Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РК.docx

— 90.78 Кб (Скачать документ)

Часть налогов, относящихся в соответствии с  классификацией к местным, является обязательной к применению на всей территории Казахстана (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправлению (налог с продаж, налог на рекламу  и т. д.).

Одна из острейших проблем во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами – проблема ответственности за правильность исчисления налогов, полноту и своевременность  их уплаты.

Необходимость регулирования сложившейся в  настоящее время налоговой системы  Казахстана представляется очевидной.

Налоговый кодекс Республики Казахстан  призван решить такие важнейшие  задачи как:

• построение стабильной, единой для  Казахстана налоговой системы с  правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого  налогового правового пространства;

• формирование единой налоговой  правовой базы;

• создание рациональной налоговой  системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных  интересов, способствующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличению богатства государства  и ее граждан;

• развитие налогового законодательства, позволяющего обеспечить доходами региональные и местные бюджеты за счет закрепленных за ними гарантированных налоговых  источников;

• совершенствование системы ответственности  плательщиков за нарушение налогового законодательства.

Виды косвенных  налогов: налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой  перечень избранных товаров), таможенные пошлины.

Прямые  налоги подразделяются на реальные и  личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность. Разновидность реальных налогов  зависят от того, какой вид имущества  облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов  обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются  необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.

Своевременно  не удержанные, удержанные не полностью  или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию  у источника выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организаций, выплачивающих  доходы гражданам в бесспорном порядке  с наложением штрафа.

Налог на добавленную  стоимость представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте  товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную  стоимость подлежащей уплате в бюджет, определяется как разница между  суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги и суммами налога на добавленную  стоимость, подлежащими уплате за приобретенные  товары, выполненные работы или оказанные  услуги. [11]

Объектом  обложения налогом на добавленную  стоимость являются облагаемый оборот и облагаемый импорт.

Облагаемым  оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), реализуемых  на территории Республики Казахстан, за исключением освобожденных от налога и осуществляемых для собственных  производственных нужд, а также оборот, определенный в соответствии с положениями, предусмотренными международными договорами, участниками которых является Республика Казахстан.

Облагаемым  оборотом являются импортируемые товары, за исключением освобожденных от налога.

Плательщиками налога на добавленную стоимость  признаются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также нерезиденты Республики Казахстан, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие  объекты налогообложения в соответствии со статьей 531 Закона Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».

Лица, являющиеся плательщиками единого земельного налога, не относятся к плательщикам налога на добавленную стоимость  по реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, при реализации продукции (работ, услуг) несобственного производства осуществляют уплату налога на добавленную стоимость в соответствии с настоящим Законом.

Согласно  Закону Республики Казахстан от 01.04.1999 N 3571 "О бюджетной системе" все  действующие на территории Республики Казахстан бюджеты, основанные на экономических  отношениях и соответствующих правовых нормах, представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Согласно законодательству функционирование бюджетной системы  основано на взаимосвязи бюджетов различных  уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное  устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном  праве основополагающими, поскольку  выражают право государственных  и административнотерриториальных образований на свой бюджет, уровень  самостоятельности в его использовании.

Бюджетное система страны определяется ее государственным  устройством. В унитарном государстве, например, в Республике Казахстан, бюджетная  система состоит из двух уровней  государственного бюджета и местных  бюджетов.

Для бюджетной  системы федеративного государства  характерны три уровня государственный  бюджет и местные бюджеты. Так, бюджетная  система США включает федеральный  бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административнотерриториальных единиц (округов, муниципалитетов и  др.).

Каждый  из бюджетов служит финансовой базой  для деятельности соответствующих  государственных или местных  органов.

Понятие бюджетного процесса выражено в Законе РК "О  бюджетной системе" в категории "Бюджетная процедура" регламентированная законодательством деятельность государственных  органов и должностных лиц  по разработке, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, контролю за его  исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета. [12]

Налоги  классифицируются по следующим признакам:

по объекту обложения – через  прямые и косвенные;

1) по органу, осуществляющему взимание  и распоряжение налогами:  

через государственные и местные;

по порядку их использования  – через общие и специальные;

по экономическому признаку;

по степени оценки объекта обложения;

в зависимости от формы уплаты налога;

по субъекту обложения;

в качестве инструмента бюджетного регулирования;

по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в цене товара или включенные  в тариф получают все большее  распространение. К прямым налогам  относятся налоги на доходы  и налоги на собственность,  такие как: подоходный налог  с юридических и    физических  лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся:  НДС, акцизы и таможенные пошлины  (регулируется таможенным законодательством).

3) Деление налогов на общегосударственные  и местные определяется двумя  факторами: кем установлен налог  (центральным или местным органом)  и доходным источником какого  бюджета он является (центрального  или местного).

В соответствии с Конституцией и  Налоговым законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях –  Президента РК, то определяющим является второй критерий;

4) Общие налоги поступают государству  и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго  специальное назначение. В настоящее  время специальные налоги (ранее  зачисляемые во внебюджетные  фонды) поступают в бюджет, где  однако они выделяются отдельной  строкой. Бюджет утверждается  соответствующим представительным  органом. Все специальные фонды  формируются в рамках бюджета,  утверждаются этим же представительным  органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет.

5) По экономическому признаку  различают налоги на доходы  и налоги на потребление; первые  взимаются с доходов, получаемых  плательщиком от любого объекта  обложения, во втором случае  – это налоги на расходы,  которые уплачиваются при потреблении  товаров и услуг (НДС, акцизы).

6) По степени оценки объектов  обложения существует 4 способа взимания  налогов:

кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи  объектов обложения с указанием  нормы их доходности без учета  фактической доходности (земельный  налог и имущественный);

по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые  льготы, вычеты и начисляет сумму  налога;

у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается  на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;

на основе патента на разнообразные  виды предпринимательской деятельности. [13]

7) В зависимости от формы уплаты  налоги подразделяются на натуральные  и денежные. Денежная форма является  преобладающей формой уплаты  налога. Однако как в прошлом,  так и в настоящем известны  и натуральные налоги. Так, Указ  о налогах допускает натуральную  форму уплаты налога недропользователями  в виде доли добываемой продукции  в размере, определяемом контрактом  на недропользование.

8) По субъектам можно выделить  налоги с юридических лиц и  налоги с физических лиц. В  настоящее время налоговое законодательство  в Казахстане пошло по пути  конструирования общих налогов,  которые распространяются одновременно  на юридических и физических  лиц. Эти налоги установлены  общими для тех и других  субъектов нормативными актами  и совпадают по своим основным  элементам. Однако в силу объективных  различий между этими субъектами  даже в рамках одного акта  всегда прослеживаются особенности  налогообложения тех и других.

9) В качестве инструмента бюджетного  регулирования налоги подразделяются  на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это процесс  сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение  равенства его доходной и расходной  статей.

Закрепленные  налоги – это те, которые в  соответствии с законодательством  закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие  налоги – это те, которые в  процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета  в нижестоящий , в целях  сбалансирования  последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая  закрепленные налоги), доходы местных  бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования  местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.

По порядку  уплаты налога, предусматривает предоставление  налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным  документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется  в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными  деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед  государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения. [14]

 

2.2  Порядок  оплаты налогов  и иных платежей

В налоговой  практике существует три способа  взимания налогов.

Первый способ – кадастровый  – предлагает использование кадастра.

Кадастр это  реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает  среднюю доходность объекта обложения..

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает  доход субъекту налога(у источника  дохода). Таким путём выплачивается  налог с заработной платы. Налог  удерживается посредником – сборщиком  до получения дохода субъектом, что  снижает возможность уклонения  его от уплаты налога.

Третий  способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

Функции налогов  – это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

Важнейшей функцией налогов является регулирующая функция. Государственное регулирование  в условиях рыночной экономики осуществляется в двух направлениях:

• регулирование торгово – денежных отношений, то есть государство выпускает  законы, нормативные акты, определяющие взаимоотношения действующих на рынке лиц – данное направление  регулирования с налогами не связано;

• финансово – экономические  методы воздействия государства  на интересы людей, предпринимателей с  целью направления их деятельности в нужном направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму административные методы управления и остается система  экономического принуждения в сочетании  с материальной заинтересованностью.

Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан