Основные направления развития налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа

Описание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она признана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и др. функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретические основы функционирования налоговой системы РФ.…6
1.1 Понятие и сущность налоговой системы……………………………..6
1.2 Функции налогов и структура налоговой системы РФ…………….10
1.3 Политика налогообложения в экономике России: содержание и особенности………………………………………………………………………14
2 Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации………………………………………………………………………..20
2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы…………………………………………………...20
2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг…..25
3 Основные перспективные направления налоговой системы РФ……32
3.1 Перспективы развития налоговой системы…………………………32
3.2 Изменения в законодательной базе по основным налогам и сборам…………………………………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..43
Библиографический список………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

Основные направления развития налоговой системя РФ.doc

— 323.50 Кб (Скачать документ)

К сожалению, денежное регу­лирование (монетарная полити­ка) — пока единственное средст­во, используемое для управления инфляцией.

Например, почему повышение эффективности налогового администрирования должно заклю­чаться в повышении собираемости налогов с тех, кто вообще не дол­жен считаться налогоплательщи­ком (например, с граждан, имею­щих доходы ниже прожиточного минимума)? Что означает повы­шение нейтральности налогооб­ложения — одинаковый подход к тем, кто «переобложен» налогами, и к тем, кто благополучно от них уклоняется?

Большинство принимаемых мер направлено на повышение собираемости налогов. Но другая, простая и очевидная мера, дав­но испытанная в странах Запада, даже не упоминается — перенос акцентов с контроля доходов на контроль расходов. А именно она, на наш взгляд, была бы более эф­фективна, чем контроль десятков тысяч счетов-фактур при проверке правильности возмещения и упла­ты НДС.

Сложность процедур — одна из главных причин коррупции. Оче­реди к чиновникам, хождение по инстанциям, получение различных справок, оформление большого числа документов для решения ма­лого вопроса сопровождают нашу жизнь от самого рождения. И все же процедуры, связанные с исчис­лением и уплатой налогов, следует выделить особо. Здесь цена ошиб­ки может быть особенно велика[11].

Таким образом, подводя итоги первой главы отметим, что налоги – категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть.

Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2        Анализ поступления федеральных налогов в бюджет Российской Федерации

 

2.1 Федеральные налоги, их характеристика и роль в формировании доходов бюджетной системы

 

 

Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.

Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 1427,5 млрд.рублей, что на 10,1% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года[12]. В 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 632,8 млрд.рублей и увеличились по сравнению с предыдущим годом в 1,8 раза.

 

Таблица 1-  Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам, млрд.рублей.

 

2009г.

В % к
2008г.

консолиди-
рованный бюджет

в том числе

консолиди-
рованный бюджет

в том числе

феде-
ральный бюджет

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

феде-
ральный бюджет

консолиди-
рованные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

1427,5

622,9

804,5

89,9

91,6

88,6

из них:
налог на прибыль организаций

355,2

95,5

259,7

62,4

56,5

64,9

налог на доходы физических лиц

338,6

-

338,6

105,0

-

105,0

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

328,9

328,9

-

в 3,5р.

в 3,5р.

-

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

73,5

15,6

58,0

97,9

54,0

125,4

налоги на имущество

98,4

-

98,4

121,0

-

121,0

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

187,6

174,4

13,2

46,8

46,2

56,4

из них налог на добычу полезных ископаемых

181,6

168,9

12,8

46,4

45,8

55,6

поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,2

0,1

0,1

15,9

19,5

14,3

 

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2009г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 24,9%, налога на доходы физических лиц - 23,7%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 23,0%, налога на добычу полезных ископаемых - 12,7%[13]. Графически структура поступивших налогов, сборов представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. - Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в 2009г

В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 1290,0 млрд.рублей (90,4% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 79,0 млрд.рублей (5,5%), местных налогов и сборов - 19,5 млрд.рублей (1,4%), налогов со специальным налоговым режимом - 38,0 млрд.рублей (2,7%).

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2009г. составило 355,2 млрд.рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 37,6%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 0,5 процентного пункта и составила 96,5%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 2,5%. В марте 2009г. поступления налога на прибыль организаций составили 263,9 млрд. рублей и возросли по сравнению с предыдущим месяцем в 19,1 раза.

 

Таблица 2-  Поступление налога на прибыль организаций.

 

2009г.

Справочно
2008г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

млрд. рублей

в % к итогу

феде-
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ

млрд. рублей

в % к итогу

феде-
ральный бюджет

консолид-ированные бюджеты субъектов РФ

Всего

355,2

100

95,5

259,7

569,4

100

169,0

400,4

из него:
зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам

342,7

96,5

83,1

259,6

552,5

97,0

154,2

398,2

с доходов, полученных в виде дивидендов

8,8

2,5

8,8

-

12,2

2,1

12,2

-

с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

3,5

1,0

3,5

-

2,1

0,4

2,1

-

 

В I квартале 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 338,6 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 5,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. В марте 2009г. поступления налога на доходы физических лиц составили 131,3 млрд.рублей, что на 6,6% больше, чем в предыдущем месяце.

Таблица 3 - Поступление налога на доходы физических лиц.

 

2009г.

Справочно
2008г.

млрд.
рублей

в % к
итогу

млрд.
рублей

в % к
итогу

Всего

338,6

100

322,5

100

из них:
с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

5,9

1,7

5,6

1,7

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

0,1

0,0

-

-

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

329,7

97,4

313,8

97,3

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

2,3

0,7

2,3

0,7

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, процентных доходов по вкладам в банках, в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств

0,6

0,2

0,8

0,2

 

В 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 73,5 млрд.рублей, что на 2,1% меньше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (87,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо.

Необходимо отметить, что в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определе­нии и понимании налогов как системного элемента экономики, определя­ющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным усло­вием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы стра­ны. От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависит стабильность и уп­равляемость в экономике.

 

 

2.2 Анализ динамики и структуры поступления федеральных налогов на примере НДФЛ в региональные и местные бюджеты за 2007-2009 гг.

 

Одним из направлений укрепления доходной базы местных бюджетов является увеличение налоговой составляющей доходов местных бюджетов, и, прежде всего за счет дополнительных отчислений налога на доходы физических лиц. В соответствии с бюджетным законодательством, федеральный налог на доходы физических лиц распределяется между бюджетами субъекта федерации и бюджетами муниципальных образований (70% - в бюджет субъекта федерации, 30% - в бюджеты муниципальных образований - (муниципальных районов минимум 20%, поселений минимум 10%, городских округов минимум 30%). Кроме того предусмотрена возможность дополнительных отчислений НДФЛ местным бюджетам по решению субъекта РФ. В общей структуре налоговых поступлений поступления налога доходы физических лиц в бюджет  Орловской области и местные бюджеты за 2007 – 2009 годы  имеют наибольший удельный вес в течение всех трех периодов ( 2007 год – 49 % среди налоговых доходов; 2008 год – 52 % и 2009 год – 59 %). Тем не менее в период с 2007 по 2008 годы поступления данного налога имели тенденцию к увеличению, в то время как, в период с 2008  по 2009 годы, наблюдается снижение поступлений налога доходы физических лиц, при этом доля НДФЛ  среди всех налоговых доходов области  увеличилась (Рис. 2 ).

Рисунок  2. Динамика поступлений налога доходы физических лиц за 2007 – 2009 гг.

Информация о работе Основные направления развития налоговой системы РФ