В разделе рассмотрена лишь часть проблем
реформирования налоговой системы Казахстана
с точки зрения повышения эффективности
казахстанской экономики и учета мировых
экономических процессов. Но это, на мой
взгляд, именно те основополагающие предложения,
без реализации которых невозможно вывести
страну из того тупика, в который ее завели
нынешние неореформаторы.
В Казахстане
в настоящее время введена
упрощенная система определения
налоговой базы и введения налогового
учета.
Важное
значение в системе налогообложения
приобретает четкая организация
налогового и бухгалтерского учета,
в основе которых лежит их взаимосвязь,
связанная с доходом. [19]
Сегодняшняя
структура доходов весьма разнообразна.
В частности, только доход от предпринимательской
деятельности:
1 - доход, получаемый от управленческих,
финансовых услуг, если он начисляется
как вычет постоянному учреждению,
расположенному на территории
Р.К.
2 - доход, получаемый постоянными
учреждениями, расположенными на
территории Р.К.
3- доход, возникающий от продажи
товаров в Р.К.
4- доход, получаемый от всех
видов работ и услуг, если
он начисляется как вычет постоянному
учреждению, расположенному на территории
Р.К., или резиденту Р.К.
5- другие виды доходов.
Характеризуя
приведенные разновидности доходов
в целом, следует различать доходы
физического лица и доходы юридического
лица (см. приложение 4).
1. Подоходный налог с юридических
и физических лиц
2. Налог на добавленную стоимость
3. Акцизы
4. Сбор за регистрацию эмиссии
ценных бумаг и присвоение
национального идентификационного
номера эмиссии акций, не подлежащей
государственной регистрации.
5. Специальные платежи и налоги
недропользователей
6. Социальный налог
7. Сборы за проезд автотранспортных
средств по территории Республики
Казахстан
8. Земельный налог
9. Единый земельный налог
10. Налог на имущество юридических
и физических лиц
11. Налог на транспортные средства
12. Сбор за регистрацию физических
лиц занимающихся предпринимательской
деятельностью и юридических
лиц
13.Лицензионный сбор за право
занятия отдельными видами деятельности
14. Сбор с аукционных продаж
15.Сбор за право реализации
товаров на рынках
16.Плата за использование радиочастотного
ресурса Республики Казахстан
17.Сбор за использование юридическими
и физическими лицами символики
города Алматы в их фирменных
наименованиях, знаках обслуживания,
товарных знаках
18.Сбор за использование юридическими
(кроме государственных предприятий,
государственных учреждений и
некоммерческих организаций) и
физическими лицами слов "Казахстан",
" Республика", " Национальный"
(полных, а также любых производных
от них) в их фирменных наименованиях,
знаках обслуживания, товарных знаках
Плательщикам
Подоходного налога являются физические
и юридические лица, имеющие налогооблагаемый
доход в налоговом году. К физическим
лицам относятся граждане Казахстана,
граждане иностранных государств и
лиц без гражданства. Объектом обложения
подоходным налогом является облагаемый
доход физического лица, в том
числе занимающегося предпринимательской
деятельностью, исчисленный, как разница
между совокупным годовым доходом
и вычетами (разрешается в целях
налогообложения). К совокупному
годовому доходу относятся все виды
доходов, полученные в денежной или
натуральной форме за налоговый
год. Ставка налога (для физических
лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет
с увеличением облагаемого налогом
дохода.
Плательщикам
НДС являются физические лица, занимающиеся
коммерческой (предпринимательской) деятельностью,
которые встали или обязаны встать
на учет по НДС. По импортируемым товарам
плательщиками являются физические
лица, осуществляющие импорт на таможенную
территорию Казахстана. Объектом обложения
НДС является облагаемый оборот и
облагаемый импорт. Облагаемым оборотом
является оборот по реализации товаров,
выполненных работ или оказанных
услуг, осуществленных в пределах республики.
Облагаемый оборот определяется на основе
стоимости реализованных товаров,
работ или услуг исходя из применяемых
цен и товаров, без включения
в них НДС. Облагаемым импортом является
импортируемые товары. Ставка НДС
установлена в размере 20% от облагаемого
оборота и облагаемого импорта.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет
(чистая сумма НДС, начисленная за
отчетный период), определяется как
разница между суммой начисленного
налога, подлежащей получению по облагаемому
обороту, и суммой налога, относимой
в зачет. При применении налогоплательщиком
метода начисления суммой НДС, относимой
в зачет, является сумма налога, подлежащая
уплате по выставленным налоговым счетам
– фактором, фактически поступившим
товарам, в том числе по импортируемым,
включая основные средства (кроме
зданий и легковых автомобилей), выполненным
работам или оказанным услуг
в течение отчетного периода,
который используется или будут
использоваться для целей облагаемого
оборота. При применении налогоплательщиком
кассового метода учета по отнесению
сумм НДС в зачет должен иметь
место факт оплаты.
Акцизы. Ими
облагаются товары, произведенные на
территории Казахстана и импортируемые
на территорию Казахстана по следующему
перечню: все виды спирта, ликероводочные
изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы,
табачные изделия, осетровая и лососевая
рыба, ювелирные изделия из золота,
платины и серебра, выделанный и
невыделанный мех, шкурки (кроме кролика,
крота, собаки, оленя, овчины), изделия
из натурального меха, одежда из натуральной
кожи, изделия из хрусталя, хрустальные
осветительные приборы, бензин (кроме
авиационного топлива), дизельное топливо,
легковые автомашины, огнестрельное
и газовое оружие и игорный
бизнес.
Плательщиками
являются физические лица, производящие
товары на территории Казахстана и
осуществляющие игорный бизнес на территории
республики (игорные дома, казино) и
лица, ввозящие товар на территорию Казахстана
из других стран, но сделанные из сырья
Казахстана, производящие разлив алкоголя
ввозимого на территорию республики. Ставки
утверждены правительством в процентах
к стоимости товара или физическому объему
в натуральном выражении. [20]
Налог на имущество.
Плательщиками налога являются физические
лица по объектам обложения, используемым
в предпринимательской деятельности,
физические лица по объектам обложения
неиспользуемым в предпринимательской
деятельности, имеющие на территории
Казахстана объективные обложения
на праве собственности, доверительного
управления собственностью, хозяйственного
ведения, оперативного управления.
Налог на производственные
и непроизводственные фонды физических
лиц (занимающихся предпринимательской
деятельностью) ежегодно составляет по
0,5% от стоимости указанного фонда. Налог
на имущество физических лиц, не используемое
в предпринимательской деятельности,
уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от
оценочной стоимости имущества.
Когда физическое лицо использует часть
имущества под предпринимательскую
деятельность налог на эту часть
0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости
имущества физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая,
20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата
налога физических лиц, не занимающихся
предпринимательством до 1 октября
текущего года.
Земельный
налог. Плательщиками являются физические
лица, имеющие во владении или пользовании
земельные участки. Базовые ставки
земельного налога установлены по категории
основного целевого назначения земель.
Размер земельного налога определяется
не по результатам хозяйственной
деятельности землевладельца, а от
качества, местоположения и водообеспечения
земельного участка. Предусмотрены
льготы.
Государственная
пошлина. Взимается на основе закона
республики Казахстан “о госпошлине“
принятого, Верховным Советом Республики
Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками
являются физические лица, в интересах
которых специально уполномоченные
органы совершают действия и выдают
документы, имеющие юридическое
значение. Госпошлина исчисляется в
процентном отношении к соответствующей
сумме (сумме иска, удостоверяемого
договора и т.п.) или к месячному
расчетному показателю.
ІІІ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Пути совершенствования
системы налогообложения РК
Совершенствование
системы налогообложения должно
быть направлено сейчас на всемирную
активизацию процессов инвестирования
всех видов. Это крайне необходимо
для становления и развития рынка
ценных бумаг и финансового капитала,
являющихся центральным звеном рыночного
хозяйства регулируемого типа.
Необходимо
произвести переоценку основных фондов
предприятий для увеличения финансовых
ресурсов предприятий и индексацию
амортизационных отчислений, что
позволит предприятиям осуществить
грамотное акционирование и создать
хорошую базу для инвестирования.
В дальнейшем вполне правомерным
будет повышение ставки поимущественного
налога для юридических лиц.
Пока
не преодолены кризисные явления
в экономике, важно ввести автоматический,
в некотором смысле принудительный
механизм " снятие" подоходного
налога посредством банковского
обслуживания.
Практика
функционирования налоговой службы
за последние 3 года при активизации
процесса возникновения субъектов
хозяйствования негосударственных
форм собственности, показало ее недостаточные
эффективность и мобильность.
За это время участились случаи
уклонения от выплаты налогов. [21]
В первую
очередь необходимо выработать четкую
правовую базу налоговой системы, ввести
статью за уклонение от налогов, принять
положение о статусе налоговых
инспекторов.
Например,
налог на добавленную стоимость.
В Республике Казахстан он пришел
на смену налога с оборота и
налога с продаж. При введении этого
налога не была выработана четкая методика
его вычисления, то есть база отсчета
добавленной стоимости, (какая часть
стоимости является добавленной: прибыль
или заработная плата, стоимость
сырья и т.д.).
Во
всех развитых странах в понятие
добавленной стоимости входит все,
что выше цены производства, которая
выступает как себестоимость
продукции плюс средняя прибыль.
Исходя
из сложившейся на сегодняшний день
экономической, политической и социальной
ситуации на сегодняшний день в Республике
Казахстан, концепция налогообложения,
в первую очередь, должна решать следующие
основные задачи:
устойчивость и сбалансированность
бюджета;
формирование антиинфляционного
механизма и обеспечение стабильности
собственности, валюты;
обеспечение широкомасштабных инвестиций;
всемерное стимулирование деловой
активности всех субъектов хозяйствования
независимо от форм собственности.
Решение
этих задач позволит достичь экономической
и социальной стабильности в Республике
Казахстан.
В межгосударственных
двухсторонних экономических связях
часто возникает проблема двойного
налогообложения, затрагивающая в
первую очередь интересы тех физических
и юридических лиц, которые получили
доходы не только на территории своей
страны, но и за рубежом. В мировой
практике для смягчения двойного
налогообложения налогоплательщику
часто предоставляют три возможности,
позволяющими ему уменьшить налоговое
бремя. В частности в США налогоплательщику
могут разрешить вычет выплаченных
им за рубежом налогов из налогооблагаемой
суммы и могут их засчитать
как налоговый кардит. Наряду с
этим по условиям межгосударственных
соглашений, доход, получаемый физическим
или юридическим лицом за пределами
США, может быть исключен из американского
налогообложения (и наоборот, полученный
в США доход иностранного налогоплательщика
из налогообложения его страны).
Для
Республики Казахстан в современных
условиях реформирования и модернизации
экономики сложилась необходимость
привлечения иностранных инвестиций
и передовых технологий. Но иностранные
компаньоны опасаются двойного налогообложения.
Поэтому Республика Казахстан имеет
с рядом стран соглашения об избежании
(устранения) двойного налогообложения
доходов и имущества иностранных
инвесторов. [22]
По
этим соглашениям иностранные инвесторы
освобождаются или платят налоги
на доходы, полученные в Республике
Казахстан по уменьшенным ставкам.
Нестабильность
наших налогов, постоянный
пересмотр ставок, количества налогов,
льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную
роль, особенно в период перехода
Казахской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует
инвестициям как отечественным,
так и иностранным. Нестабильность
налоговой системы на сегодняшний
день - главная проблема реформы
налогообложения.
Жизнь
показала несостоятельность сделанного
упора на чисто фискальную функцию
налоговой системы: обирая налогоплательщика,
налоги душат его, сужая тем
самым налогооблагаемую базу и уменьшая
налоговую массу.