Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:22, дипломная работа
Целью работы является изучение общих положений по транспортному налогу, а также рассмотрение порядка исчисления и уплаты транспортного налога.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить элементы транспортного налога;
- рассмотреть практику исчисления и уплаты налогоплательщиком;
- рассмотреть проблемы и пути их решения при исчислении транспортного налога;
- рассмотреть перспективы развития для транспортного налога.
Введение………………………………………………………………………...
4
1 Общие положения по транспортному налогу……………………………...
6
1.1Понятие региональных налогов……………………………………............
6
1.2 Сущность транспортного налога и этапы его развития…………..…......
7
1.3 Налогоплательщики и объект налогообложения………………………...
9
1.4 Налоговая база, налоговые ставки………………………………………...
16
1.5 Налоговые льготы по уплате транспортного налога…………….............
19
1.6 Порядок расчета и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу…………………………………………………………………………...
24
2 Анализ действующей практики, исчисление и уплата транспортного налога, на примере хозяйственного субъекта ОАО «Усть-Коксинское ДРСП»…………………………………………………………………………..
26
2.1 ОАО «Усть-Коксинское ДРСП» как объект налогообложения………..
26
2.2 Практика исчисления транспортного налога и заполнение налоговой декларации …………………………………………………………………….
28
2.3 Сравнительный анализ уплаты транспортного налога…………………
37
3 Проблемы, пути их решения и перспективы развития транспортного налога …………………………………………………………………………..
40
3.1 Проблемы налогообложения транспортного налога и пути их решения.………………………………………………………………………...
40
3.2 Перспективы развития транспортного налога…………………………...
43
Заключение…………………………………………………………………….
45
Список использованной литературы и источников………………
Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса инфляции.
2) Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на дорожную сеть страны. Так, например, в соответствии с федеральным законом № 110 для транс портных средств с мощностью двигателя до 200 л.с. установлены одинаковые на логовые ставки (510 руб. с каждой лошадиной силы) для легковых, грузовых автомобилей и автобусов. Для транспортных средств с мощностью двигателя свыше 200 л.с. предусмотрены самые высокие налоговые ставки: для легковых автомобилей 1530 руб. с каждой лошадиной силы. В то же время как для автобусов и грузовых автомобилей ставки существенно ниже 20 руб. и 1317 руб. соответствен но, что не соответствует реальной нагрузке транспортных средств на дорожную сеть и отличается от практики европейских стран, где эта разница нагрузки выражается в значительной дифференциации ставок транспортного налога между легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами.
В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на ось, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью.
Российская система налогов на авто транспорт и нефтепродукты, в отличие от аналогичных налогов в европейских странах, не обеспечивает поступлений, необходимых для финансирования дорожного хозяйства. Так, поступления от сбора налогов на автотранспорт и нефтепродукты в 2009 г. составили 34% от общей суммы расходов на дорожное хозяйство (Федеральные, территориальные и муниципальные дороги). Налоги, установленные российским законодательством для каждого класса автомобилей, не компенсируют расходов на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия авто транспортных средств на нее. В целом ряде случаев установленные объекты налогообложения и ставки налогов в отличие от международной практики приводят к нерациональному распределению налоговой нагрузки между налогоплательщиками, к уклонению от уплаты налогов. [16]
3) Действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию. Данная проблема может быть решена с помощью дифференцированной схемы налогообложения в сфере автотранспорта: взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей, и почти освобождать от него малые автомобили. Например, автомобиль с объемом двигателя 4,5 л, даже если он соответствует требованиям «евро3», выделяет в атмосферу вредных выбросов больше, чем автомобиль с объемом 1,1 л, но без «евро».
4) Увеличение ставок
Напомним, что субъектам федерации дано право увеличивать или уменьшать установленные НК РФ ставки, но не более чем в десять раз. Законодатели периодически пользуются частью этого права и увеличивают ставки по тем категориям транспортных средств, где максимум еще не достигнут. Но повышение ставки транспортного налога, который у нас и так один из самых высоких в Европе, в первую очередь отражается на стоимости пассажирских и грузовых перевозок. Растут цены на проезд в общественном транспорте. Но это не столь критично, как повышение транспортной составляющей в себестоимости всех товаров и услуг. А на машинах у нас развозят и хлеб, и лекарства. Мало того, что у перевозчиков не останется средств на покупку новых машин, и они будут ездить на старых, небезопасных.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о том, что российская система налогообложения транспортных средств нуждается в дальнейшей доработке и совершенствовании. Причем можно отметить интересный факт: приведенные выше варианты решения этих проблем противоречат друг другу, что можно объяснить разностью сфер интересов различных категорий налогоплательщиков и прочих заинтересованных лиц. [17]
Далее рассмотрим, какие изменения ожидаются от транспортного налога.
3.2 Перспективы развития транспортного налога
В России могут отменить привычный для нас транспортный налог. Вместо него предлагается ввести экологический сбор, который будет стимулировать людей к покупке современных машин – он будет зависеть от экологического класса авто. Ведь чем больше на наших дорогах будет автомобилей, отвечающих нормам Евро-4 или Евро-5, тем меньше будет загрязняться атмосфера, передает «Российская газета».
Кроме того, в ведомстве еще раз заявили о своем желании ввести запрет на эксплуатацию старой коммерческой техники. По словам заместителя главы Министерства промышленности и торговли Алексея Рахманова, пока речь идет о том, что для автобусов будет введено ограничение 15 лет, а для прочей коммерческой техники – 25 лет. При этом при сдаче старой машины в утиль владельцам предполагается выплачивать компенсацию – выдавать сертификаты на приобретение новых отечественных машин на сумму 100-250 тыс. рублей. Причем чем старше будет машина, тем более скромной будет компенсация.[21]
Также нововведения планируется провести в отношении многодетных семей:
В Госдуму РФ внесен законопроект,
отменяющий транспортный налог для
многодетных семей. По мнению авторов
документа, это поможет компенсировать
то, что государство не обеспечивает
многодетных родителей
Депутат от «Справедливой России» Антон Беляков внес в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 358 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он предусматривает полную отмену транспортного налога для родителей, на попечении которых находится трое или более детей. По данным Росстата, в России сейчас около 1 млн многодетных семей.
«Настоящим законопроектом предлагается ввести в категорию объектов, которые не подлежат обложению транспортным налогом, легковые автомобили и автобусы, находящиеся в собственности родителей, попечителей, опекунов, приемных родителей, на обеспечении которых находятся трое и более детей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Как подчеркивают авторы документа, «предлагаемая
законодательная инициатива призвана
компенсировать отсутствие у государства
возможности обеспечить многодетные
семьи транспортными
В ряде регионов уже действуют аналогичные льготы — например, в Хакасии, Липецке и Иркутске. [20]
Заключение
Значение региональных налогов в налоговой системе определяется в первую очередь тем, что поступления от этих налогов являются значительным источником формирования доходной части региональных бюджетов (непосредственно по транспортному налогу – территориальных дорожных фондов), а, следовательно, источником финансирования экономических и социальных программ развития регионов (по транспортному налогу - финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, а также затрат на управление дорожным хозяйством).
Транспортный налог
Несмотря на простоту исчисления транспортного налога, значительно отличающуюся от порядка исчисления налога на прибыль, НДС, ЕСН, в процессе администрирования налога, как было описано выше, существуют серьезные недоработки, препятствующие его наиболее полной собираемости. Эти пробелы, в основном касаются обмена информацией о наличие транспортных средств у физических лиц, о налоговой базе по транспортным средствам и т.д. между органами, вовлеченными в процесс администрирования транспортного налога. Также полной собираемости налога препятствует, во многом, отношение к нему большинства налогоплательщиков как к несправедливому, поводом к чему являются показатели налоговой базы прописанные в статье 359 Налогового Кодекса РФ.
Подытоживая, следует сказать, что дальнейшие пути совершенствования должны заключаться не только в изменении законодательной базы в этой области на основе выявления наиболее значимых ошибок, но также в радикальном повсеместном изменении отношения налоговых органов к своей работе, что является одним из приоритетов налоговой политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс]. Доступ из справ. – правовой системы Консультант Плюс.
2. Российская Федерация. Законы. О транспортном налоге на территории Республики Алтай [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент», версия от 01.01.12 г.
3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент», версия от 01.01.12 г.
4. Российская Федерация. Законы. О дорожных фондах РФ. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
5. Российская Федерация. Законы. О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней. [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
6. Российская Федерация. Законы. О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
7. Российская Федерация. Законы. О порядке регистрации транспортных средств [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
8. Российская Федерация. Законы. О Внесении изменений и дополнений в закон Республики Алтай «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
9. Российская Федерация. Законы. Об основах налоговой системы в Российской Федерации[Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
10. Российская Федерация. Законы. О приватизации государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
11. Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
12. Российская Федерация. Законы. О территориальных дорожных фондах в РФ [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
13. Российская Федерация. Письма Минфина РФ. О вопросе исчисления и уплаты транспортного налога [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
14. Российская Федерация. Письма Минфина РФ. О транспортном налоге. [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
15. Российская Федерация. Письма Минфина РФ. По вопросу исчисления и уплаты транспортного налога. [Электронный ресурс]. Доступ из информационно-справочной системы «Гарант-студент».
16. Антошина, О. А. Автотранспорт на предприятии [Текст]./ О. А. Антошина // Экономико-правовой бюллетень. - М. : Юрист, 2009 №8. – С. 18
17. Малахова, Ю.В. Исчисление транспортного налога: проблемы и их решение [Электронный ресурс] / Ю. В. Малахова // Налоговая политика и практика. Эксмо. 2010.№8 с.30-33. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
18. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика [Текст] / В. Г. Пансков – М.: изд. Юрайд. 2010. – 680 с.
19. Петрухина, Т.Г. Исчисление и взимание транспортного налога: некоторые аспекты. Право и экономика [Электронный ресурс] / Т. Г. Петрухина – М: Издательский центр «Академия». 2011. № 4. – С. 24
20. Многодетных освободят от транспортного налога [Электронный ресурс]: Газета Маркер/ – Полина Потапова - М: № 15 от 14 марта 2012 г. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
21. Транспортный налог отменят [Электронный ресурс] Российская газета/ - Константин Конюхов М: № 10 от 12 февраля 2012 г. М: № 10 от 12 февраля 2012 года. Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
Информация о работе Налоговый учет и контроль транспортного налога