Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45
На рисунке 2 представлена динамика поступлений налога доходы физических лиц в бюджет области и местные бюджеты в сравнении за 2007 – 2008 годы. Среди сдерживающих факторов поступлений налога доходы физических лиц можно выделить следующие. Особенностью современной экономической ситуации в Орловской области является нежелание увеличивать многих работодателей увеличивать заработную плату сверхустановленного уровня.
Рисунок 3 - Динамика фактически используемого налогового потенциала по НДФЛ по Орловской области за 2007 – 2009 гг.
Этот факт можно объяснить наличием тенденции возникновения положения убыточности организаций, причиной которого является произошедший кризис, и использование схем по выдаче заработной платы «в конвертах», сознательной политикой организаций. Это существенно сдерживает покупательную способность населения, что не позволяет задействовать резервы роста по всем налогам в бюджет Орловской области. Невозможность полного учета и контроля над доходами вторичного занятого населения, которое осуществляет различного рода незарегистрированную предпринимательскую деятельность (например, сдача жилья в аренду), также ведет к потерям бюджета.
Таблица 4 - Динамика поступления доходов, администрируемых налоговыми органами в территориальный бюджет за 2007 -2008 годы, млн.руб.
Наименование | 2008 год | 2007 год | Отклонение | |
«+/ - » | % | |||
Налоговые доходы | 11 261.6 | 8 901.5 | 2 360.1 | 126,5 |
Налог на прибыль организаций | 2 980.6 | 2 218.8 | 761.8 | 134,3 |
Налог на доходы физических лиц | 5 216.4 | 3 842.9 | 1 373.5 | 135,7 |
Налог на имущество физических лиц | 20,8 | 15,6 | 5,2 | 133,3 |
Налог на имущество организаций | 796,1 | 555,9 | 240,2 | 143,2 |
Транспортный налог | 256,7 | 129,8 | 126,9 | 197,8 |
Налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 9,3 | 6,1 | 3,2 | 152,5 |
Сумма поступления налога на доходы физических лиц в региональный бюджет в 2008 году составила 5216, 4 млн. руб.. По сравнению с 2007 годам сумма увеличилась на 1373,5 млн. руб. Общий темп прироста по сравнению с 2007 годом составляет 123 %, что говорит о том, что темп роста поступлений НДФЛ в территориальный бюджет составил 23 % . Это говорит о положительной динамике роста данного налога в общей структуре доходов регионального бюджета.
Доля налога на доходы физических лиц в общей структуре бюджета составляет среди всех доходов бюджета в 2007 году – 43,1%. Среди налоговых доходов доля налога на прибыль – 24,9% , НДФЛ - 43,2 %, налог на имущество физических лиц – 0,2 %, налог на имущество организаций – 6,2 %, транспортный налог – 1,5 %, налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 0,07 %, налоги со специальными налоговыми режимами – 6,6 %. Как видно, наибольшую долю в структуре налоговых доходов регионального бюджета занимает налог на доходы физических лиц – 43,2 %.
Доля налога на доходы физических лиц в общей структуре бюджета составляет среди всех доходов бюджета в 2008 году – 46,3 %. Среди налоговых доходов доля налога на прибыль – 26,5 % , НДФЛ - 46,3 %, налог на имущество физических лиц – 0,18 %, налог на имущество организаций – 7,1 %, транспортный налог – 2,3 %, налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 0,08 %, налоги со специальными налоговыми режимами – 6,7 %. Наибольшую долю в структуре налоговых доходов регионального бюджета занимает налог на доходы физических лиц 46,3 %. По сравнению с 2007 доля налога доходы физических лиц в 2008 году в региональном бюджете возросла на 3,1 %. (Табл. 5).
Таблица 5 - Динамика поступления доходов, администрируемых налоговыми органами в местный бюджет за 2007 -2008 годы, млн. руб.
Наименование | 2008 год | 2007 год | 2008 к 2007 году | |
«+/ -» | % | |||
Всего по налоговым и другим доходам | 2 726.2 | 2 199.6 | 526.6 | 123.9 |
Налоговые доходы | 2 718.1 | 2193,2 | 524,9 | 123,9 |
НДФЛ | 2 095.2 | 1595,1 | 500,1 | 131,4 |
Налог на имущество физических лиц | 20,8 | 15,6 | 5,2 | 133,3 |
ЕНВД | 328,2 | 307,6 | 20,6 | 106,7 |
Неналоговые доходы администрируемые налоговыми органами | 8,1 | 6,4 | 1,7 | 126,6 |
В структуре местных бюджетов налог на доходы физических лиц занимает первое место. Поэтому величина его поступления является наиболее значимой для них. Сумма поступлений налога доходы физических лиц в 2007 году составила 1595,1 млн. руб., в 2008 году – 2095,2 млн. руб., Величина поступлений данного налога увеличилась в 2008 году на 500,1 млн.руб.. Темп прироста данного налога в 2008 году по сравнению с 2007 году составил 131,4 %, темп роста – 31,4 %..
Доля НДФЛ среди налоговых доходов в 2007 году равнялась 72,7 %, в свою очередь на долю налога на имущество физических лиц – 0,7 %, ЕНВД - 14,03 %. В 2008 же году доля НДФЛ составила – 77,1 %, налога на имущество физических лиц – 0,8 %, ЕНВД – 12,1 %. Доля НДФЛ по сравнению с 2007 годом в 2008 году увеличилась на 4,4 %.
На территории области за 2009 год в бюджетную систему Российской Федерации (с учетом единого социального налога и платежей в государственные внебюджетные фонды) поступило около 20,4 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом это на 8,3% (-1,8 млрд. рублей) меньше. В то же время в среднем по России платежи сократились намного существеннее, т.е. на 16,5 процентов
Проявления кризисной ситуации, а в последствии - период реабилитации неодинаковы в различных отраслях реального сектора экономики
Предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды увеличили платежи в среднем на 30%, строители, в связи с постановкой на учет нового налогоплательщика, – на 16,5%, предприятия транспорта и связи – на 4,2%, розничная торговля – на 3,3%,
Вместе с тем, по ряду отраслей экономики сокращение производства и спроса, недостаточность финансовых ресурсов, рост ставок по кредитам, ухудшение на рынке труда в прошлом году предопределили серьезные риски сокращения платежей. Наиболее значительно – более, чем на треть, снизились платежи в обрабатывающей промышленности и финансовой сфере деятельности, соответственно на (- 1,6 млрд. рублей) и (-241 млн. рублей). На 45% сократились поступления по оптовой торговле.
За прошедший год существенно изменилась структура поступлений в консолидированный бюджет по видам налогов. Если в 2008 году около трети (26,8%) поступлений было сформировано за счет налога на прибыль, то в 2009 году его доля сократилась и составила 15,2%.
Также существенно - на 689 млн. рублей, сократились поступления по акцизам, их доля упала с 7,5% до 3,2 процентов. В то же время доля НДС возросла на 9 пунктов, составив 22,2 процентов.
Лидирующее место в консолидированном бюджете области принадлежит налогу на доходы физических лиц – его удельный вес 40,3%.
В целях повышения эффективности работы налоговой службы, минимизации потерь бюджета, а также принятия оперативных решений по их нивелированию в нестандартных ситуациях в Управлении ФНС по Орловской области второй год активно работает ситуационный центр. На постоянном контроле центра находится более 330 налогоплательщиков, на долю которых приходится 60% всех администрируемых нами доходов бюджетной системы. Осуществляется систематический мониторинг процессов, характерных для финансового кризиса – это и представление уточненных налоговых деклараций на уменьшение налоговых обязательств, рост возмещения платежей из бюджета, увеличение затрат у налогоплательщиков, платежная дисциплина, реорганизация, инициирование процедуры банкротства налогоплательщиков и многие другие ситуации, требующие принятия незамедлительных мер.
На сегодняшний день состоялось более 50 заседаний центра, на которых заслушаны руководители наиболее значимых для экономики региона предприятий: обрабатывающих производств, пищевой промышленности, предприятий электроэнергетики и связи, предприятий торговли, кредитных организаций.
В условиях ухудшения финансовых результатов деятельности многих налогоплательщиков в 2009 году налоговыми органами области большое внимание уделялось вопросу реальности отражения в декларациях налоговой базы.
По сравнению с докризисным периодом к началу 2009 года количество убыточных налогоплательщиков возросло на четверть и насчитывало 923 организации. Сумма убытка, увеличилась в 1,8 раза и составила 3 млрд. рублей, в связи с чем в 2009 году причины образования убытков находились на постоянном контроле налоговых органов. За 9 месяцев 2009 года число убыточных организаций составило 838, сумма убытка 2,8 млрд. рублей.
С данной категорией плательщиков проводилась работа в рамках комиссий налоговых органов по легализации объектов налогообложения. За истекший год на комиссиях заслушано 817 организаций. Из них около половины пересмотрели свои результаты и уменьшили сумму убытка на 480 млн. рублей.
Среди собственных доходов по объему платежей лидирует налог на доходы физических лиц. В годовом объеме всех платежей его доля составила более 40 % - в консолидированный бюджет и более 54% - в бюджет области, что почти на 8 пунктов превышает уровень 2008 года. Объем его поступлений за истекший год составил более 5,1 млрд. рублей.
Основные причины сокращения поступлений НДФЛ - снижение фонда оплаты труда (особенно в строительных и обрабатывающих производствах), увеличение стандартных вычетов по содержанию детей, возвраты налога по декларациям физических лиц, несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет некоторыми предприятиями и ИП.
Таким образом, в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определении и понимании налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным условием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы страны.
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ
3.1 Перспективы развития налоговой системы
Основные направления налоговой политики России на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов формировались в условиях стабильно растущей экономики и предполагали ряд мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны. Был продекларирован отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Пересмотр бюджета в условиях мирового финансового кризиса предопределил необходимость корректировки налоговой политики государства в сложившихся условиях, поэтому Минфин России и Минэкономразвития России разрабатывают новый документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», учитывающий ряд мер, касающихся всех участников налоговых отношений на среднесрочный период[14].
Финансовый кризис предопределил поиск мер налогового характера, направленных на стабилизацию экономики. Как известно, одним из классических методов борьбы с кризисом считается снижение налогов.
Необходимость проведения антикризисных мер была очевидна уже в 2008 году, некоторые из них были реализованы в ходе реформирования налогового законодательства и действуют с 1 января 2009 года. Практически все введенные с 2009 года изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) направлены на облегчение положения налогоплательщиков. Одновременно нельзя не отметить, что кризис уже негативно сказался на налоговых поступлениях в государственную казну. Несмотря на то что по итогам 2008 года налоговые поступления по сравнению с прошлым периодом выросли на 14,3 %, в последние два месяца 2008 года они сократились почти в два раза по сравнению с октябрем. Очевидно, что негативная тенденция продолжается, что не может не сказываться на сбалансированности бюджетной системы, тем более что государство не отказывается от реализации намеченной ранее социальной программы.
Меньше всего изменилось обложение косвенными налогами — это касается и ставок, и налогового механизма в целом, поэтому в перспективе намечен ряд мер по его совершенствованию.
Налог на добавленную стоимость
Предполагаемого снижения ставки НДС в 2009 году не произошло и в ближайшей перспективе не предвидится, однако некоторые изменения все-таки будут введены.
Сложная ситуация, связанная с применением нулевой ставки НДС, которая в настоящее время зачастую используется недобросовестными налогоплательщиками для ухода от уплаты НДС и получения необоснованных налоговых вычетов, предполагает необходимость уточнения перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога. В настоящее время разработана и в ближайшей перспективе будет введена Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, которая уже одобрена распоряжением Правительства РФ от 07.03.2008 № 288-р.[15]
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ