Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45
К сожалению, денежное регулирование (монетарная политика) — пока единственное средство, используемое для управления инфляцией.
Например, почему повышение эффективности налогового администрирования должно заключаться в повышении собираемости налогов с тех, кто вообще не должен считаться налогоплательщиком (например, с граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума)? Что означает повышение нейтральности налогообложения — одинаковый подход к тем, кто «переобложен» налогами, и к тем, кто благополучно от них уклоняется?
Большинство принимаемых мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая и очевидная мера, давно испытанная в странах Запада, даже не упоминается — перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов. А именно она, на наш взгляд, была бы более эффективна, чем контроль десятков тысяч счетов-фактур при проверке правильности возмещения и уплаты НДС.
Сложность процедур — одна из главных причин коррупции. Очереди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения малого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчислением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошибки может быть особенно велика[11].
Таким образом, подводя итоги первой главы отметим, что налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.
Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения.
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы
Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.
Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 1427,5 млрд.рублей, что на 10,1% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года[12]. В 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 632,8 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.
Таблица 1- Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей.
| 2009г. | В % к | |||||
консолиди- | в том числе | консолиди- | в том числе | ||||
феде- | консолиди- | феде- | консолиди- | ||||
Всего | 1427,5 | 622,9 | 804,5 | 89,9 | 91,6 | 88,6 | |
из них: | 355,2 | 95,5 | 259,7 | 62,4 | 56,5 | 64,9 | |
налог на доходы физических лиц | 338,6 | - | 338,6 | 105,0 | - | 105,0 | |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 328,9 | 328,9 | - | в 3,5р. | в 3,5р. | - | |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 73,5 | 15,6 | 58,0 | 97,9 | 54,0 | 125,4 | |
налоги на имущество | 98,4 | - | 98,4 | 121,0 | - | 121,0 | |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 187,6 | 174,4 | 13,2 | 46,8 | 46,2 | 56,4 | |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 181,6 | 168,9 | 12,8 | 46,4 | 45,8 | 55,6 | |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 15,9 | 19,5 | 14,3 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,9%, налога на доходы физических лиц - 23,7%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 23,0%, налога на добычу полезных ископаемых - 12,7%[13]. Графически структура поступивших налогов, сборов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. - Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в 2009г
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1290,0 млрд.рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 79,0 млрд.рублей (5,5%), местных налогов и сборов - 19,5 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 38,0 млрд.рублей (2,7%).
Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. составило 355,2 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 37,6%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,5 процентного пункта и составила 96,5%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 2,5%. В марте 2009г. поступления налога на прибыль организаций составили 263,9 млрд. рублей и возросли по сравнению с предыдущим месяцем в 19,1 раза.
Таблица 2- Поступление налога на прибыль организаций.
| 2009г. | Справочно | ||||||||||||||
консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||||||||||||
млрд. рублей | в % к итогу | феде- | консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ | млрд. рублей | в % к итогу | феде- | консолид-ированные бюджеты субъектов РФ | |||||||||
Всего | 355,2 | 100 | 95,5 | 259,7 | 569,4 | 100 | 169,0 | 400,4 | ||||||||
из него: | 342,7 | 96,5 | 83,1 | 259,6 | 552,5 | 97,0 | 154,2 | 398,2 | ||||||||
с доходов, полученных в виде дивидендов | 8,8 | 2,5 | 8,8 | - | 12,2 | 2,1 | 12,2 | - | ||||||||
с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 3,5 | 1,0 | 3,5 | - | 2,1 | 0,4 | 2,1 | - |
В I квартале 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 338,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 5,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В марте 2009г. поступления налога на доходы физических лиц составили 131,3 млрд.рублей, что на 6,6% больше, чем в предыдущем месяце.
Таблица 3 - Поступление налога на доходы физических лиц.
| 2009г. | Справочно | ||
млрд. | в % к | млрд. | в % к | |
Всего | 338,6 | 100 | 322,5 | 100 |
из них: | 5,9 | 1,7 | 5,6 | 1,7 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций | 0,1 | 0,0 | - | - |
с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации | 329,7 | 97,4 | 313,8 | 97,3 |
с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации | 2,3 | 0,7 | 2,3 | 0,7 |
с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств | 0,6 | 0,2 | 0,8 | 0,2 |
В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 73,5 млрд.рублей, что на 2,1% меньше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (87,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо.
Необходимо отметить, что в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определении и понимании налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным условием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы страны. От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависит стабильность и управляемость в экономике.
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг.
Одним из направлений укрепления доходной базы местных бюджетов является увеличение налоговой составляющей доходов местных бюджетов, и, прежде всего за счет дополнительных отчислений налога на доходы физических лиц. В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70% - в бюджет субъекта федерации, 30% - в бюджеты муниципальных образований - (муниципальных районов минимум 20%, поселений минимум 10%, городских округов минимум 30%). Кроме того предусмотрена возможность дополнительных отчислений НДФЛ местным бюджетам по решению субъекта РФ. В общей структуре налоговых поступлений поступления налога доходы физических лиц в бюджет Орловской области и местные бюджеты за 2007 – 2009 годы имеют наибольший удельный вес в течение всех трех периодов ( 2007 год – 49 % среди налоговых доходов; 2008 год – 52 % и 2009 год – 59 %). Тем не менее в период с 2007 по 2008 годы поступления данного налога имели тенденцию к увеличению, в то время как, в период с 2008 по 2009 годы, наблюдается снижение поступлений налога доходы физических лиц, при этом доля НДФЛ среди всех налоговых доходов области увеличилась (Рис. 2 ).
Рисунок 2. Динамика поступлений налога доходы физических лиц за 2007 – 2009 гг.
Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ