Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России. Исходя из цели работы, была сформулирована задача исследования:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие
- провести анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ...5
1.1. Понятие добавленной стоимости и особенности её налогообложения…..5
1.2. Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости…………...8
1.3. Роль НДС в формировании бюджета РФ…………………………………14
2. Характеристика НДС и его элементов……………………………..………..17
2.1 Объект НДС и его плательщики…………………………..………………..17
2.2 Налоговая база, льготы и вычеты…………………………………………..30
2.3 Ставки налога и порядок исчисления НДС……………….…………….….42
3. Проблемы и перспективы развития НДС в РФ……………………………..50
Заключение ………………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………...….61
- льготная 4 % и 0 %;
- основная 9 %;
- повышенная 19 % и 38 %;
Нулевая ставка применяется к экспорту товаров и услуг.
Льготная ставка 4 % применяется к предметам первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и другие продукты питания, газеты, журналы).
По основной ставке 9 % облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных.
Продукты и спиртные напитки, продаваемые через рестораны, а также бензин и нефтепродукты облагаются по ставке 19 %.
Самая высокая ставка 38 % применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные автомашины).
Оценка НДС, как правило. дается положительная, определяется как лучший налог на потребление. В первую очередь к положительным качествам относят нейтральность по отношению к предприятиям, а также реальность и стабильность поступления средств в бюджет, создает благоприятные условия для экспорта продукции, сдерживает в определенной мере потребление предметов роскоши. В настоящее время около 40 стран мира, в том числе большинство европейских стран, применяют НДС. Предлагаемое развитие НДС заключается в сокращении числа ставок и совершенствовании методов его расчета. В отличии от ФРГ, где часть НДС идет в земельные бюджеты, в Италии НДС полностью поступает в центральный бюджет. Вместе с тем за счет НДС местные коллективы могут получать дотации от государства. Часть НДС (примерно 1,4 %) идет на нужды ЕЭС.
Налог на добавленную стоимость является основным из косвенных налогов, применяемых в налоговой системе Франции, и дает наибольшие налоговые поступления в бюджет страны (около 45 % всех налоговых поступлений).
НДС не является налогом на предприятие это налог на потребителя. Предприятия являются лишь сборщиками налога. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе производства и обращения НДС равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке.
Например, в 1988 году действовало 4 ставки НДС:
- 5,5 % - на товары и услуги первой необходимости (продукты питания, за исключением алкоголя и шоколада, медикаменты, жилье, транспорт и т.д.);
- 7 % - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);
- 18,6 % - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;
- 33,33 - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак.
НДС внутренний налог, и при ввозе товара за границу его величина компенсируется покупателю. Импортные товары облагаются по соответствующей ставке НДС.
В законодательстве Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС: окончательное и возможное.
К окончательному освобождению относится компенсация НДС по экспорту и компенсации в результате различных ставок при покупке и продаже.
Освобождаются также три вида деятельности:
1) медицина и медицинское обслуживание;
2) образование: начальное, среднее, высшее и профессиональное;
3) деятельность общественного и благотворительного характера.
Кроме того освобождаются все виды страхования, казино и лотереи.
Имеются виды деятельности, где предусмотрено возможное освобождение от НДС, то есть плательщику предоставляется право выбрать: платить НДС или подоходный налог.
К таким видам деятельности относятся:
- сдача в аренду помещений для любого вида экономической деятельности;
- финансовое и банковское дело;
- литературная, артистическая, спортивная деятельность, муниципальное хозяйство.
Расчет НДС ведется самими предприятиями. Для мелких предприятий, где ведется упрощенная схема бухгалтерского учета, НДС рассчитывает налоговая служба.
Мелкие предприятия (с товарооборотом менее 3 миллионов франков или 0,9 миллиона франков услуг) могут заполнять декларацию в течении расчетного года. Для очень мелких предприятий с товарооборотом менее 500 тысяч франков или 150 тысяч франков услуг декларация заполняется 1 раз в год.
В сельском хозяйстве применяется упрощенная схема уплаты и формы декларации НДС. Декларация заполняется 1 раз в год, а уплата НДС производится ежеквартально в размере 1/5 части НДС за предыдущий год с перерасчетом по итогам года.
Во Франции имеется около 3 миллионов плательщиков НДС. НДС вносится в бюджет, как правило, ежемесячно на основе декларации. Предприятия представляют в налоговые центры декларацию и чек на уплату налога. Существуют также квартальные и годовые сроки уплаты НДС в зависимости от объекта товарооборота.
Компенсация предприятием НДС в случае экспорта товаров производится ежемесячно. Для остальных видов (например, крестьянин купил трактор с НДС по ставке 18,6 %, а сельхозпродукты реализовали по ставке 5,5 %) компенсация осуществляется ежеквартально. Ежегодно администрация производит компенсацию на сумму около 65 миллиардов франков, или примерно 12 % от суммы налога.
Контроль за уплатой НДС ведется ежемесячно. Если по какой-либо причине плательщик НДС не представил декларацию, то ЭВМ в автоматическом режиме выдаст напоминание о том, что срок уплаты истек.
Во Франции примерно 10 тысяч человек налоговой службы занимаются расчетом и сбором НДС.
Льготы по НДС немногочисленные и в основном предоставляются мелким предприятиям.
Если предприятие имеет товарооборот менее 30 тысяч франков, то НДС не взимается. В этом случае предприятие вносит в бюджет постоянную сумму, определяемую расчетным путем. Такое правило действует потому, что эти предприятия не ведут бухгалтерский учет в объеме, достаточном для расчета НДС.
Если сумма НДС составляет менее 1350 франков, то эти предприятия освобождаются от его уплаты. Таких предприятий примерно 54 тысячи из 3 миллионов плательщиков НДС.
При сумме НДС более 1350 франков, но менее 5400 предприятия имеют скидку. Скидка предоставляется также мелким ремесленникам, если сумма НДС меньше 20 тысяч франков.
Льготы по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции, которые заключаются в вычете из НДС, направляемых на инвестиции.
1.3 Роль НДС в формировании бюджета РФ.
В развитых зарубежных странах существуют различные методики определения добавленной стоимости. Одна из них рассматривает ее как сумму заработной платы и получаемой прибыли. Согласно другой - добавленную стоимость можно определить как разницу между выручкой от реализации товаров и произведенными затратами. Можно заметить, что второй вариант определения добавленной стоимости значительно шире первого, так как помимо прибыли и заработной платы в расчет включаются также оперативно-хозяйственные расходы. Основываясь на этих двух методиках, можно выделить четыре механизма расчета НДС[1] :
1) R * ( V + M ),
где R - ставка НДС;
V - величина заработной платы;
M - величина получаемой прибыли;
2) R * V + R * M;
3) R * ( O - I ),
где O - выручка от реализации товаров, работ, услуг;
I - произведенные затраты при производстве продукции;
4) R * O - R * I.
Как видно из формул первые две относятся к первой методике расчета добавленной стоимости на основе заработной платы и прибыли, а третья и четвертая формулы соответственно - ко второй методике исходя из выручки и произведенных затрат. Между собой первая и вторая формулы (как третья и четвертая) различаются по способу и последовательности расчета. Необходимо отметить, что порядок исчисления НДС в Российской Федерации основывается на второй методике определения добавленной стоимости, и расчет налога производится на основании четвертой формулы.
С появлением НДС и акцизов в налоговой системе РФ косвенные налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов в бюджет. В консолидированном бюджете РФ поступления от НДС уступают только налогу на прибыль и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей за период с 1998 по 2009 г. можно проследить на основе данных, приведенных в таблице.
Табл. Поступление в федеральный бюджет основных налоговых платежей в 1998 – 2010 г.г. (в % к налоговым доходам)[1].
| 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
НДС | 36,97 | 38,89 | 46,31 | 44,81 | 46,7 | 48,9 | 41,1 | 30,8 | 37 | 25 | 39 | 41 |
Налог на прибыль | 9,03 | 18,14 | 15,47 | 12,02 | 13,1 | 13,4 | 13,5 | 17 | 17 | 19 | 6 | 8 |
Анализируя таблицу видим, что тенденции развития налога на добавленную стоимость в последнее время позволяют сделать вывод, что за ним сохранится ведущая роль среди прочих налогов и платежей в Российской Федерации.
2. Характеристика НДС и его элементов
2.1 Объект НДС и его плательщики
Объектом налогообложения признается реализация на территории России товаров, работ и услуг. С 2002-го года реализацией также считается передача от одного лица другому имущественных прав. При этом порядок определения налоговой базы при передаче имущественных прав не определен.
Определение реализации приводится в п.1 ст.39 НК РФ. Согласно этому определению реализацией считается передача на возмездной основе права собственности на товары, передача результатов работ, возмездное оказание услуг. Соответственно, объект налогообложения в общем случае возникает при изменении собственника данного товара (на практике - по дате накладной), момента передачи результата работы и момента оказания услуги. В двух последних случаях на практике момент реализации определяется, как правило, по двустороннему акту.
Следует учитывать, что с точки зрения 21-ой главы НК РФ - аренда, а также передача прав на объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ, базы данных, товарные знаки, патенты и т.п.) - считается услугой.
Согласно письму Минфина РФ от 29.08.2008 №03-07-11/290 передача арендатором арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества, произведенных с привлечением подрядных организаций, в счет арендной платы облагается налогом на добавленную стоимость.
Налогообложение средств, получение которых связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Включение в налогооблагаемую базу по НДС иных сумм, получение которых связано с осуществлением расчетов по оплате товаров (работ, услуг), является мерой противодействия при уклонении предприятий от уплаты НДС, когда стороны по договору умышленно занижают цену продукции, а получают оставшуюся разницу в виде перечисления во всевозможные фонды развития либо в виде штрафов.
Таким образом, в оборот, облагаемый НДС включаются средства, если установлено, что их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Информация о работе НДС, его сущность и значение в современной России