Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа
Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
Часть налогов,
относящихся в соответствии с
классификацией к местным, является
обязательной к применению на всей
территории Казахстана (земельный налог,
налог на имущество физических лиц,
регистрационный сбор с лиц, занимающихся
предпринимательской
Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.
Необходимость
регулирования сложившейся в
настоящее время налоговой
Налоговый кодекс Республики Казахстан призван решить такие важнейшие задачи как:
• построение стабильной, единой для Казахстана налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
• формирование единой налоговой правовой базы;
• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства и ее граждан;
• развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними гарантированных налоговых источников;
• совершенствование системы
Виды косвенных налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.
Объектом налогообложения
В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.
Своевременно
не удержанные, удержанные не полностью
или не перечисленные в бюджет
суммы налогов, подлежащие взысканию
у источника выплаты, взыскиваются
налоговым органом с
Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.
Налог на добавленную стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги. [11]
Объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.
Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан.
Облагаемым оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.
Плательщиками
налога на добавленную стоимость
признаются юридические лица и физические
лица, осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования юридического
лица, а также нерезиденты Республики
Казахстан, осуществляющие деятельность
через постоянное учреждение, имеющие
объекты налогообложения в
Лица, являющиеся
плательщиками единого
Согласно Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 N 3571 "О бюджетной системе" все действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.
Каждое
государство имеет свою организацию
бюджетной системы и принципы
ее построения, т.е. бюджетное устройство.
Правовые нормы, закрепляющие бюджетное
устройство, устанавливают виды бюджетов,
действующих на территории страны,
место и роль каждого из них, принципы
их функционирования и взаимосвязи.
Эти нормы являются в бюджетном
праве основополагающими, поскольку
выражают право государственных
и
Бюджетное система страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная система состоит из двух уровней государственного бюджета и местных бюджетов.
Для бюджетной
системы федеративного
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Понятие бюджетного
процесса выражено в Законе РК "О
бюджетной системе" в категории
"Бюджетная процедура" регламентированная
законодательством деятельность государственных
органов и должностных лиц
по разработке, рассмотрению, утверждению,
исполнению бюджета, контролю за его
исполнением и утверждению
Налоги классифицируются по следующим признакам:
по объекту обложения – через прямые и косвенные;
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:
через государственные и местные;
по порядку их использования – через общие и специальные;
по экономическому признаку;
по степени оценки объекта обложения;
в зависимости от формы уплаты налога;
по субъекту обложения;
в качестве инструмента бюджетного регулирования;
по порядку уплаты налога.
2) Прямые налоги устанавливаемые
на доход, имущество
3) Деление налогов на
В соответствии с Конституцией и
Налоговым законодательством
4) Общие налоги поступают
5) По экономическому признаку
различают налоги на доходы
и налоги на потребление;
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:
кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
у источника получения дохода, исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
на основе патента на разнообразные
виды предпринимательской
7) В зависимости от формы уплаты
налоги подразделяются на
8) По субъектам можно выделить
налоги с юридических лиц и
налоги с физических лиц. В
настоящее время налоговое
9) В качестве инструмента
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов - как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.
По порядку
уплаты налога, предусматривает
2.2 Порядок оплаты налогов и иных платежей
В налоговой практике существует три способа взимания налогов.
Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра.
Кадастр это
реестр, который содержит перечень
типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых
по внешним признакам и
При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога(у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.
Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.
Функции налогов
– это проявление его сущности
в действии, способ выражения его
свойств. Функция показывает, каким
образом реализуется
Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:
• регулирование торгово –
• финансово – экономические методы воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью.
Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан