Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РК.docx

— 90.78 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди множества  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже  занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных  налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Актуальность  работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

 Именно  налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным  предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

 Но в  связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически  заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Неуклонное  повышение роли налогов в социально-экономическом  развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования  теории и практики налогообложения.

Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное  изменение налоговых отношений  в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой  системы с одновременным преобразованием  прежнего механизма – системы  управления налогами, представляет собой  тоже систему, причем особую – экономическую.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы  развития налогового обложения.

В соответствии с целью, в работе поставлены и  решены следующие задачи:

-  рассмотрены основные этапы развития налоговой системы РК, ее особенности;

-  реформирование структуры налогов;

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой системы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.

В качестве правового и информационного  обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан. 

         Структура  работы состоит из введения, трех  глав, заключения, списка использованной  литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    1. Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в РК

Налоги  - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система  является справедливой.

Особое внимание современных экономистов  чаще всего уделяется изучению и  обобщению соответствующего опыта  развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических  условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры  происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран  принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими  реформаторами ошибок. [1]

Налоговая система – это установленные  в законном порядке совокупность видов налогов, форм и методов  их построения, структура и звенья управления с их функциями, целями и  задачами. Органами управления являются налоговый комитет Министерства Государственных Доходов РК, региональные налоговые комитеты.

Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие после  Второй Мировой войны, практически ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому  важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного  хозяйства.

Налог – обязательный взнос юридических  и физических лиц в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством.

Отдельный налог характеризуется  набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме  государства, правила расчёта и  сбора налога. Всю совокупность типовых  признаков налога можно разделить  на три группы: целевые признаки, организационные и системные.

Целевыми признаками являются: поддерживаемые органы управления, целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых  налоговым сбором), целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются: объект налога – то, что  облагается налогом (доход, имущество  и т. п.), источник выплаты налога – фонд или средства, из которых  уплачивается налог (текущий доход, кредит и т. п.), база налога – сумма, с которой взимается налог, ставка (шкала вставок) налога – размер налога на единицу обложения, субъект  налогообложения – лицо, обязанное  по закону платить налог.

Каждый налог содержит следующие  элементы:

Субъект налога – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог в размере, порядке и сроки, предусмотренные его налоговым обязательством.

В юридическом плане субъект  налога выступает налогоплательщиком, который является стороной материального  налогового правоотношения и возникающего на его основе налогового обязательства.

Объект  налога – это юридический факт, с помощью которого юридическое законодательство обуславливает наличие налогового обязательства.

Понятие «объект налога» тесно  связано с понятием «предмет налога».

Предмет налога является материальным выражением объекта  налога. Так, если объектом налога на транспортным средства является факт обладания плательщиком транспортного средства, то предметом  этого налога выступает само транспортное средство, принадлежащее данному  объекту на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления).

С объектом обложения тесно связанное употребляемое  на практике понятие «налоговая база». Налоговая база – исходная величина, к которой будет применена  ставка налогообложения с тем, чтобы  определить сумму налога.

Понятие «источник  налога» выражает те денежные средства, за счет которых налогоплательщик проплатит  налог. [2]

Предмет налогового платежа означает то, что подлежит передаче государству в процессе уплаты налога (при денежных налогах  это какая-то сумма денег, при  натуральных налогах – какие-то материальные ценности, выражаясь юридическим  языком – вещи, определяемые родовыми признаками, обозначаемые в тоннах, кубометрах и т.п.).

Единица налогообложения – это единица измерения предмета налога, с помощью, которой определяется налоговая база (например, в земельном налоге единицей налогообложения выступает 1 га земельного участка). Там, где применяется масштаб налога, единица налогообложения совпадает с единицей масштаба налога (например, в налоге на транспортные средства, где масштабом налога выступает мощность транспортного средства, выраженная в киловаттах, единицей налогообложения выступает 1 киловатт).

Норма налога – установленная законом величина налогообложения, определяющая размер налогового платежа.

Норма налога определяет правила исчисления налога. В большинстве случаев  размер налога является результатом  взаимодействия ставки налогообложения  с единицей налогообложения.

Ставка  налогообложения – размер налога на единицу налогообложения.

Умножение ставки налогообложения  на количество единиц налогообложения  определит сумму налогового платежа.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Размер налога определяется в твердой фиксированной сумме, равное для всех налогоплательщиков (равное налогообложение), либо с применением ставки налогообложения. Равное налогообложение наиболее отчетливо проявляется при подушном налоге – со всех налогоплательщиков взимается одинаковая сумма налога. Нечто подобное имеет сейчас место при уплате предпринимателями индивидуального налога путем выкупа патента – стоимость патента (т.е. сумма налога) является одинаковой для всех лиц, занимающихся однородным видом предпринимательской деятельности. Ставки налогообложения могут быть:

в твердой денежной сумме с единицей налогообложения (например, земельный  налог);

процентные, где все налогоплательщики  платят налог в одинаковой доле от налогооблагаемой базы (например, в  размере от 30% от налогооблагаемого  дохода). Таким образом, сама сумма  налога зависит от размера налогооблагаемой базы, ставка же остается равной для  всех налогоплательщиков;

прогрессивные – ставка.

При простой поразрядной прогрессии налогооблагаемая база разбивается на определенные разряды, для каждого из которых устанавливается налог в виде оклада в абсолютной сумме.

Удобством такого метода налогообложения является простота исчисления суммы налога –  достаточно определиться со своим налоговым  разрядом, как эта сумма будет  известна. Неудобством – скачкообразность размера налога, что приводит к  неравномерности налогообложения.

Следует сказать, что этот метод, широко применявшийся  в прошлом, в настоящее время  не используется.

При простой  относительной прогрессии налогооблагаемая база также разбивается на определенные разряды, но при переходе от низшего  разряда к высшему возрастает ставка налога, выраженная в пропорциональном размере.

Такой метод  налогообложения применяется в  Казахстане при расчете размера  налога на сверхприбыль недропользователей.

Удобством такого метода выступает относительная  простота исчисления суммы налога, неудобством, хотя и более сглаженная, но остающаяся довольно значительной скачкообразность размера налога. Так, при возрастании внутренней нормы  прибыли с 24 до 25 % (т.е. на 1%) ставка налога возрастает на 6%. При сложной прогрессии налогооблагаемая база также разбита  на определенные базы, при этом ставка налога возрастает от низшего разряда  к высшему. Однако  на границах каждого  разряда налога исчисляется отдельно, и общая сумма налога определяется путем сложения сумм, исчисленных  применительно к каждому разряду.

Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан