Налоговый учет при исчислении налога на прибыль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучение аналитических регистров налогового учета при исчислении налога на прибыль
Объект исследования является выявление правовых аспектов и особенности ведения аналитических регистров налогового учета
Методологическую основу работы составили: законодательство о налогах и сборах, статьи, учебная литература, интернет - ресурсы.

Содержание

Введение 4
1 Глава. Теоретические основы налога на прибыль 7
1.1 Характеристика основных элементов налога на прибыль 7
1.2. Общие положения по налоговому учету по налогу на прибыль. 13
2 Глава. Сущность аналитических регистров и пример их заполнения 22
2.1. Сущность аналитических регистров налогового учета по налогу на прибыль 22
2.2. Заполнение аналитических регистров по амортизируемому имуществу на примере организации. 29
3 Глава. Ответственность налогоплательщиков за непредоставление налоговых регистров и перспективы развития амортизационной политики 42
3.1. Ответственность налогоплательщиков за непредставление налоговых регистров . 42
3.2. Перспективы развития амортизационной политики 47
Заключение 52
Список нормативных актов и литература 54
Приложения №1 56
Приложение №2 57
Приложение №3 59
Приложение №4 60

Работа состоит из  1 файл

курсовик НУ.docx

— 162.09 Кб (Скачать документ)

Составил:  Главный бухгалтер  Павлова     /Павлова Н.И/

Ежемесячная сумма списания убытка определяется как частное  от деления всей суммы убытка на число месяцев списания:

Ежемесячная сумма списания убытка = гр.3(Переходящий остаток убытка на 01.01.2011, руб.) :  гр.4 (Оставшийся срок списания убытка, мес.) = 781,15/8= 97,65 руб

По окончании налогового периода, как видно из регистра граф 20, 21, мы списали весь оставшийся убыток в 2011  году, и перенос на убытка на следующий год не требуется.

Таким образом, по  рассмотренному примеру организации «ЛесКомп» мы видим, что из себя наглядно представляют аналитические налоговые регистры и  какие расчеты проводятся при их заполнении, в частности на примере амортизируемого имущества.

 

3 Глава. Ответственность налогоплательщиков  за непредоставление налоговых регистров и перспективы развития амортизационной политики

3.1. Ответственность налогоплательщиков за непредставление налоговых регистров .

При внесении поправок разработчики упустили из виду, что в части  первой НК РФ не дано понятие регистра налогового учета. Регистры там лишь вскользь упоминаются. В частности, сказано, что в ходе камеральной проверки налогоплательщик может представить в инспекцию выписки из регистров налогового учета.

Понятие налогового регистра можно найти в гл. 25 "Налог на прибыль организаций". Как было сказано раннее, аналитические регистры налогового учета - это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения по счетам бухгалтерского учета. В регистрах должна систематизироваться и накапливаться информация из принятых к учету первичных документов и аналитические данные налогового учета для расчета налоговой базы.

Определение очень удачное. Только вот распространять понятие  регистра, данное для целей налога на прибыль, на остальные налоги без специального указания на это непосредственно в НК нельзя. А его нет.

А значит, это тот редкий случай, когда можно говорить о  неясности налогового законодательства, которая должна толковаться в пользу налогоплательщика. Поэтому если какой-либо документ Кодекс прямо не называет налоговым регистром, то и штрафовать за его отсутствие или неправильное заполнение нельзя. [19]

Разобравшись с основными  моментами, касающимися статуса  и сути налоговых регистров, следует  обратить внимание на  ответственность. После многолетнего обсуждения необходимости введения налоговой ответственности за отсутствие регистров налогового учета или неправильное их заполнение такая ответственность в НК РФ появилась. Юридически штраф, напрямую связанный с налоговыми регистрами, установлен только в одной статье Налогового кодекса. Речь идет о статье 120 НК РФ в редакции прошлогоднего Федерального закона №229-ФЗ, который приравнял регистры налогового учета к бухгалтерским регистрам. [ 26]

С 3 сентября 2010 года грубым нарушением правил учета доходов  и расходов и объектов налогообложения  считается, в частности:

- отсутствие регистров  налогового учета;

- систематическое (два  раза и более в течение календарного  года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета операций, движения денег, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений. [19]

За это организации  грозит штраф в размере от 10 до 40 тысяч рублей в зависимости  от длительности нарушения и его  влияния на размер налоговой базы (если отсутствие регистра повлекло ее занижение, штраф больше). [26]

Наиболее часто встречающиеся  проблемы у организаций по вопросам ведения налоговых регистров.

Проблема №1.

Распространена такая  ситуация: при проверке инспекторы запрашивают у налогоплательщика регистры налогового учета. При этом список таких регистров, как правило, формируется самими инспекторами, исходя из строк декларации. И соответственно за каждый непредставленный документ налагают штраф по статье 126 НК РФ в размере 200 рублей. А если налогоплательщик выражает несогласие, грозят применить еще и статью 120 НК РФ, то есть оштрафовать за грубое нарушение правил налогового учета.

Решение. Как уже выяснили, Налоговый кодекс не содержит требования, чтобы регистры строились непременно по строчкам декларации. Или, проще говоря, в НК РФ нет требования, чтобы каждая строка декларации была обоснована соответствующим регистром. Соответственно, подобное требование инспекторов незаконно. Организация вправе сама решать, какие регистры заводить отдельно в качестве регистров налогового учета, где она будет пользоваться регистрами бухгалтерского учета, а где — дополнит эти регистры необходимыми налоговыми данными (ст. 313 НК РФ). Так что инспекторы могут лишь попросить те регистры, которые обосновывают данные в декларации. И вовсе не обязательно, что количество этих регистров будет совпадать с количеством строк декларации.

Подтверждают этот вывод  и суды. В частности, ФАС Поволжского  округа в постановлении от 14.07.09 № А65-27027/2007 указал, что аналитический учет, который ведет налогоплательщик, нужен для обобщения информации при определении налоговой базы. При этом аналитический регистр налогового учета может характеризовать любой элемент налоговой базы по выбору налогоплательщика.[11]

Так что привлечь налогоплательщика  к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей  учетной политикой. Если же инспекция  требует те регистры, которые налогоплательщик не ведет и вести не собирался, то ни о какой ответственности речи быть не может [7,26].

Таким образом, будет лучше, если в учетной политике будут  утверждены только  те регистры налогового учета по налогу на прибыль, которые точно будете вести. [ 19]

 

 

Проблема №2

Еще одной распространенной «придиркой» инспекторов является заполнение строк в самих регистрах. Особенно часто это случается, если налогоплательщик решил использовать рекомендованные налоговой службой формы регистров, о которых мы упоминали ранее. Так, если инспекторы обнаруживают «пустые» строки, то тут же объявляют регистр недействительным, поскольку он не обеспечивает правильность учета. А нет регистра — пожалуйте платить штраф.

Решение .Однако и тут изучение судебной практики подсказывает, что спешить уплачивать штрафы не надо. Налогового кодекса содержит весьма ограниченный перечень обязательных реквизитов налогового регистра. Соответственно, если эти реквизиты имеются, то незаполнение каких-либо других данных нельзя считать нарушением. Ведь регистры нужны для правильного формирования налоговой базы. Поэтому налогоплательщик может сам решать, какие строки в каком из регистров ему надо заполнить для достижения указанной цели . [ 11,19]

Проблема №3

Отсутствие подписи в  первичном документе

Решение. Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью .

С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись – это обязательный реквизит любого первичного документа. Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ – использовать электронную цифровую подпись.

 Специального штрафа  за это нарушение нет. Есть  штраф за отсутствие первичных  документов и бухгалтерских регистров  – 10 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении  ФНС России считают, что к  этому нарушению нельзя приравнивать  ситуацию, когда документ составлен,  но не подписан. Кроме того, налоговиков  в ходе проверки интересуют  документы в бумажном виде, а не в электронном – соответственно с «живой» подписью. 
Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких  проблем на случай проверки любые  первичные документы и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями. Распечатывать документы целесообразно по окончании каждого отчетного(налогового) периода , а также перед увольнением главного бухгалтера или директора. [27]

Таким образом, после многолетнего обсуждения необходимости введения налоговой ответственности за отсутствие регистров налогового учета или неправильное их заполнение такая ответственность в НК РФ появилась. За отсутствие или несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета организации грозит штраф в размере от 10 тыс. до 40 тыс. рублей. Но привлечь налогоплательщика к ответственности можно только за непредставление тех регистров, которые он действительно должен вести в соответствии со своей учетной политикой. Так как унифицированных форм  АРНУ на федеральном уровне не установлены, налогоплательщик разрабатывает их самостоятельно и утверждает в Приложении к Учетной политике для целей налогообложения.

3.2.  Перспективы развития амортизационной политики

Исследование начисления амортизации основных средств показало что: Правильная амортизационная политика ведет к стабильности производства, его эффективности.

Амортизационная политика –  важная часть финансовой политики, замена устаревшего оборудования способствует развитию технического прогресса. Сегодня происходит процесс изменения норм амортизации по многим видам основных фондов и важно, чтобы новые нормы амортизации стали методической основой планирования замены физически и морально устаревших машин и агрегатов, возраст которых превышает нормативные нормы службы. [24]

Важной тенденцией в системе  амортизационных отчислений ведущих  стран мира является также совершенствование  методов начисления амортизации с целью ускорения развития отдельных регионов, отраслей и сфер рациональной экономики, а также стимулирование научно-технического прогресса. В развитых странах мира применяют методы ускоренной амортизации, которые позволяют в первую половину нормативного срока службы списывать свыше 50 % стоимости основного капитала. Устанавливаются также более короткие по сравнению со средними сроки амортизации. Так, американская администрация в целях ускорения инвестиций в основной капитал ввела более гибкую систему амортизации. Были установлены сроки амортизации: 10 лет для зданий и сооружений, 5 лет – для всех видов производственного оборудования, 3 года – для транспортных средств. Ускоренная амортизация позволяет фирмам и монополиям отчислять в амортизационный фонд не только часть стоимости основного капитала, изношенного в процессе производства товаров и оказания услуг, но и часть прибыли. Это дает им дополнительное преимущество, так как средства, отчисляемые в амортизационный фонд, не облагаются налогами.

Важнейшей проблемой для  нашего государства является соответствие норм амортизации требованиям рационального  кругооборота основных фондов. Сложившиеся нормы ориентируются в основном на сложившиеся балансы оборудования, в которых предусматривается недостаточное приобретение средств труда для замены физически и морально изношенных фондов.

В рамках составления проекта  федерального бюджета на очередной  финансовый год и двухлетний плановый период Минфин России разработал Основные направления налоговой политики РФ на 2012–2014 гг. На основании этого документа можно прогнозировать, какие изменения будут вноситься  в налоговое законодательство в течение ближайших трех лет. На основании этого можно дать оценку этому документу и обратить внимание какие нововведения позволят усовершенствовать налоговую систему, в частности в отношении налога на прибыль.  
В части налога на прибыль можно предложить ряд специальных мер[ 25].  
Во-первых, необходимо рассмотреть вопрос о введении прямой "инвестиционной льготы", которая позволяет освободить от налогообложения часть налоговой базы, если компания инвестирует в расширение или восстановление  основных фондов производственного назначения.  
Во-вторых, важной инициативой могут стать меры в части начисления амортизации:

  • введение сверхускоренной амортизации для вновь вводимого в эксплуатацию высокотехнологичного оборудования. Предприятиям необходимо разрешить списывать в первый год эксплуатации такого оборудования 20–30% его стоимости, а в отношении технологически прогрессивного оборудования – до 100% его стоимости;
  • пересмотр подходов к формированию групп основных фондов и установлению для них норм амортизации. [25]. Это необходимо в целях наиболее гибкого регулирования отнесения на расходы затрат на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств в среднесрочной перспективе необходимо продолжить разработку новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, разработана  на основе Общероссийского классификатора основных фондов (далее – ОКОФ), утвержденного  постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359, который в свою очередь основан на Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее – ОКПД).

Информация о работе Налоговый учет при исчислении налога на прибыль