методов; осуществляет оценку текущего состояния законности в сфере налогообложения и предпринимательства и прогнозирует его изменение.

     В соответствии с Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам, Инспекция Министерства по налогам и сборам входит в структуру Министерства по налогам и сборам, является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, счета в банках. ИМНС подотчетна и подконтрольна вышестоящим инспекциям МНС. Как органы налогового контроля, ИМНС выполняют задачи по осуществлению контроля в пределах своей компетенции за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, а также предупреждению, выявление и пресечение нарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве в пределах своей компетенции [9, с. 37].

     В республике также существует ряд органов, которым Конституцией, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также постановлениями Правительства предоставлено право проводить проверки. В целях повышения эффективности координации деятельности государственных органов, уполномоченных в соответствии с законодательством проводить проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций, Президентом Республики Беларусь 15 ноября 2009 года принят Указ N 673 “О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций” [22, с. 80].

     В соответствии с вышеназванным нормативным актом, функции координатора деятельности контролирующих органов возложены на Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в состав которого входят представители Совета Министров Республики Беларусь, Прокуратуры, Национального банка и других государственных органов, а также ряда министерств и ведомств.

     Помимо непосредственно государственной налоговой службы, налоговый контроль в республике осуществляет Комитет государственного контроля. В его компетенцию входит контроль за соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных фондов.

     Министерство финансов Республики Беларусь в определенной степени также контролирует сферу налогообложения. В Положении о Министерстве финансов за ним закреплена функция осуществления контроля за доходной частью бюджета.

     Департамент финансовых расследований Комитета госконтроля  занимается проведением дознания и предварительного следствия по делам о налоговых нарушениях, а также разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению и пресечению коррупции в налоговых органах.

    Еще один орган, в компетенцию которого входит налоговый контроль—это Государственный таможенный комитет и его структурные подразделения. Он реализует контрольные мероприятия по проверке правильности исчисления и взимания таможенных пошлин, налогов и сборов при ввозе товаров на таможенную территорию республики и их вывозе за границу.

     Кроме специалистов органов Комитета государственного контроля, налоговых, таможенных, финансовых органов, ведомственных контролеров—специалистов контрольно-ревизионных управлений министерств, работников бухгалтерии, финансового отдела и других служб предприятия, в Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют также независимые аудиторы по договорам на платной основе.

     Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.

    

    

     Контроль за соблюдение законодательства о налогах, других обязательных платежах в бюджет и внебюджетные фонды и о предпринимательстве налоговые и другие уполномоченные органы в Республике Беларусь осуществляют посредством проведения проверок.

     ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах проводят проверки налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в данных инспекциях. ИМНС по городам уполномочены проводить проверки субъектов предпринимательской деятельности, состоящих на налоговом учете в городской инспекции и ИМНС по районам данного города. ИМНС по областям обладают правом проведения проверок всех субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на территории области [12, с. 81].

     Проведение проверок субъектов предпринимательской деятельности налоговыми органами регламентируется разработанным на основе Указа N 673 Положением о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденным приказом Государственного налогового комитета от 30 декабря 2009 года N 326 (зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 17.01.2009 г. N 8/2581).

     В соответствии с данным нормативным документом, в ходе проведения налоговых проверок соответствующие органы должны решать ряд задач:

1. проверка соблюдения  субъектами  предпринимательской деятельности,  обязанными  в соответствии с законодательством Республики Беларусь исчислять и  уплачивать  налоги,  сборы  и другие обязательные платежи в бюджет, целевые бюджетные и бюджетные и внебюджетные фонды,  законодательства о налогах и предпринимательстве;

2. проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов;

3. осуществление контроля  за  полнотой  и  своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

4. выявление,  пресечение и предотвращение правонарушений в сфере законодательства о налогах и предпринимательстве и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях;

5. установление причин и условий, способствующих совершению нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве, выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности налогоплательщика в целях увеличения поступления налогов в бюджет,  совершенствования налогового законодательства и организации работы государственных налоговых органов;

Информация о работе Налоговый контроль