Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:55, курсовая работа

Описание

Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РК.docx

— 90.78 Кб (Скачать документ)

Таким образом, рыночная экономика  и пополнение государственного бюджета  регулируется финансово – экономическими методами, путём применения отлаженной системы налогообложения, маневрируя процентными ставками, ссудным капиталом  и т. д. Центральное место в  этих методах занимают налоги.

Налогообложение должно не угнетать, а стимулировать  производство. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство  создаёт условия для ускоренного  развития определенных отраслей.

Изменяя налоговые  ставки государство создаёт дополнительные стимулы для отдельных элементов  финансовых потоков и потоков  товаров.

Стимулирующая функция настолько перекликается  с регулирующей, насколько с помощью  налогов государство имеет возможность  целенаправленно стимулировать  капиталовложения, хозяйственную активность, создавать новые рабочие места.

Распределительная функция заключается в том, что  посредством налогов в бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, финансирование целевых программ и т. д.

Государство направляет средства в инвестиции, в капиталовложение и фондовые отрасли  с длительными сроками окупаемости  затрат, добывающие отрасли, социальные нужды.

В процессе сбора и использования налогов  возникают распределительные и  распределительные отношения. Естественно, государство должно умело руководить этими процессами. Исторический процесс развития наглядно показал, что государство должно активно использовать распределительные возможности налогов. [15]

Благодаря контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением  финансовых ресурсов, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  политику. Осуществление контрольной  функции зависит от налоговой  дисциплины, суть которой в том, чтобы  налогоплательщики своевременно и  в полном объёме уплачивали налоги.

Часть социальной функции является социально  – воспитательной, которая проявляется  в различном подходе к налогообложению  тех или иных товаров и услуг. Так государство вводит высокие  акцизные налоги на вино-водочную и табачную продукцию и предоставляет льготы учреждениям социально культурной сферы, не только потому, что первые способны платить высокие налоги, а вторые нет, но и потому, что государство стремится способствовать увеличению культурно образовательного потенциала общества, укреплению его нравственного здоровья.

Важнейшее место в деловой жизни предпринимателя  занимают отношения, возникающие по поводу уплаты налогов. Они затрагивают  как сферу бизнеса, когда зайдёт речь об уплате налогов из прибылей, как частную сферу, когда дело касается налогов из личных доходов. Как правило; подчёркивает А. Маршал, «существует общее правило: когда  некий налог оказывает давление на любой фактор, используемый одной  группой лиц в производстве товаров  или услуг, предназначенных для  продажи другим лицам, он ведёт к  сдерживанию производства. Это в  свою очередь приводит к переложению  значительной части налогового бремени  на потребителей…».

Основными элементами налоговой системы являются виды налогов и принципы их начисления – налоговые ставки и налоговая  база. Существенное воздействие на функционирование налогового механизма  оказывают налоговые льготы.

Налоговые ставки – определенная доля дохода (прибыли, имущества), подлежащая перечислению в бюджет в виде налога, то есть «налоговые ставки устанавливаются обычно в  процентах к сумме дохода (имущества) на основе прогрессивной шкалы. По мере роста суммы дохода (имущества), подлежащего  обложению налогом, растет и его  доля, изымаемая в бюджет». Величина налоговых ставок может быть пересмотрена правительством в случае, если размеры  налоговых изъятий не соответствует  целям и задачам экономической  стратегии государства, по отношению  к развитию экономики. Их изменения  могут осуществляться в сторону  повышения, если правительство ставит целью увеличить приток средств  в государственную казну и  изъять средства у предприятий и  населения. Величина налоговых ставок является предметом постоянных дискуссий, ожесточенной предвыборной борьбы правительств во всех странах поскольку их изменение  оказывает непосредственное влияние  на личные доходы и финансовые активы предприятий и затрагивает жизненные  интересы всех слоёв населения.

Тенденция к повышению налогов характерна для сильных централизованных государств, стремящихся сконцентрировать в  своих руках как можно больший  объём финансовых ресурсов с целью  последующего воздействия через  бюджет на развитие экономики. Однако чем большая часть дохода имеется  государством в качестве налогов, тем  меньше стимулов к её получению.

Чрезмерно высокие налоговые ставки вызывают снижение активности предпринимателей, что автоматически ведёт к  падению доходов и соответственно, к сокращению средств поступающих  в бюджет в качестве налогов.

Налоговая сетка – законодательно закрепляет долю дохода, выраженную в процентах, подлежащих перечислению в бюджет в  зависимости от его величины. Необходимо особо подчеркнуть что налоговая  сетка устанавливается на основе принципы прогрессивного обложения, когда  больший доход обкладывается  по более высокой ставке. В результате по мере роста доходов в них  растёт доля, изымаемая в качестве налога. При прогрессивной системе  построения налоговых ставок с ростом доходов всё большая часть  их денежного выражения поглощается  бюджетом. Предельным случаем является ситуация, когда весь доход, получаемый сверх какого – либо определённого уровня, может быть перечислен в бюджет. Если речь идёт о прибыли, то в итоге по мере роста доходности предприятия и достижения прибылью какого либо предела, заинтересованность предприятия в повышении эффективности своей работы ослабляется, а затем и вовсе исчезает. Эта зависимость вынуждает тщательно разрабатывать прогрессивные ставки налогообложения для каждой категории доходов. [16]

Во многих странах сумма, с которой взимаются  налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно  называть налогооблагаемым доходом (прибылью). При этом, если размер налоговой  ставки жестко закреплён, то величина налоговой базы может меняться в  зависимости от тех вычетов, которые  законодательство разрешает производить  из дохода (прибыли), подлежащей обложению  налогами. Уменьшение налоговой базы законом разрешено производить  в соответствии с предоставлением  данной категории налогоплательщиков льготами. Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается как и  налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Льготы  позволяют вычитать из валового дохода определённые суммы, не подлежащие обложению  налогом. В результате таких операций облагаемый доход (налоговая база) оказывается  меньше валового дохода на величину налоговых  льгот. Определение суммы облагаемого  дохода позволяет подсчитать размеры  налога. Для этого необходимо применить  налоговую ставку к облагаемому  доходу.

Исчислить налог, значит применить налоговую  ставку к облагаемому доходу (налоговой  базе). Уменьшение налоговых поступлений  в бюджет происходит не только за счёт официальных налоговых льгот, но и в результате прямого уклонения  от уплаты налогов. Это стремление характерно как для крупного, так и для  мелкого бизнеса. Серьёзную проблему для властей представляет сокрытие факта предпринимательской деятельности значительной частью мелких и средних  предприятий, представляющих собой  так называемую «скрытую экономику». В результате того, что многие деловые  операции не регистрируются, недоплачивается  значительная часть соответствующего налога.

 

                    2.3  Современная налоговая система РК

 

Современная налоговая система  была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей  системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием  рыночных отношений в казахстанской  экономике.

Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал  внедрять эти реформы в казахстанскую  экономику, идеализировали рыночную систему, фактически превратили формирование последней  в самоцель. Считалось, что при  переходе к рынку достаточно добиться либерализации экономики, ее открытости и макроэкономической стабильности любыми средствами, а затем рынок  разрешит автоматически все проблемы. Некоторые экономисты в то время  предостерегали от подобного подхода, считая более приемлемым для Казахстана проведение реформ в планово-рыночном направление – как это имело  место в Японии, Китае и других странах, фактически получилось так, что  богатый опыт и специфика экономики  Казахстана оказались невостребованными. Впоследствии это отрицательно сказалось  на ходе реформ в целом.

Теоретически при осуществлении  перехода к рынку можно было бы просто скопировать налоговые законы, действующие в странах Западной Европы. Однако налоговые системы  стран Западной Европы сложились  в результате десятилетий функционирования рынка, действуют в относительно устойчивой экономике. Такой экономической  ситуации на начало проведения рыночной реформы в Казахстане просто не было. Поэтому при механическом заимствовании  западного опыта, пригодного для  высокоразвитой системы рыночных отношений  и основанного на длительном эволюционном развитии, игнорируется реальное состояние экономики Казахстана, где рыночные отношения формируются в «шоковом» режиме, а структуры рынка скорее можно назвать переходными, чем сложившимися. [17]

Переход к рынку любой ценой  потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкции, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять  этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма. Для казахстанских условий начало 90-х годов была избрана налоговая  система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений  вместо ряда действующих налогов, характерных  для административно-командной системы, главное место было отведено новой  совокупности налогов, соответствующих  формированию рыночных отношений в  стране. Существенно изменилась экономическая  суть многих ранее действовавших  налогов.

С момента введения ныне действующей  налоговой системы прошло более  трех лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли  огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить, что процесс  перехода экономики Казахстана к  рынку проходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушение старого вместо создания нового, и как следствие – налоговая  система пока не стала действенным  инструментом повышения эффективности  экономики Казахстана.

Принятая Конституция Республики Казахстан во многом по-новому регулирует правовые отношения в политической и социально-экономической сферах. В связи с этим углубились рыночные отношения, возникли и развиваются  финансовые институты, которых не было раньше, такие, например, как рынок  ценных бумаг, система коммерческих банков и др.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости  по-новому подойти к проблеме анализа  и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Анализ показывает, что действующая  налоговая система обладает целым  рядом существенных недостатков. Она  с самого начала не соответствовала  экономической обстановке в стране.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой  системы не выполняются вообще. Высокий  уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для  законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют  абсолютно разрушительную роль. В  самом начале перестройки экономической  и налоговой политики были введены  завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая  ставка. [18]

Завышенная совокупная налоговая  ставка приведет к негативным последствия:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

Другими словами, налоговая система  требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии  коренного изменения курса экономических  реформ.

Целью экономических реформ должно стать не разрушение экономики, а  процесс созидания, наращивание  национального богатства Казахстана, повышение благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

Этот исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

  1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
  2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику
  3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы
  4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно
  5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания
  6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса
  7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.
  8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов
  9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

Информация о работе Понятие налоговой системы и этапы развития ее развития в Республики Казахстан