Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45
Одновременно для добросовестных налогоплательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сроков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога.
Совершение акцизного налогообложения в перспективе связывается, прежде всего, с механизмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в наличии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют hi этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продекларируют возможность получения налоговых вычетов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции исходное сырье будет соответствовать ГОСТ и другой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производителю, предполагается предусмотреть восстановление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкогольной продукции и в случае уничтожения налогоплательщиком произведенной им алкогольной продукции[16].
В настоящее время гарантом правомерности применения нулевой ставки акциза являются банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о регламенте предоставления данной гарантии, поэтому в случае нарушения налогового законодательства, выявленного в процессе налоговой проверки, банки ответственности не несут. Предполагается, что в ближайшей перспективе будут четко установлены границы ответственности банков за неправомерное применение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно привести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.
Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог
Ставку налога на доходы физических лиц в ближайшей перспективе пересматривать не предполагается, хотя в Государственную Думу и в другие компетентные органы неоднократно вносились предложения о введении прогрессивной шкалы налогообложения, что соответствует мировой практике и принципу справедливости налогообложения. Однако уже начавшаяся тенденция «теневой» выплаты заработной платы такой подход делает пока нерациональным. По этой же причине предполагаемой с 2010 года отмены единого социального налога не произойдет, поскольку увеличение ставки отчислений в социальные фонды в настоящее время для налогоплательщиков может стать непосильным бременем.
Традицией уже стало увеличение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. В определенной мере это можно считать не столько антикризисной мерой, сколько реализацией социальной программы Правительства РФ, поэтому ясно, что и в перспективе тенденция продолжится, тем более что уровень инфляции делает ряд налоговых вычетов формальными — реальной выгоды налогоплательщикам они практически не дают. Основные перспективные изменения предполагается внести в те статьи НК РФ, которые регламентируют налогообложение операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, сделок РЕПО, осуществляемых физическими лицами, поскольку в настоящее время из-за неурегулированности и неоднозначности толкования законов налогоплательщики — физические лица, получающие соответствующие доходы, необходимые суммы налога не платят[17].
Налог на прибыль предприятий
Наиболее существенные преимущества с 2009 года предоставлены налогоплательщикам по уплате налога на прибыль. Главное, что ставка налога снижена до 20 %, причем за счет части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому налогоплательщики могут также рассчитывать и на снижение региональной ставки на 4 %, как было ранее. В то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщиков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки.
С 2010 года планируется внесение в налоговое законодательство изменения, которое касается переноса убытков на будущее при реорганизации или приобретении компаний. Проведение реорганизации широко используется как механизм минимизации налога на прибыль, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. При действующем порядке возможность за счет присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытка всю полученную прибыль является стимулом, направленным на приобретение убыточного бизнеса. Предполагается установление ограничений как по возможности использования прибыли на погашение убытка, так и по срокам, в течение которых этот убыток можно списывать на финансовый результат последующих налоговых периодов (в настоящее время этот срок составляет 10 лет)[18].
Налог на добычу полезных ископаемых
В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации был налог на добычу полезных ископаемых (ИДПИ), который неизменно рос более высокими темпами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налоговой системе Российской Федерации, что в основном можно объяснить правилами определения налоговой базы, поставившими величину налога в зависимость от стоимости добытых полезных ископаемых. Перспективное направление реформирования законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложения в отраслях, где образуются значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд мероприятий, которые продолжают уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных месторождений.
Предполагается дальнейшее стимулирование разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «налоговых каникул» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Прорабатывается внесение в налоговое законодательство изменений, касающихся характеристик показателей, используемых при расчете НДПИ, отражающих инфляционные процессы.
Одновременно с некоторым реформированием существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начинается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отраслей. Поскольку сам механизм для России является абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье нецелесообразен, поэтому в ближайшей перспективе можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на отдельных месторождениях.
К налогам на природные ресурсы кроме НДПИ относится также и водный налог, ставки которого не пересматривались с момента введения в действие в 2004 году главы 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из экономических условий 2003 года. По расчетам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соответствующих менее чем 30 % затрат, необходимых для оптимального содержания и развития водохозяйственного комплекса.
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам
В условиях финансовой нестабильности положение мелких и средних предпринимателей резко ухудшается, поэтому Правительство РФ вводит ряд стимулирующих этот бизнес мер, а том числе и налогового характера. В то же время необходимо отметить тот факт, что специальные налоговые режимы — это исключение из общих правил налогообложения, поэтому расширение области их применения нецелесообразно.
В отличие от предыдущих лет, изменения упрощенной системы налогообложения в перспективе несколько ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за счет организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления полученными преимуществами при помощи различных налоговых схем[19].
Перспективный налоговый режим, основанный на патентной форме уплаты налога, за годы его применения практически не получил распространения. Для исправления сложившегося положения предполагается расширить права субъектов Российской Федерации в части установления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патент, но в пределах перечня, данного в НК РФ, и в части определения потенциально возможного годового дохода по видам деятельности, что должно принести определенный эффект.
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) получил широкое распространение за счет обязательного его применения на территории субъектов Российской Федерации, где приняты соответствующие законы, — а это практически все субъекты Российской Федерации. Такой налоговый режим не просто упрощает процедуру расчета и уплаты налогов, но и дает существенную материальную выгоду. Справедливым является то, что с 2009 года принято решение ограничить сферу применения ЕНВД теми налогоплательщиками, среднесписочная численность работников у которых за предшествующий календарный год не превысила 100 человек. В то же время организация с численностью работников около 100 человек далеко не всегда является микробизнесом — все зависит от объема ее деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе намечается еще одно ограничение для перехода на уплату ЕНВД — выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн. руб., установленных законодательством о развитии малого и среднего предпринимательства для микропредприятий. Предполагается также внести изменения в порядок расчета базовой доходности по видам деятельности, с тем чтобы указанные показатели базировались на отраслевых расчетах базовой доходности, проводимых в порядке, установленном Правительством РФ; кроме того, указанные показатели предполагается индексировать не реже, чем раз в три года.
Как известно, до настоящего времени в НК РФ не введена глава «Налог на имущество физических лиц», при этом есть основания полагать, что в ближайшем будущем предвидятся существенные изменения в обложении местными налогами. Естественно, любые изменения законодательства направлены на повышение роли и значения местных налогов в доходной базе местных бюджетов.
В бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2009—2011 годах» указывается на необходимость ввести в НК РФ главу, регулирующую налогообложение жилой недвижимости граждан[20]. Предполагалось, и соответствующая работа уже ведется несколько лет, что два местных налога — налог на имущество физических лиц и земельный налог — будут объединены в налог на недвижимость, при этом в двух регионах Российской Федерации налог на недвижимость был экспериментально введен. В то же время отсутствие единой методики оценки недвижимости, несформированность кадастра недвижимого имущества, порядка государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не позволяет надеяться, что в 2010 году новый налог будет введен. Согласно графику работ по принятию соответствующей главы НК РФ проект закона будет подготовлен и внесен в Государственную Думу в 2010 году, поэтому при благоприятной экономической ситуации можно рассчитывать на ее введение в 2011—2012 годах. Возможно, налог будет вводиться в субъектах Российской Федерации поэтапно, как вводился земельный налог, начиная с регионов, где будут утверждены результаты кадастровой оценки недвижимости.
До настоящего времени не решена задача внесения в НК РФ изменений, касающихся трансфертного ценообразования, актуальных для расчета налоговых баз по всем важнейших бюджетообразующими налогам. Предполагается введение в НК РФ самостоятельного раздела, регулирующего проблемы ценообразования, в котором будет уточнен критерий признания лиц взаимозависимыми. Введение показателя «контролируемая сделка», порядка представления в налоговый орган документов, обосновывающих цену сделки, порядка вынесения решения налоговым органом о несоответствии цены сделки рыночной, ряда других понятий должно будет способствовать предотвращению способов минимизации налоговых обязательств, в основе которых лежит использование в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами.
Предполагается, что введение новых правил контроля за использованием трансфертного ценообразования будет увязано с изменениями, связанными с введением института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций.
В определенной степени консолидация отчетности для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, уже практикуется. Теперь такой механизм разрабатывается для холдингов — группы компаний, которые объединяются на основе принципа добровольности и заключают договоры в целях консолидации обязательств по уплате налога на прибыль. Ограничения предусматриваются только для организаций, являющихся резидентами особых экономических зон или применяющих специальные налоговые режимы. Для финансовых организаций консолидация предполагается только среди однородных плательщиков. Консолидированная группа плательщиков будет представлять единую декларацию по налогу на прибыль, в которой будут расчеты общей налоговой базы и налоговой базы каждого участника. Правила расчета налога на прибыль для консолидированной группы плательщиков будут включать порядок учета убытков, формирования резервов, ликвидации соответствующей группы и т.д. Распределение суммы налога между субъектами Российской Федерации предполагается по той же схеме, которая в настоящее время применяется для организаций, имеющих обособленные подразделения.
Изменение понятия «резидентство»
Интеграция России в мировое экономическое сообщество требует определения ряда позиций, регулирующих налоговые взаимоотношения. Одной из важнейших проблем является определение налогового резидентства как физических, так и юридических лиц. Такое определение в настоящее время в НК РФ существует, но, несмотря на его корректировки, не удовлетворяет современным требованиям. Предполагается, что в ближайшем будущем в НК РФ будут внесены изменения, согласно которым основным фактором, определяющим резидентство физического лица, будет являться «центр жизненных интересов», а для юридического лица — «фактическое место управления».
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ