НДС, его сущность и значение в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России. Исходя из цели работы, была сформулирована задача исследования:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие
- провести анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в Российской Федерации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ...5
1.1. Понятие добавленной стоимости и особенности её налогообложения…..5
1.2. Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости…………...8
1.3. Роль НДС в формировании бюджета РФ…………………………………14
2. Характеристика НДС и его элементов……………………………..………..17
2.1 Объект НДС и его плательщики…………………………..………………..17
2.2 Налоговая база, льготы и вычеты…………………………………………..30
2.3 Ставки налога и порядок исчисления НДС……………….…………….….42
3. Проблемы и перспективы развития НДС в РФ……………………………..50
Заключение ………………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………...….61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по НДС.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Требование о налогообложении полученных штрафов напрямую закреплено в  п.29 Инструкции ГНС РФ от 11.10.95г. №39, где установлено, что «организации, получающие средства от взимания штрафов, взыскания пеней, выплаты неустоек за нарушение обязательств, предусмотренных договоров поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), уплачивают НДС по расчетным ставкам 9,09% и 16,67% от полученных средств».

При налогообложении сумм штрафов полученных необходимо учитывать следующие моменты:

-  налогообложению подлежит только суммы штрафов, пени, неустоек получение которых регулируется нормами гражданского законодательства;

-  налогообложению подлежит только те суммы штрафов, пени, неустоек которые получены по договорам поставки товаров (работ, услуг), выручка по которым облагается НДС;

- суммы штрафов подлежат налогообложению соответственно, т.е. по той же ставке (9,09% или 16,67%), по которой подлежит налогообложению выручка, полученная за товар, поставленный по этому же договору поставки;

- сумму НДС нельзя взыскивать «сверх» суммы штрафа, неустойки, пеней. 

Безвозмездная передача

Заметим, что в случаях, предусмотренных НК, реализацией считается и безвозмездная передача права собственности на товар, выполнение работ и оказание услуг, а также передача в безвозмездное пользование.

Именно поэтому всем налогоплательщикам, организующим рекламные акции, в процессе которых раздаются бесплатные призы, следует помнить, что стоимость безвозмездно переданных призов, сувениров, листовок, пакетов - составляет объект налогообложения.

В письме Минфина РФ №03-07-11/212 от 05.07.2007 года указано, что приобретение и бесплатное предоставление работникам чая, кофе и иных продуктов питания является операцией по реализации товаров на территории Российской Федерации на безвозмездной основе и признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. А в письме Минфина РФ от 6.08.2009 №03-07-11/199 указывается, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и признаются объектом налогообложения НДС. При этом согласно письму Минфина РФ от 25.11.2004 №03-04-11/209, стоимость безвозмездно переданного указанным образом имущества следует исчислять по РЫНОЧНОЙ стоимости.

В письме Минфина РФ от 02.09.2010 № 03-07-11/376 указывается, что суммы компенсации расходов на питание, начисляемые работникам организации в соответствии с трудовым договором, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не являются. В то же время передача продуктов питания (обедов) безвозмездно физическим лицам, привлеченным к выполнению хозяйственных работ по договорам подряда, является объектом налогообложения НДС. Об этом сказано в письме Минфина РФ от 22.09.2010 № 03-03-06/1/609. Как отмечает финансовый орган, в данном случае имеется обычная реализация, подпадающая под определение пп.1п.1ст.146              НК              РФ.
 Место реализации

Как было указано выше - объектом налогообложения является реализация, совершенная ТОЛЬКО на территории России. То есть если российский налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) на территории иностранного государства, то такая реализация не будет являться объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Место реализации товаров

Согласно ст.147 НК РФ Россия считается местом реализации товаров, если:

 товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;

 товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.

Такая формулировка, в частности, означает, что при экспорте товаров из России - местом реализации экспортируемого товара считается Россия. Тем самым продажа товара за границу - составляет объект налогообложения по НДС.

Место реализации работ и услуг

Порядок определения места реализации работ и услуг описан в ст.148 НК РФ.

Россия признается местом реализации работ и услуг, если:

 работы (услуги) связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории РФ. Исключение составляют работы и услуги, связанные с воздушными и морскими судами. В этом случае работы и услуги считаются реализованными на территории РФ, если на территории РФ осуществляет свою деятельность ПОКУПАТЕЛЬ этих услуг. Если же работы (услуги) связаны с космическими объектами - то налогообложение производится по ставке 0%;

 работы, услуги связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ;

 услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

 на территории РФ осуществляет свою деятельность ПОКУПАТЕЛЬ следующих услуг (работ):

 по передаче или предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

 по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;

 оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В то же время местом реализации инжиниринговых услуг, выполняемых российской организацией по контрактам с российскими посольствами, генеральными консульствами, постоянными представительствами при ООН, НАТО, ЕС и т.д., признается территория Российской Федерации и, соответственно, указанные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации - письмо Минфина РФ от 21.01.2010 № 03-07-08/14.

 предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;

 сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;

 услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и  воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

 оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (иных доходов) при исполнении любого из этих договоров. В Письме УФНС России по г. Москве от 28.09.2009 № 16-15/100533 делается вывод, что услуги агента по приобретению и доставке импортного товара на территорию РФ уполномоченному лицу иностранной компании, не имеющей постоянного представительства на территории РФ, считаются оказанными на территории Российской Федерации.

ФНС России  (письмо от 13.05.2010 № ШС-20-3/658) при рассмотрении вопроса, касающегося порядка применения НДС в отношении оказываемых российскими организациями услуг по предоставлению морских судов с экипажем во временное пользование рыбодобывающим организациям в целях добычи водных биологических ресурсов за пределами территории Российской Федерации, сообщила, что местом реализации данных услуг признается территория РФ. При этом российская организация или индивидуальный предприниматель обязаны исчислить в общеустановленном порядке и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС;

 услуги  по перевозке и/или транспортировке, услуги непосредственно с ними связанные (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и/или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита), выполняются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и/или пункт назначения находится на территории РФ;

 услуги (работы) непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ.

Во всех прочих случаях Россия признается местом реализации работ и услуг, если продавец, реализующий работу (услугу), осуществляет свою деятельность на территории РФ.

 Оказание  услуг по выдаче поручительства облагается НДС, если поручителем выступает российская организация или гражданин. В противном случае НДС не начисляется. Так, местом реализации услуг по выдаче поручительства, оказываемых иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговых органах РФ, российской организации, территория России не признается. Эти услуги объектом налогообложения НДС не являются. Этот вывод сделан  финансовым ведомством (Письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-07-08/66) при рассмотрении ситуации, когда выдача поручительства осуществляется в рамках самостоятельного договора. К таким отношениям не применяются положения пункта 3 статьи 148 НК РФ о том, что местом реализации вспомогательных услуг является место реализации основных услуг (для обеспечения которых выдано поручительство).

Местом реализации работ (услуг) не признаётся территория РФ если:

 работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключение воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории РФ;

 работы (услуги) связаны непосредственно с находящимися за пределами территории РФ движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории РФ воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания;

 услуги фактически оказываются за пределами территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

 покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ (при выполнении видов работ и услуг, перечисленных в пп.4 п.1 ст.148 НК РФ);

 услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в пп.4.1 и 4.2 п.1 ст.148 НК РФ.[2]

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Признается объектом налогообложения передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд в том случае, если эти товары (работы, услуги) - не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль. В частности, таковыми являются товары (работы, услуги), произведенные обслуживающими хозяйствами налогоплательщика для его собственных нужд и не принимаемые в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ.

Следует заметить, что в данном случае объектом налогообложения является не само по себе приобретение таких товаров (работ, услуг) для собственных нужд, стоимость которых не принимается в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, а именно их передача ВНУТРИ организации налогоплательщика. К примеру, само по себе приобретение телевизора для кабинета генерального директора - не создает объекта налогообложения по НДС. А вот если передать по внутренней накладной этот телевизор своему филиалу - надо будет заплатить НДС со стоимости телевизора.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

К таким работам относятся строительные и монтажные работы, выполняемые налогоплательщиками хозяйственным способом непосредственно работ для собственных нужд. При этом, согласно редакции главы 21, вступившей в силу с 01 января 2006 года[3], объект налогообложения возникает возникает в последний день каждого налогового периода. Иными словами, НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления придется начислять по окончании каждого налогового периода (ежемесячно или ежеквартально), исходя из суммы расходов на строительство за соответствующий период.

Ввоз товаров на территорию РФ

Следует помнить, что существует два самостоятельных порядка уплаты налога при ввозе на территорию РФ. В случае, когда согласно международному договору отменены на границе таможенное оформление и таможенный контроль перемещаемых через границу России товаров - НДС взимается налоговыми органами.

21 мая 2010 г. Высший орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана принял решение, согласно которому с 1 июля вступает в силу Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее - Соглашение от 25.01.2008) и принятые в соответствии с ним протоколы от 11.12.2009 ("О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе"  и "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе").

С 1 июля 2010 г. российским налогоплательщикам при заключении сделок с контрагентами - резидентами Белоруссии и Казахстана в целях налогообложения данных операций необходимо будет руководствоваться Соглашением от 25.01.2008 и принятыми в соответствии с ним протоколами. С этой  даты Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 09.10.2000 "О принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле", Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Соглашение от 15.09.2004), Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 23.03.2007 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" будут применяться только в той мере, в которой их положения совместимы с Соглашением от 25.01.2008.

Действие Соглашения от 25.01.2008 распространяется на все товары, как происходящие с территорий России, Белоруссии, Казахстана, так и на товары, происходящие из других стран и выпущенные в свободное обращение на территории Таможенного союза.

Информация о работе НДС, его сущность и значение в современной России