Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45
С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Поэтому перед налоговой политикой стоят три следующих основных вопроса, до известной степени переплетающихся между собой:[4] 1) какую долю национального дохода можно извлекать с помощью бюджетных поступлений вообще и в частности с помощью налогов; 2) как эта сумма должна распределяться между отдельными классами населения, с одной стороны, и между отдельными отраслями народного хозяйства - с другой; 3) как эта сумма должна распределяться между отдельными плательщиками.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, и прежде всего расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.
2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы государственные органы сами все чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены налоговые льготы многодетным семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Часто налоговые льготы предоставляются мелким и средним предпринимателям, особенно впервые начинающим самостоятельное дело, фермерам, но эти налоговые льготы носят уже не только социальный, но и регулирующий характер. Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют такие виды налоговых льгот, как скидки с личных доходов и прибылей, направляемых в жилищное строительство. Оживление жилищного строительства создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги, санитарное и электрическое оборудование, способствует росту занятости, а позднее ведет к увеличению спроса на мебель, технические товары длительного пользования, бытовую электронику, посуду, белье и т.д. Двойственную роль - социальную и регулирующую - играет освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы. Накопление средств в этом фонде является финансовой базой для дополнительной пенсии отработавшим свой стаж на фирме рабочим и служащим. Средства, находящиеся в пенсионном фонде компании, формально ей не принадлежат, но находятся в ее бессрочном распоряжении. Они широко используются для долгосрочных капиталовложений, расширяя и укрепляя финансовую базу фирмы.
3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).
Основными объектами государственного регулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственный цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, капиталовложения, цены, НИОКР, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
- в установлении и изменении системы налогообложения;
- в определении налоговых ставок, их дифференциации;
- в предоставлении налоговых льгот - освобождении от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственного регулирования экономики.
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 — федеральных, 3 — региональных, 2 — местных) и 4 специальных налоговых режима.
К федеральным налогам и сборам относятся следующие налоговые платежи[5]:
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) налог на наследование или дарение (утратил силу с 1 января 2006 г.);
8) водный налог;
9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;
10) государственная пошлина.
К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:
1) транспортный налог (гл. 28 Кодекса);
2) налог на игорный бизнес (гл. 29 Кодекса);
3) налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса).
Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);
2) упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 Кодекса);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Кодекса).
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 т. относятся:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог (гл. 31 Кодекса).
Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях — ежеквартально[6].
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности
Исследование международной практики ведения налогов, дают основание сделать вывод о необходимости использования в российской практике классификации налогов на прямые и косвенные именно по критерию объекта налогообложения. Конечно, унифицированный подход в определении прямых и косвенных налогов, соответствующий современной международной практике, должен получить надлежащее нормативное закрепление в нормах российского налогового законодательства. В практическом плане, на наш взгляд, для России также целесообразно построение такой системы налогообложения, в которой для каждого из объектов налогообложения был бы установлен только один тип налога: прямой или косвенный.
В условиях интеграции национальных экономик и всемирной конкуренции за инвестиции отсутствие продуманной налоговой политики в сфере прямого налогообложения при прочих равных, факторах, по мнению современных ученых, означает для государства[7]:
- сокращение инвестиций и преобладание тенденции оттока капитала;
- уменьшение размеров налогооблагаемой базы и. как следствие, снижение объемов средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней;
- снижение конкурентоспособности национальных производителей.
Сочетание указанных тенденций, на наш взгляд, можно считать признаком неэффективной налоговой политики государства в области международного конкурентного участия на рынке прямого налогообложения. Изменение соотношения в пользу косвенных налогов свидетельствует о негативных тенденциях в итоговой и бюджетной политике государства, о недоценке регулирующей роли прямых налогов, а также неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов.
Специалисты обычно называют следующие положительные результаты налоговой конкуренции:[8]
- снижение предельных налоговых ставок;
- уничтожение двойного налогообложения сохраненных и инвестированных доходов;
- закрепление в национальном законодательстве принципа территориального налогообложения, суть которого в том, что правительства должны облагать налогом только те доходы, которые заработаны в рамках национальных границ;
- повышение уровня эффективности правительств и ограничение их вмешательства в экономическую жизнь.
Принято считать, что современная налоговая система должна выполнять следующие основные функции:
- фискальную (обеспечение собираемости налогов);
- стимулирующую (стимулирование развития экономики и роста производства);
- социальную (справедливое распределение налогового бремени среди налогоплательщиков; обеспечение за счет налогов достойной жизни бюджетникам, пенсионерам, инвалидам и учащимся).
Пока же, как представляется, российская налоговая система вышеперечисленные функции выполняет неудовлетворительно: конкретные стимулы и льготы направлены не в сторону материального производства. Более того, в Основных направлениях налоговой политики на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов совершенствование налоговой системы сводится к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки». В результате темпы роста промышленного производства, по данным Росстата, снижаются год от года (2003 — 8,9%, 2004 — 8,3%, 2005 — 4%, 2006 — 3,9%); недопустимо высок (более 50%) уровень «теневых» доходов3, растет имущественное расслоение населения (в 2006 году доходы 10 % «богатых» в 15,3 раза превысили доходы 10 % «бедных», в 2005 году — в 14 раз); структура произведенного ВВП говорит о дальнейшем росте сырьевой зависимости России[9].
В 2007 году рост производства достиг 6,3 %, но инфляция, от которой в первую очередь страдает население с низкими доходами, росла опережающими темпами (12%).
«Борьба» с инфляцией сегодня ведется путем «сдерживания» расходов бюджета и «стерилизации» «избыточных доходов» в Стабилизационном фонде, накапливаемом на счетах в зарубежных банках. На самом деле эти монетаристские меры ничего не решают. Динамика бюджетных расходов и доходов не всегда и необязательно влияет на темпы инфляции. Главными причинами инфляции являются отставание внутреннего, «рублевого» производства товаров от роста «рублевого» же платежеспособного спроса и несоответствие роста средней зарплаты росту производительности труда. Для устранения этих несоответствий есть только одно средство — увеличение темпов роста внутреннего производства товаров, пользующихся спросом, и ускоренное перевооружение материальной базы этого производства — машиностроительного комплекса страны. Введение новых налоговых льгот нефтяникам и утверждение на 2009—2011 гг. ускоренного роста тарифов на услуги естественных монополий (на электроэнергию и газ — вдвое, на услуги железнодорожников — в полтора раза) фактически «подхлестывают» инфляцию.
В 2007 году возник дополнительный денежный спрос населения благодаря существенному увеличению расходов государства (более 1 трлн руб.) на пенсии, зарплаты бюджетников, военных, финансирование госкорпораций, строительство дорог и т.д. Это благая мера, тем более что доля заработной платы в ВВП России и так недопустимо мала (примерно 30%) по сравнению с другими развитыми странами (50% и более)[10]. Но ничего не было сделано, чтобы обеспечить соответствующий рост внутреннего материального производства. Закономерным результатом такой политики стал рост инфляции. Можно с уверенностью сказать, что и в 2оо8 году инфляция превысит уровень прошлого года и не «впишется» в оптимистические прогнозы.
Росту отечественного материального производства также препятствует засилье на нашем рынке контрабандной и контрафактной продукции. Например, в общем объеме товаров легкой промышленности, купленной населением России в 2005 году, ее доля составляла 62,4%. Российскому предпринимателю трудно конкурировать с иностранной продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами. Чтобы выжить, многим производственным предприятиям приходится «оптимизировать» налогообложение.
В отличие от российского производственного сектора торгово-посреднический малый бизнес, которому предоставляются все новые льготы, наоборот, приветствует приток контрабандной продукции, который обеспечивает ему высокий оборот капитала, защиту от инфляции и массированный приток наличности (фактически не облагаемых налогами доходов).
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ