Основные направления развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Основные направления развития налоговой системя РФ.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

На рисунке 2 представлена динамика поступлений налога доходы физических лиц в бюджет области и местные бюджеты в сравнении за 2007 – 2008 годы.  Среди сдерживающих факторов  поступлений налога доходы физических лиц  можно выделить следующие.  Особенностью современной  экономической ситуации   в Орловской области является нежелание увеличивать  многих работодателей увеличивать  заработную плату сверхустановленного уровня.

Рисунок 3 -  Динамика  фактически используемого налогового потенциала  по НДФЛ по Орловской области за 2007 – 2009 гг.

           Этот факт можно объяснить наличием тенденции  возникновения положения  убыточности организаций, причиной которого является произошедший кризис, и использование схем по выдаче заработной платы «в конвертах», сознательной политикой организаций. Это существенно сдерживает  покупательную способность населения, что не позволяет задействовать  резервы роста по всем налогам в бюджет Орловской области.  Невозможность  полного учета и контроля  над доходами вторичного  занятого населения, которое осуществляет различного рода  незарегистрированную предпринимательскую деятельность  (например, сдача жилья в аренду), также ведет к потерям бюджета.

 

Таблица 4 - Динамика поступления доходов, администрируемых налоговыми органами в территориальный бюджет за 2007 -2008 годы, млн.руб.

Наименование

2008 год

2007 год

Отклонение

«+/ - »

%

Налоговые доходы

11 261.6

8 901.5

2 360.1

126,5

Налог на прибыль организаций

2 980.6

2 218.8

761.8

134,3

Налог на доходы физических лиц

5 216.4

3 842.9

1 373.5

135,7

Налог на имущество физических лиц 

20,8

15,6

5,2

133,3

Налог на имущество организаций

796,1

555,9

240,2

143,2

Транспортный налог

256,7

129,8

126,9

197,8

Налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

9,3

6,1

3,2

152,5

 

          Сумма поступления  налога на доходы физических лиц  в региональный бюджет в 2008 году составила 5216, 4 млн. руб..  По сравнению  с 2007 годам сумма увеличилась на 1373,5 млн. руб. Общий темп  прироста по сравнению с 2007 годом составляет 123 %, что говорит о том, что темп роста поступлений НДФЛ в территориальный бюджет  составил 23 % . Это говорит о положительной динамике роста данного налога в общей структуре доходов  регионального бюджета.

Доля налога на доходы физических лиц в общей структуре бюджета  составляет среди всех доходов бюджета в 2007 году – 43,1%. Среди налоговых доходов доля налога на прибыль – 24,9% , НДФЛ  - 43,2  %, налог на имущество физических лиц – 0,2 %, налог на имущество организаций – 6,2 %, транспортный налог – 1,5 %, налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 0,07 %,  налоги со специальными налоговыми режимами – 6,6 %. Как видно, наибольшую долю в структуре налоговых доходов регионального бюджета занимает налог на доходы физических лиц – 43,2 %.

Доля налога на доходы физических лиц в общей структуре бюджета  составляет среди всех доходов бюджета в 2008 году – 46,3 %. Среди налоговых доходов доля налога на прибыль – 26,5 % , НДФЛ  -  46,3 %, налог на имущество физических лиц – 0,18 %, налог на имущество организаций – 7,1 %, транспортный налог – 2,3 %, налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 0,08 %,  налоги со специальными налоговыми режимами – 6,7 %. Наибольшую  долю в структуре налоговых доходов регионального бюджета занимает налог на доходы физических лиц 46,3 %. По сравнению с 2007 доля налога  доходы физических лиц в 2008 году в региональном бюджете  возросла на 3,1 %. (Табл. 5).

 

Таблица 5 - Динамика поступления доходов, администрируемых налоговыми органами в местный  бюджет за 2007 -2008 годы, млн. руб.

Наименование

2008 год

2007 год

2008 к 2007 году

«+/ -»

%

Всего по налоговым и другим доходам

2 726.2

2 199.6

526.6

123.9

Налоговые доходы

2 718.1

2193,2

524,9

123,9

НДФЛ

2 095.2

1595,1

500,1

131,4

Налог на имущество физических лиц

20,8

15,6

5,2

133,3

ЕНВД

328,2

307,6

20,6

106,7

Неналоговые доходы администрируемые налоговыми органами

8,1

6,4

1,7

126,6

 

В структуре местных бюджетов налог на доходы физических лиц  занимает первое место. Поэтому величина его поступления является наиболее значимой для них. Сумма поступлений налога доходы физических лиц в 2007 году составила 1595,1 млн. руб., в 2008 году – 2095,2 млн. руб., Величина поступлений данного налога  увеличилась в 2008 году  на 500,1 млн.руб.. Темп прироста данного налога в 2008 году по сравнению с 2007 году составил 131,4 %, темп роста – 31,4 %..

Доля НДФЛ среди налоговых доходов в 2007 году  равнялась  72,7 %, в свою очередь на долю налога  на имущество физических лиц – 0,7 %, ЕНВД  - 14,03 %.  В 2008 же году доля НДФЛ составила – 77,1 %,  налога на имущество физических лиц – 0,8 %, ЕНВД – 12,1 %. Доля НДФЛ по сравнению с 2007 годом в 2008 году увеличилась на 4,4 %.

На территории области за 2009 год в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом единого социального налога и платежей в государственные внебюджетные фонды) поступило около 20,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом это на 8,3% (-1,8 млрд. рублей) меньше. В то же время в среднем по России  платежи сократились намного существеннее, т.е. на 16,5 процентов

Проявления кризисной ситуации, а в последствии - период реабилитации неодинаковы в различных отраслях реального сектора экономики

Предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды увеличили платежи в среднем на 30%, строители, в связи с постановкой на учет нового налогоплательщика, – на 16,5%, предприятия транспорта и связи – на 4,2%, розничная торговля – на 3,3%, 

Вместе с тем, по ряду отраслей экономики сокращение производства и спроса, недостаточность финансовых ресурсов, рост ставок по кредитам, ухудшение на рынке труда в прошлом году предопределили серьезные риски сокращения платежей. Наиболее значительно – более, чем на треть, снизились платежи в обрабатывающей промышленности и финансовой сфере деятельности, соответственно на (- 1,6 млрд. рублей) и (-241 млн. рублей). На 45% сократились поступления по оптовой торговле.

За прошедший год существенно изменилась структура поступлений в консолидированный бюджет по видам налогов. Если в 2008 году около трети (26,8%) поступлений было сформировано за счет налога на прибыль, то в 2009 году его доля сократилась и составила 15,2%.

Также существенно - на 689 млн. рублей, сократились поступления по акцизам, их доля упала с 7,5% до 3,2 процентов. В то же время доля НДС возросла на 9 пунктов, составив 22,2 процентов.

Лидирующее место в консолидированном бюджете области принадлежит налогу на доходы физических лиц – его удельный вес 40,3%.

В целях повышения эффективности работы налоговой службы, минимизации потерь бюджета, а также принятия оперативных решений по их нивелированию в нестандартных ситуациях  в Управлении ФНС по Орловской области второй год активно работает ситуационный центр. На постоянном контроле центра находится более 330 налогоплательщиков, на долю которых приходится 60% всех администрируемых нами доходов бюджетной системы.  Осуществляется систематический мониторинг процессов, характерных для финансового кризиса – это и представление уточненных налоговых деклараций на уменьшение налоговых обязательств, рост возмещения платежей из бюджета, увеличение затрат у налогоплательщиков, платежная дисциплина, реорганизация, инициирование процедуры банкротства налогоплательщиков и многие другие ситуации, требующие принятия незамедлительных мер.

На сегодняшний день состоялось более 50 заседаний центра, на которых заслушаны руководители наиболее значимых для экономики региона предприятий:  обрабатывающих производств, пищевой промышленности, предприятий электроэнергетики и связи, предприятий торговли, кредитных организаций.

В условиях ухудшения финансовых результатов деятельности многих налогоплательщиков в 2009 году налоговыми органами области большое внимание уделялось вопросу реальности отражения в декларациях налоговой базы.

По сравнению с докризисным периодом к началу 2009 года количество убыточных налогоплательщиков возросло на четверть и насчитывало 923 организации. Сумма убытка, увеличилась в 1,8 раза и составила 3 млрд. рублей, в связи с чем в 2009 году причины образования убытков находились на постоянном контроле налоговых органов. За 9 месяцев 2009 года число убыточных организаций составило 838, сумма убытка   2,8 млрд. рублей.

С данной категорией плательщиков проводилась работа в рамках комиссий налоговых органов  по легализации объектов налогообложения. За истекший год на  комиссиях заслушано 817 организаций. Из них около  половины пересмотрели свои результаты и уменьшили сумму убытка на 480 млн. рублей.

Среди собственных доходов по объему платежей лидирует налог на доходы физических лиц. В годовом объеме всех платежей его доля составила более 40 % - в консолидированный бюджет и более 54% - в бюджет области, что почти на 8 пунктов превышает уровень 2008 года. Объем его поступлений за истекший год составил более 5,1 млрд. рублей.

Основные причины сокращения поступлений НДФЛ - снижение фонда оплаты труда (особенно в строительных и обрабатывающих производствах), увеличение стандартных вычетов по содержанию детей, возвраты налога по декларациям физических лиц, несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет некоторыми предприятиями и ИП.

Таким образом, в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определе­нии и понимании налогов как системного элемента экономики, определя­ющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным усло­вием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы стра­ны.

 

3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ

 

3.1 Перспективы развития налоговой системы

 

Основные направления налоговой поли­тики России на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагали ряд мер, направленных на совер­шенствование налоговой системы страны. Был продекларирован отказ от увеличения номи­нального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалан­сированности бюджетной системы.

Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необхо­димость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин России и Минэкономразвития России разрабатывают новый документ «Основные на­правления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», учитывающий ряд мер, ка­сающихся всех участников налоговых отноше­ний на среднесрочный период[14].

Финансовый кризис предопределил поиск мер налогового характера, направленных на стабилизацию экономики. Как известно, одним из классических методов борьбы с кризисом считается снижение налогов.

Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году, некото­рые из них были реализованы в ходе рефор­мирования налогового законодательства и дей­ствуют с 1 января 2009 года. Практически все введенные с 2009 года изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) направ­лены на облегчение положения налогоплатель­щиков. Одновременно нельзя не отметить, что кризис уже негативно сказался на налоговых поступлениях в государственную казну. Не­смотря на то что по итогам 2008 года налого­вые поступления по сравнению с прошлым пе­риодом выросли на 14,3 %, в последние два месяца 2008 года они сократились почти в два раза по сравнению с октябрем. Очевидно, что негативная тенденция продолжается, что не может не сказываться на сбалансированности бюджетной системы, тем более что государство не отказывается от реализации намеченной ранее социальной программы.

Меньше всего изменилось обложение кос­венными налогами — это касается и ставок, и налогового механизма в целом, поэтому в пер­спективе намечен ряд мер по его совершен­ствованию.

Налог на добавленную стоимость

Предполагаемого снижения ставки НДС в 2009 году не произошло и в ближайшей пер­спективе не предвидится, однако некоторые изменения все-таки будут введены.

Сложная ситуация, связанная с применени­ем нулевой ставки НДС, которая в настоящее время зачастую используется недобросовест­ными налогоплательщиками для ухода от уп­латы НДС и получения необоснованных нало­говых вычетов, предполагает необходимость уточнения перечня документов, подтверждаю­щих обоснованность применения нулевой став­ки налога. В настоящее время разработана и в ближайшей перспективе будет введена Кон­цепция создания системы контроля вывоза то­варов с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности приме­нения ставки 0 процентов по налогу на добав­ленную стоимость при экспорте товаров, кото­рая уже одобрена распоряжением Правитель­ства РФ от 07.03.2008 № 288-р.[15]

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ