Основные направления развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Основные направления развития налоговой системя РФ.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Поэтому перед налоговой политикой стоят три следующих основных вопроса, до известной степени переплетающихся между собой:[4] 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и в частности с помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между отдельными классами населения, с одной стороны, и между отдельными отраслями народного хозяйства - с другой; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными плательщиками.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

              Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

              По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д. Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).

              Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.

              Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

              - в установлении и изменении системы налогообложения;

              - в определении налоговых ставок, их дифференциации;

              - в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственного регулирования экономики.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

В рамках реализации основных направлений налогового реформи­рования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 — федеральных, 3 — региональных, 2 — местных) и 4 специальных налоговых режима.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие налого­вые платежи[5]:

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение (утратил силу с 1 января 2006 г.);

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

1) транспортный налог (гл. 28 Кодекса);

2) налог на игорный бизнес (гл. 29 Кодекса);

3) налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса).

Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий на­логоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и админи­стрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специаль­ные налоговые режимы:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропро­изводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Ко­декса);

2) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Кодекса);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разде­ле продукции (гл. 26.4 Кодекса).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами предста­вительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К мест­ным налогам и сборам с 1 января 2005 т. относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог (гл. 31 Кодекса).

Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях — ежеквартально[6].

 

 

1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности

 

Исследование международной практики ведения налогов, дают основание сделать вывод о необходимости использования в российской прак­тике классификации налогов на прямые и косвенные именно по критерию объекта налогообложения. Ко­нечно, унифицированный подход в определении пря­мых и косвенных налогов, соответствующий совре­менной международной практике, должен получить надлежащее нормативное закрепление в нормах рос­сийского налогового законодательства. В практиче­ском плане, на наш взгляд, для России также целесо­образно построение такой системы налогообложения, в которой для каждого из объектов налогообложения был бы установлен только один тип налога: прямой или косвенный.

В условиях интеграции национальных экономик и всемирной конкуренции за инвестиции отсутствие продуманной налоговой политики в сфере прямого налогообложения при прочих равных, факторах, по мнению современных ученых, означает для государ­ства[7]:

-  сокращение инвестиций и преобладание тенден­ции оттока капитала;

- уменьшение размеров налогооблагаемой базы и. как следствие, снижение объемов средств, моби­лизуемых в бюджеты различных уровней;

- снижение конкурентоспособности национальных производителей.

Сочетание указанных тенденций, на наш взгляд, можно считать признаком неэффективной налоговой политики государства в области международного конкурентного участия на рынке прямого налогообложения. Изменение соотношения в пользу косвенных налогов свидетельствует о негативных тенденциях в итоговой и бюджетной политике государства, о недоценке регулирующей роли прямых налогов, а также неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов.

Специалисты обычно называют следующие поло­жительные результаты налоговой конкуренции:[8]

- снижение предельных налоговых ставок;

- уничтожение двойного налогообложения сохра­ненных и инвестированных доходов;

- закрепление в национальном законодательстве принципа территориального налогообложения, суть которого в том, что правительства должны облагать налогом только те доходы, которые зара­ботаны в рамках национальных границ;

- повышение уровня эффективности правительств и ограничение их вмешательства в экономическую жизнь.

Принято считать, что совре­менная  налоговая  система должна выполнять следующие ос­новные функции:

- фискальную (обеспечение соби­раемости налогов);

- стимулирующую (стимулиро­вание развития экономики и рос­та производства);

-  социальную (справедливое рас­пределение налогового бремени среди налогоплательщиков; обес­печение за счет налогов достойной жизни бюджетникам, пенсионе­рам, инвалидам и учащимся).

Пока же, как представляет­ся, российская налоговая систе­ма вышеперечисленные функции выполняет неудовлетворительно: конкретные стимулы и льготы на­правлены не в сторону материаль­ного производства. Более того, в Основных направлениях налого­вой политики на 2009 и на пла­новый период 2010 и 2011 годов совершенствование налоговой сис­темы сводится к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки». В результате темпы роста про­мышленного производства, по дан­ным Росстата, снижаются год от года (2003 — 8,9%, 2004 — 8,3%, 2005 — 4%, 2006 — 3,9%); недо­пустимо высок (более 50%) уро­вень «теневых» доходов3, растет имущественное расслоение насе­ления (в 2006 году доходы 10 % «бо­гатых» в 15,3 раза превысили дохо­ды 10 % «бедных», в 2005 году — в 14 раз); структура произведенного ВВП говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России[9].

В 2007 году рост производства достиг 6,3 %, но инфляция, от кото­рой в первую очередь страдает на­селение с низкими доходами, росла опережающими темпами (12%).

«Борьба» с инфляцией сегодня ведется путем «сдерживания» рас­ходов бюджета и «стерилизации» «избыточных доходов» в Стабили­зационном фонде, накапливаемом на счетах в зарубежных банках. На самом деле эти монетаристские меры ничего не решают. Динамика бюджетных расходов и доходов не всегда и необязательно влияет на темпы инфляции. Главными при­чинами инфляции являются отставание внутреннего, «рублево­го» производства товаров от роста «рублевого» же платежеспособно­го спроса и несоответствие роста средней зарплаты росту произво­дительности труда. Для устранения этих несоответствий есть только одно средство — увеличение тем­пов роста внутреннего производ­ства товаров, пользующихся спро­сом, и ускоренное перевооружение материальной базы этого произ­водства — машиностроительного комплекса страны. Введение но­вых налоговых льгот нефтяникам и утверждение на 2009—2011 гг. ускоренного роста тарифов на ус­луги естественных монополий (на электроэнергию и газ — вдвое, на услуги железнодорожников — в полтора раза) фактически «под­хлестывают» инфляцию.

В 2007 году возник дополни­тельный денежный спрос насе­ления благодаря существенному увеличению расходов государст­ва (более 1 трлн руб.) на пенсии, зарплаты бюджетников, военных, финансирование госкорпораций, строительство дорог и т.д. Это благая мера, тем более что доля заработной платы в ВВП России и так недопустимо мала (примерно 30%) по сравнению с другими раз­витыми странами (50% и более)[10]. Но ничего не было сделано, что­бы обеспечить соответствующий рост внутреннего материально­го производства. Закономерным результатом такой политики стал рост инфляции. Можно с уверен­ностью сказать, что и в 2оо8 году инфляция превысит уровень прошлого года и не «впишется» в опти­мистические прогнозы.

Росту отечественного матери­ального производства также пре­пятствует засилье на нашем рынке контрабандной и контрафактной продукции. Например, в общем объеме товаров легкой промыш­ленности, купленной населением России в 2005 году, ее доля состав­ляла 62,4%. Российскому предпри­нимателю трудно конкурировать с иностранной продукцией, не об­лагаемой налогами и пошлинами. Чтобы выжить, многим производ­ственным предприятиям прихо­дится «оптимизировать» налого­обложение.

В отличие от российского произ­водственного сектора торгово-посреднический малый бизнес, кото­рому предоставляются все новые льготы, наоборот, приветствует приток контрабандной продукции, который обеспечивает ему высо­кий оборот капитала, защиту от инфляции и массированный при­ток наличности (фактически не об­лагаемых налогами доходов).

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ