Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РК.docx

— 90.78 Кб (Скачать документ)

Экономисты  выводили всякого рода таблицы и  графики, демонстрирующие пределы, за которыми  рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику. (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные)

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория «платежные возможности» граждан с тремя  рекомендациями:

в отношении субъекта налога –  налога должен охватывать всех граждан;

в отношении объекта налогообложения  – необходимо в качестве налогообложения  избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что  он теснейшим образом связан с  платежными возможностями граждан;

  в отношении ставки налога  – налоговая ставка должна  позволить учитывать все, что  оказывает влияние на имущественное  положение налогоплательщика: личное  положение налогоплательщика, характер  объектов обложения, размер объектов  обложения – все это должно  приниматься во внимание при  установлении налоговой ставки.

Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных  пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет  самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься. «Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда  он становится неспособным нести  финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?». И, основываясь на анализе характера  финансовых отношений, произведенном  в свое время нами, отвечает: «пределы государственного принуждения в  отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены», а завершает все  это он следующим выводом: «приоритеты  во взаимоотношениях личности и государства  по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма  и государственного монополизма. Личность является «второсортным» пассивным  субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции».   

В соответствии со статьей 154 Налогового Кодекса РК в случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

При этом согласием налогоплательщика  считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности  по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или другого обязательного  платежа, не внесенная в установленный  срок, в налоговой практике именуется  недоимкой. [23]

В разных странах применяются разные способы  взимания недоимок: в одних это  производится в судебном порядке (путем  предъявления налоговыми и другими  уполномоченными органами иска о  взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном  порядке на основе распоряжения налогового органа.

Понятно, что предоставление налоговым органом  права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном административном) порядке значительно упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые  правонарушения более оперативным, разгружает судебную систему от огромного  количества дел. Однако этот порядок  несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного  произвола и нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное  снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично  возрастающем объеме валового национального  продукта.

Анализ  реформаторских  идей в области  налогов в основном показывает,  что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем  случае  отдельных   элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,   предоставляемых  льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или  замены одних налогов на другие).  Предложений  же  о  принципиально  иной   налоговой системе, соответствующей  нынешней фазе переходного к рыночным  отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную   налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической   основе, коей у нас в Казахстане еще нет. [24]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проделанный анализ курсовой работы позволяет сделать  выводы о том, что наша налоговая  система непостоянна, и на наш  взгляд далека от совершенства, если например ее сравнить с Западной системой налогообложения.

Налоги  это отношение собственности, а  поскольку именно проблемы собственности  вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной  и исполнительной власти и тем  более нет единства мнений и в  составе самого правительства и  парламента, то к решению чисто  экономических проблем примешиваются  и политические интересы.

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие налоговой системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги  являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно  сопровождается преобразованием налоговой  системы.

 В современном  цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства.  Помимо этого, налоги используются  для экономического воздействия  государства на  общественное  производство, его динамику и  структуру, на развитие научно-технического  прогресса.

Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой  реформы с июля 1995 года, диктуют  необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса  на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной  регламентации взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и  усиления ответственности.

Таким образом, совершенствование налогообложения  неразрывно связано с созданием  прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного  развития. От того, как скоро это  будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения  в фактор экономического роста. [25]

Беспрецедентный экономический спад все более  переходит из финансово-экономической  и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают  тень на все прогрессивные хозяйственные  и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие  инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы Казахстана в целом. Тем самым проблема оживления  производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в  жизни людей становится первостепенным условием существования и развития казахстанского общества и государства.

Главное, что  могут и должны сделать налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию  материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену  политических игр, депутатских забав  и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент.

Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов  в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

Усиление  государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов  в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Особое значение имеет финансовый контроль. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

Осуществление на практике приведенных конкретных мер позволит обеспечить решение  трех основных задач:

 устранение неплатежей и  взаимной задолженности во всех  ее видах;

 нормализация бюджетной политики;

 снижение налогового бремени  в сфере производства.

При этом условие  только одно: решение этих задач  не должно вестись за счет нарушения  стабильности денежного обращения.

Налоговая реформа, под которой, в  отличие от отдельных поправок к  существующей налоговой системе, подразумевается  коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично  развивающийся, многовариантный и  многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических  по исполнению и уровню принятия решений  последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных  элементов – этапов. В норме  таких стадий в общей сложности  три: подготовительная, непосредственного  повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация  всех элементов налоговой реформы  составляет в совокупности законченный  иерархический ряд, каждые последующие  стадии и этапы которого по своему конечному результату так или  иначе соподчинены предыдущим.

Экономических закономерностей этого  процесса, умение, используя системный  подход и методы математического  анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать  правильный, научно обоснованный выбор  стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче  их скоординировать с проводимой государством социально-экономической  и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными  ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими  затратами им управлять.

Нужно продолжить реформирование налогов  с населения, в первую очередь, подоходного  налога с физических лиц. И делать это следует в тесной увязке с  изменениями трудового законодательства и подхода к установлению минимальной  заработной платы.

Думается, что надо вернуться к  идее социального налога, заменив  им страховые платежи в государственные  социальные внебюджетные фонды. Проект второй части Налогового Кодекса  такую возможность отнюдь не отвергает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Основы налоговой системы России: Нормативные документы. Комментарии. М.,2007 г.
  2. Основы предпринимательского дела /Под ред. Ю.М. Осипова. М.,2002 г.
  3. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения //Рикардо Д. Сочинения. Т.1. М.,1955г.
  4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов Т.2. М.,1935г.

США: государство  и рынок. М.,1991г.

  1. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение /Учебник. М.,2009 г.
  2. Налоги и налогообложение /Под ред. И.Т.Русановой, В.А. Кашина М.,1998г
  3. Мамонова И.В. Омельяненко А.В. Введение в основы теории налогообложения. /Учебное пособие., Краснодар.,2007 г.
  4. Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. / Финансы Казахстан   Каржы-Каражат Алматы, 2007.
  5. Алейбеков М.  О главном в налоговом реформировании // АльПари-Алматы,   2008.
  6. Амрекулов Н. Концепция единого обложения // Транзитная экономика , Алматы, 2010.
  7. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат , Алматы., 2000.
  8. Аскарова Э.Р. Расчет подоходного налога по доходам облогаемым по разным ставкам и (или) освобожденным от налогообложения (Приложение  14,14-1) Бюллетень бухгалтера Алматы, 2010.
  9. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана , Каржы-Каражат Алматы, 2010.
  10. Бахытжанова З.С. Налогообложение иностранных юридических и физических лиц Алматы, 2001.
  11. Есенбаев М. Налоги - плата за цивилизацию // Финансы Казахстана Каржы- Каражат: Алматы., 2010.
  12. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и  механизм использования. Алматы., 2005.
  13. Киперман Г.Я., Белялов А.З. «Налогообложение предприятий и граждан».  М., 2007 г.
  14. Маметова Р.А. Соотношение закона Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет и правил, разработанных для реализации положений этого закона / Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001г.
  15. Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы    налогообложения.  Алматы., 2008г.
  16. Наумова Н.Н. Реформа налоговой системы //Экономика Казахстана: Алматы., 2009 г.
  17. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений –  Пб.: Издателство С-Петербург. гос.университета экономики и финансов, 1997
  18. Туленбаев К.М. Государственное регулирование пенсионной реформы // Финансы Казахстана Каржы-Каражат: Алматы., 2010.
  19. Худяков А.И. Налоговая система Казахстана. Подоходный налог, Алматы,  Баспа. 1997г.
  20. Черник Д.Г. «Налоги». М., «Финансы и статистика», М.,2008 г.
  21. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. -М.: ИНФРА-   М, 2009 г.

Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан