Основные направления развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Основные направления развития налоговой системя РФ.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

Одновременно для добросовестных налого­плательщиков предполагается внести в НК РФ изменения, направленные на сокращение сро­ков и упрощение процедуры возмещения НДС при использовании нулевой ставки налога.

Совершение акцизного налогообложения в перспективе связывается, прежде всего, с меха­низмом предотвращения ухода от их уплаты. Надо отметить, что у предпринимателей в нали­чии в настоящее время достаточное количество соответствующих легальных схем. В частности, зачастую используется так называемая спиртосодержащая схема, по которой налогоплательщики с целью получения налоговых вычетов большем объеме в качестве сырья для производства алкогольной продукции используют hi этиловый спирт, а спиртосодержащую продукцию. Эту проблему предполагается устранить следующим образом: в действующий порядок будут внесены изменения, которые продеклари­руют возможность получения налоговых выче­тов только в том случае, если использованное для производства алкогольной продукции ис­ходное сырье будет соответствовать ГОСТ и дру­гой нормативной документации, регулирующей процесс производства конкретной алкогольной продукции. Кроме того, чтобы предотвратить существующие злоупотребления, связанные с возвратом алкогольной продукции производи­телю, предполагается предусмотреть восстанов­ление полученных налоговых вычетов и уплату соответствующих сумм в бюджет в этом случае, а также и в случае утраты (недостачи) алкоголь­ной продукции и в случае уничтожения налого­плательщиком произведенной им алкогольной продукции[16].

В настоящее время гарантом правомернос­ти применения нулевой ставки акциза являют­ся банки, однако налоговое законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о ре­гламенте предоставления данной гарантии, по­этому в случае нарушения налогового законо­дательства, выявленного в процессе налоговой проверки, банки ответственности не несут. Предполагается, что в ближайшей перспекти­ве будут четко установлены границы ответ­ственности банков за неправомерное приме­нение налогоплательщиками освобождения от уплаты акцизов, что, несомненно, должно при­вести к более взвешенному подходу банков к предоставлению данной гарантии.

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Ставку налога на доходы физических лиц в ближайшей перспективе пересматривать не предполагается, хотя в Государственную Думу и в другие компетентные органы неоднократ­но вносились предложения о введении про­грессивной шкалы налогообложения, что соот­ветствует мировой практике и принципу спра­ведливости налогообложения. Однако уже на­чавшаяся тенденция «теневой» выплаты зара­ботной платы такой подход делает пока нера­циональным. По этой же причине предполагаемой с 2010 года отмены единого социального налога не произойдет, поскольку увеличение ставки отчислений в социальные фонды в настоящее время для налогоплатель­щиков может стать непосильным бременем.

Традицией уже стало увеличение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. В определенной мере это можно считать не столько антикризисной мерой, сколько реали­зацией социальной программы Правительства РФ, поэтому ясно, что и в перспективе тенден­ция продолжится, тем более что уровень инф­ляции делает ряд налоговых вычетов формаль­ными — реальной выгоды налогоплательщикам они практически не дают. Основные перспек­тивные изменения предполагается внести в те статьи НК РФ, которые регламентируют нало­гообложение операций с ценными бумагами, с финансовыми инструментами срочных сделок, сделок РЕПО, осуществляемых физическими лицами, поскольку в настоящее время из-за неурегулированности и неоднозначности тол­кования законов налогоплательщики — физи­ческие лица, получающие соответствующие доходы, необходимые суммы налога не платят[17].

Налог на прибыль предприятий

Наиболее существенные преимущества с 2009 года предоставлены налогоплательщикам по уплате налога на прибыль. Главное, что став­ка налога снижена до 20 %, причем за счет час­ти, зачисляемой в федеральный бюджет, поэто­му налогоплательщики могут также рассчиты­вать и на снижение региональной ставки на 4 %, как было ранее. В то же время по налогу на прибыль остается еще масса нерешенных вопросов, провоцирующих налогоплательщи­ков на получение необоснованной налоговой выгоды и затрудняющих процесс налоговой проверки.

С 2010 года планируется внесение в налого­вое законодательство изменения, которое ка­сается переноса убытков на будущее при ре­организации или приобретении компаний. Проведение реорганизации широко используется как механизм минимизации налога на при­быль, причем не только у нас в стране, но и за рубежом. При действующем порядке возмож­ность за счет присоединения убыточных орга­низаций направить на погашение их убытка всю полученную прибыль является стимулом, направленным на приобретение убыточного бизнеса. Предполагается установление ограни­чений как по возможности использования прибыли на погашение убытка, так и по срокам, в течение которых этот убыток можно списывать на финансовый результат последующих нало­говых периодов (в настоящее время этот срок составляет 10 лет)[18].

Налог на добычу полезных ископаемых

В течение ряда последних лет надежным источником федерального бюджета и бюдже­тов субъектов Российской Федерации был на­лог на добычу полезных ископаемых (ИДПИ), который неизменно рос более высокими тем­пами, чем налоговые поступления в целом, и вышел на второе место по значению в налого­вой системе Российской Федерации, что в ос­новном можно объяснить правилами опреде­ления налоговой базы, поставившими величи­ну налога в зависимость от стоимости добытых полезных ископаемых. Перспективное направление реформирова­ния законодательства по НДПИ связывается с совершенствованием системы налогообложе­ния в отраслях, где образуются значительные рентные доходы. В то же время на ближайшие три года намечается ряд мероприятий, которые продолжают уже начатые в предыдущем году изменения налогообложения затратных место­рождений.

Предполагается дальнейшее стимулирова­ние разработки месторождений с высоким уровнем затрат, в частности введение «нало­говых каникул» при добыче нефти на новых месторождениях, расположенных в Черном и Охотском морях. Прорабатывается внесение в налоговое законодательство изменений, каса­ющихся характеристик показателей, использу­емых при расчете НДПИ, отражающих инфля­ционные процессы.

Одновременно с некоторым реформирова­нием существующего налогового механизма, как очевидно, приводящего к дифференциации и индивидуализации налоговых ставок, начи­нается работа по переходу к налогообложению добавочного дохода нефтедобывающих отрас­лей. Поскольку сам механизм для России яв­ляется абсолютно новым и сложным, ясно, что переход на новую систему в одночасье неце­лесообразен, поэтому в ближайшей перспек­тиве можно рассчитывать только на пилотный проект, связанный с внедрением налога на от­дельных месторождениях.

К налогам на природные ресурсы кроме НДПИ относится также и водный налог, ставки которого не пересматривались с момента вве­дения в действие в 2004 году главы 25.2 НК РФ, то есть эти ставки рассчитывались исходя из экономических условий 2003 года. По рас­четам специалистов, ставки водного налога обеспечивают поступление сумм налога, соот­ветствующих менее чем 30 % затрат, необхо­димых для оптимального содержания и разви­тия водохозяйственного комплекса.

 

 

3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам

 

В условиях финансовой нестабильности по­ложение мелких и средних предпринимателей резко ухудшается, поэтому Правительство РФ вводит ряд стимулирующих этот бизнес мер, а том числе и налогового характера. В то же вре­мя необходимо отметить тот факт, что специ­альные налоговые режимы — это исключение из общих правил налогообложения, поэтому расширение области их применения нецелесо­образно.

В отличие от предыдущих лет, изменения упрощенной системы налогообложения в перспективе несколько ограничат круг потенциальных налогоплательщиков за счет организа­ций и индивидуальных предпринимателей, за­нимающихся торгово-посреднической деятель­ностью, и некоммерческих организаций, поскольку именно в этих сферах деятельности чаще всего отмечались злоупотребления полу­ченными преимуществами при помощи различ­ных налоговых схем[19].

Перспективный налоговый режим, основан­ный на патентной форме уплаты налога, за годы его применения практически не получил рас­пространения. Для исправления сложившего­ся положения предполагается расширить пра­ва субъектов Российской Федерации в части установления видов предпринимательской де­ятельности, в отношении которых может при­меняться патент, но в пределах перечня, дан­ного в НК РФ, и в части определения потенци­ально возможного годового дохода по видам деятельности, что должно принести определен­ный эффект.

Единый налог на вмененный доход для от­дельных видов деятельности (ЕНВД) получил широкое распространение за счет обязатель­ного его применения на территории субъектов Российской Федерации, где приняты соответ­ствующие законы, — а это практически все субъекты Российской Федерации. Такой нало­говый режим не просто упрощает процедуру расчета и уплаты налогов, но и дает существен­ную материальную выгоду. Справедливым яв­ляется то, что с 2009 года принято решение ог­раничить сферу применения ЕНВД теми нало­гоплательщиками, среднесписочная числен­ность работников у которых за предшествую­щий календарный год не превысила 100 чело­век. В то же время организация с численностью работников около 100 человек далеко не всег­да является микробизнесом — все зависит от объема ее деятельности. Поэтому в ближайшей перспективе намечается еще одно ограничение для перехода на уплату ЕНВД — выручка от реализации товаров (работ, услуг) не должна будет превышать 60 млн. руб., установленных законодательством о развитии малого и сред­него предпринимательства для микропредпри­ятий. Предполагается также внести изменения в порядок расчета базовой доходности по ви­дам деятельности, с тем чтобы указанные по­казатели базировались на отраслевых расче­тах базовой доходности, проводимых в порядке, установленном Правительством РФ; кроме того, указанные показатели предполагается  индексировать не реже, чем раз в три года.

Как известно, до настоящего времени в НК РФ не введена глава «Налог на имущество фи­зических лиц», при этом есть основания пола­гать, что в ближайшем будущем предвидятся существенные изменения в обложении местны­ми налогами. Естественно, любые изменения законодательства направлены на повышение роли и значения местных налогов в доходной базе местных бюджетов.

В бюджетном послании Президента Россий­ской Федерации Федеральному Собранию Рос­сийской Федерации «О бюджетной политике в 2009—2011 годах» указывается на необходи­мость ввести в НК РФ главу, регулирующую на­логообложение жилой недвижимости граждан[20]. Предполагалось, и соответствующая работа уже ведется несколько лет, что два местных налога — налог на имущество физических лиц и земельный налог — будут объединены в на­лог на недвижимость, при этом в двух регио­нах Российской Федерации налог на недвижи­мость был экспериментально введен. В то же время отсутствие единой методики оценки не­движимости, несформированность кадастра недвижимого имущества, порядка государ­ственной кадастровой оценки объектов недви­жимости не позволяет надеяться, что в 2010 году новый налог будет введен. Согласно гра­фику работ по принятию соответствующей гла­вы НК РФ проект закона будет подготовлен и внесен в Государственную Думу в 2010 году, поэтому при благоприятной экономической ситуации можно рассчитывать на ее введение в 2011—2012 годах. Возможно, налог будет вводиться в субъектах Российской Федерации поэтапно, как вводился земельный налог, на­чиная с регионов, где будут утверждены результаты кадастровой оценки недвижимости.

До настоящего времени не решена задача внесения в НК РФ изменений, касающихся трансфертного ценообразования, актуальных для расчета налоговых баз по всем важнейших бюджетообразующими налогам. Предполагает­ся введение в НК РФ самостоятельного разде­ла, регулирующего проблемы ценообразова­ния, в котором будет уточнен критерий призна­ния лиц взаимозависимыми. Введение показа­теля «контролируемая сделка», порядка пред­ставления в налоговый орган документов, обос­новывающих цену сделки, порядка вынесения решения налоговым органом о несоответствии цены сделки рыночной, ряда других понятий должно будет способствовать предотвращению способов минимизации налоговых обяза­тельств, в основе которых лежит использова­ние в сделке цены, отклоняющейся от цены, которая была бы применена независимыми лицами.

Предполагается, что введение новых правил контроля за использованием трансфертного ценообразования будет увязано с изменения­ми, связанными с введением института консо­лидированной налоговой отчетности по нало­гу на прибыль организаций.

В определенной степени консолидация от­четности для налогоплательщиков, имеющих обособленные подразделения, уже практику­ется. Теперь такой механизм разрабатывается для холдингов — группы компаний, которые объединяются на основе принципа доброволь­ности и заключают договоры в целях консоли­дации обязательств по уплате налога на при­быль. Ограничения предусматриваются только для организаций, являющихся резидентами особых экономических зон или применяющих специальные налоговые режимы. Для финан­совых организаций консолидация предполага­ется только среди однородных плательщиков. Консолидированная группа плательщиков будет представлять единую декларацию по на­логу на прибыль, в которой будут расчеты общей налоговой базы и налоговой базы каждо­го участника. Правила расчета налога на при­быль для консолидированной группы платель­щиков будут включать порядок учета убытков, формирования резервов, ликвидации соответ­ствующей группы и т.д. Распределение суммы налога между субъектами Российской Федера­ции предполагается по той же схеме, которая в настоящее время применяется для организа­ций, имеющих обособленные подразделения.

Изменение понятия «резидентство»

Интеграция России в мировое экономическое сообщество требует определения ряда позиций, регулирующих налоговые взаимоотношения. Одной из важнейших проблем является опре­деление налогового резидентства как физичес­ких, так и юридических лиц. Такое определение в настоящее время в НК РФ существует, но, не­смотря на его корректировки, не удовлетворяет современным требованиям. Предполагается, что в ближайшем будущем в НК РФ будут внесены изменения, согласно которым основным факто­ром, определяющим резидентство физического лица, будет являться «центр жизненных интере­сов», а для юридического лица — «фактичес­кое место управления».

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ