Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа
Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.
В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными словами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).
Следует отметить, что выделение " вертикальной" и " горизонтальной" справедливости все же не решает одну из главных проблем, существующих в налоговой сфере сегодня: как определить степень справедливости налогообложения.
Кривая Лоренца показывает, что прогрессивные налоги делают распределение после налоговых доходов (сплошная линия) более равномерным, чем распределение предналоговых доходов (точечная линия).
Кривая Лоренца подтверждает, что прогрессивное налогообложение более справедлива, так как обеспечивает большее равенство.
С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.
Принцип соразмерности
заключается в соотношении
Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственной казны.
Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Повышение ставки налога (ось Т) увеличивает, хотя все более замедляющимися темпами, сумму доходов в бюджет (ось Д). Поскольку уменьшение базы (ось В) происходит медленнее, чем увеличение ставки, в целом доходы бюджета возрастают.
Однако при достижении определенного предела (Т1) уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается.
Так как люди не могут работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. [6]
Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.
Следовательно, задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки в ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.
Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога
Принцип экономичности (эффективности). [7]
Он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.
1.3 Задачи и принципы работы органов налоговой службы
Разработка общих направлений налоговой политики, определение основных принципов налогообложения возложены высшие органы государственной власти – Президента, Парламент страны. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает разрабатывает и принимает законы о налогах, сборах, обязательных платежах, а также поправки к законодательным актам. Все законодательные проекты о введении или отмене тех или иных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в Парламент при наличии заключения Правительства на основе оценки реальной экономической ситуации в стране и её регионах.
В.И. Гуреев
подразделяет налоговые органы на органы
налогового контроля и налоговую
полицию. Следует отдать предпочтение
данному толкованию потому, что налоговая
служба государства действительно
структурирована, имеет внутренне
строение. Она является структурой
в системе государственного аппарата.
Этот термин гармонирует с понятиями
«устройство» и «система», подчеркивает
организационную сторону
На органы Налогового комитета возлагается ответственность за полноту сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством. [8]
Оперативное управление, то есть принятие комплекса мер, при следующих целью максимальное привлечение налоговых поступлений в государственную казну при минимальных затратах, осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстана. На данное подразделение, в пределах его компетенции, возложены организационные и контрольно – надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и обязательных платежей в бюджет, полноты организации и регулирования сборов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в фонды социального страхования.
Налоговая служба государства организационно разделена на систему Налогового комитета Министерства финансов и систему Департамента налоговой полиции этого же Министерства.
Налоговая полиция является специальным правоохранительным органом по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений, осуществлению уголовного преследования в пределах, установленных законодательством.
Министр финансов Республики Казахстан осуществляет общее руководство органами налоговой службы, кроме оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности.
Положение о Налоговом комитете и Департаменте налоговой полиции Министерства финансов утверждаются Правительством Республики Казахстан.
Органы налоговой службы всех уровней содержаться за счет средств республиканского бюджета.
Основные
задачи, выполняемые Налоговым
1) обеспечение полного и
2) изучение эффективности
3) участие в подготовке проектов законов, договоров по вопросам налогообложения с другими государствами;
4) разъяснение
В соответствии с возложенными задачами комитет выполняет следующие функции:
- осуществляет контроль за
- осуществляет контроль за
- осуществляет проверки
- проводит среди налогоплательщиков разъяснительную работу по применению налогового законодательства;
- проводит анализ и оценку
нарушений налогового
- получает, обобщает и анализирует
отчеты о поступлениях налогов,
- проводит проверки организации работы территориальных налоговых органов по сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных взносов и отчислений в фонды государственного социального страхования, содействия занятости, обязательного медицинского страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды
- по результатам проверок
- заслушивает отчеты
- оказывает методическую и
- изучает и внедряет опыт работы налоговых органов;
- проводит мероприятия по
- осуществляет связь с налоговыми органами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому применению;
- в пределах своей компетенции реализует межгосударственные и межправительственный соглашения по вопросам налогообложения;
- разрабатывает и утверждает
в установленном порядке
Органы налоговой службы взаимодействуют с центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, финансовыми и другими контролирующими органами, принимают меры по осуществлению совместного контроля, обеспечивают обмен информацией с учетом положений Указа о налогах в части сохранения в тайне сведений о налогоплательщиках. Полученных налоговой службой при исполнении своих служебных обязанностей.
ІІ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАЛОГОВ И ПОРЯДОК ИХ ОПЛАТЫ
2.1 Классификация налогов в РК
Единый
подход в вопросах налогообложения
включая предоставление права на
получение налоговых льгот а
также на защиту законных интересов
всех налогоплательщиков; чёткое разграничение
прав по установлению и взиманию налоговых
платежей между различными уровнями
власти; приоритет норм, установленных
налоговым законодательством, над
иными
На территории Казахстана взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему Республики Казахстан. Закон не предусматривает чётких границ между назваными видами платежей, так как всем им присущи черты обязательности и без эквивалентности, что позволило законодателю все перечисленные платежи практиковать как налоги. [10]
На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т. д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Например, предоставление местным органам власти права распоряжаться частью налогов (НДС, налогам на прибыль, подоходным налогам с физических лиц и т. д.) не являются основанием для изменения по их усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнем бюджетной системы: если доходы бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счёт налогов; то в региональные бюджеты поступают налоги субъектов Республики Казахстан.
Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан