Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:19, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении особенности исчисления НДС, а также разработки направлений развития налогообложения добавленной стоимости в России. Исходя из цели работы, была сформулирована задача исследования:
- изучение теоретических основ налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, обоснование сущности налога, его развитие
- провести анализ действующего порядка исчисления и взимания НДС в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Налог на добавленную стоимость, как один из важнейших налогов РФ...5
1.1. Понятие добавленной стоимости и особенности её налогообложения…..5
1.2. Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости…………...8
1.3. Роль НДС в формировании бюджета РФ…………………………………14
2. Характеристика НДС и его элементов……………………………..………..17
2.1 Объект НДС и его плательщики…………………………..………………..17
2.2 Налоговая база, льготы и вычеты…………………………………………..30
2.3 Ставки налога и порядок исчисления НДС……………….…………….….42
3. Проблемы и перспективы развития НДС в РФ……………………………..50
Заключение ………………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………...….61
Если же таможенный контроль и таможенное оформление не отменены, то взимание налога производится таможенными органами. При этом порядок налогообложения определяется тем, в каком из таможенных режимов ввозится данный товар в Россию. Особенности взимания НДС при различных таможенных режимах ввоза в РФ и вывоза из РФ - приведены в ст.151 НК РФ. Ввоз некоторых, строго определенных товаров - не подлежит налогообложению при ввозе на территорию России. Список этих товаров приведен в ст.150 НК РФ.
Комиссией таможенного союза ЕврАзЭС в Решении от 18.06.2010 г. № 293 рассмотрены вопросы переходного периода при взимании косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. Так, косвенные налоги по товарам, ввезенным (ввозимым) из государств-членов ТС, помещенным под таможенные процедуры, режимы и операции в соответствии с национальным законодательством, не завершенные на 1 июля 2010 г., взимаются таможенными органами сторон. Во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до этой даты таможенному органу страны-импортера произведено предварительное декларирование, и декларантом уплачены косвенные налоги,экспортёр тов
Операции, не признаваемые объектом налогообложения
В п.2 ст.146 НК РФ содержится список тех операций, которые не признаются объектом налогообложения, несмотря на то обстоятельство, что содержанием таких операций является передача права собственности на товары и результаты работ, а также выполнение услуг и передача имущественных прав.
В первую очередь к операциям, не признаваемым в качестве объектов налогообложения, относятся операции, перечисленные в п.3 ст.39 НК РФ, а именно:
передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации. Реорганизация, согласно п.1 ст.57 ГК РФ может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования;
передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Если потом эта некоммерческая организация реализует указанное имущество, полученное ею для осуществления уставной деятельности у нее возникает объект налогообложения в общепринятом порядке;
передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
передача имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал дочерней организации - согласно Письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12.11.2009 №03-07-11/301;
передача имущества инвестором в рамках выполнения инвестиционных условий соответствующего конкурса, а также - передача имущественных прав в уставный капитал;[4]
передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику), а также участнику простого товарищества, при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества (простого товарищества), а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками. Надо помнить, что если при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками эти участники получают что-либо СВЕРХ указанного первоначального взноса - такая стоимостная разница подлежит налогообложению в общепринятом порядке;
передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации.
Согласно Федеральному Закону от 30.06.2008 №108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 октября 2008 года передача имущества и/или имущественных прав по концессионному соглашению реализацией не является и НДС, соответственно, не облагается.
Налогоплательщик должен помнить, что если при оприходовании имущества, впоследствии использованного для операций, которые не облагаются НДС, был ранее произведен вычет НДС - то указанная сумма должна быть восстановлена к уплате в бюджет.
Помимо вышеуказанных, п.2 ст.146 НК РФ выделяет еще несколько операций, не признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся:
передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, а также объектов основных средств органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Приватизация в настоящий момент осуществляется согласно Закону от 21.12.2001 №178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления. Например, не является объектом налогообложения плата, взимаемая органами юстиции за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с таковым;
операции по реализации земельных участков (долей в них);
передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам).
Согласно п.1 ст.2 Федерального Закона от 25.11.2009 №281-ФЗ пункт 2 ст.146 НК РФ дополнен положением, что не признается объектом налогообложения оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Отсутствуют также основания для включения в налоговую базу по НДС денежных средств, ошибочно поступивших на расчетный счет организации - письмо Минфина РФ от 02.08.2010 № 03-07-11/329.
Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. №50-ФЗ пункт 2 ст.146 НК РФ дополнен положением, согласно которому не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации. Изменения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Налогоплательщики НДС
Согласно ст. 143 НК налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Они должны делать расчет НДС, уплачивать его в установленные сроки, выписывать счета-фактуры и вести книгу продаж и книгу покупок.
Не признаются налогоплательщиками НДС организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года.
2.2 Налоговая база, льготы и вычеты
Для налогообложения определяется выручка от реализации товаров (работ, услуг) в денежной, натуральной формах (в т.ч. оплата ценными бумагами), исходя из всех доходов налогоплательщика. Выручка (расходы) в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, имущественных прав. При этом выручка, полученная в ин. валюте, пересчитывается по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров, работ, услуг.
Налоговая база исчисляется:
при применении одинаковой ставки - суммарно по всем видам операций;
при применении различных ставок - отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг).
Налоговая база определяется с учетом сумм:
а) оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, за исключением предстоящих поставок товаров (работ услуг) с производственным циклом свыше 6 месяцев и нулевой ставкой. Министерство экономического развития и торговли РФ выдает заключение о длительности производственного цикла изготовления экспортных товаров при получении соответствующих документов;
б) не включаются в налоговую базу до момента определения налоговой базы суммы оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (услуг), облагаемых по ставке 0 процентов. Постановлением Правительства РФ[5] утвержден перечень товаров, работ, услуг, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев;
в) полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения; в счет увеличения доходов;
г) полученных в виде процента (дисконта) по облигациям и векселям, в счет оплаты за товары (работы, услуги), процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента по ставке рефинансирования ЦБ РФ;
д) полученных страховых выплат.
Налоговая база определяется:
1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в т.ч. по товарообменным (бартерным) операциям, а также на безвозмездной основе, при передаче права собственности, при передаче товаров (результатов работ, услуг) в счет оплаты труда - как их стоимость с учетом акцизов и без учета НДС.
2. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с уплаченным НДС, - как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС, акцизов) и остаточной стоимостью имущества с учетом переоценок.
3. При реализации сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, и продуктов ее переработки по Перечню Правительства РФ - как разница между ценой (с учетом НДС) и ценой приобретения продукции.
4. При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья - как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов и без учета НДС.
5. При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам - как их стоимость, указанная в договоре, но не ниже их стоимости, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ с учетом акцизов и без учета НДС.
6. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций из бюджетов с применением государственных регулируемых цен - как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
7. При реализации товаров в многооборотной таре залоговые цены не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу. Особенности определения налоговой базы по различным видам операций изложены в статьях 155-162 НК РФ
Момент определения налоговой базы
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров, работ, услуг, имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг, передачи имущественных прав. В случаях когда товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача приравнивается к его отгрузке. При реализации товаров, работ, услуг на экспорт МОНБ является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления МОНБ является последнее число каждого налогового периода. При передаче товаров, работ, услуг для собственных нужд МОНБ является день совершения указанной передачи.
Ставки
0% - на товары (работы, услуги)
10% - на детские и продовольственные товары, по перечню Правительства, периодические печатные издания, отдельные лекарственные средства и медицинские товары (в т.ч. при ввозе на таможенную территорию РФ)
18% - на товары (работы, услуги), в т.ч. при ввозе на таможенную территорию РФ,
Льготы и вычеты
Не подлежит налогообложению реализация[6]:
1. Услуг по предоставлению в аренду иностранной организации помещений на территории РФ при условии, что иностранные государства предоставляют аналогичную льготу гражданам РФ.[7]
2. Следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:Медицинских услуг учреждений, в т.ч. услуг, оказываемых врачами частной практики (за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических, не финансируемых из бюджета). Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 N 132 (в ред. от 16.09.2002).
Информация о работе НДС, его сущность и значение в современной России