Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В заключении приводятся пути совершенствования налоговой системы России.
Введение
Налоговая система России с первых дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Налоговые
органы являются единственными законными
сборщиками налогов и сборов, которые
и формируют бюджеты всех уровней
государства. От того, насколько правильно
построена система
Целью данной работы является: изучение налоговой системы Казахстана, сравнение её с Российской налоговой системой и выявление путей совершенствования налоговой системы РФ.
Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В
заключении приводятся пути совершенствования
налоговой системы России.
Глава 1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы
1.1.1
Понятие налога
В
понимании налогов важное значение
имеют два аспекта. Во-первых, налог
– это объективная
Налоги
как объективная категория
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.
Субъективная
сторона налогов (конкретные их виды,
уровень ставок, система льгот
и т.д.), напротив, предопределяются
именно внешней средой, в которой
функционируют налоги. Особенно важное
значение здесь имеют: уровень социально-экономического
развития страны, тип государственного
устройства, масштабность и круг задач,
стоящих перед обществом в данный период
времени, наконец, традиции, оказывающие
существенное влияние на национальные
“черты лица” налоговой системы государства.
Субъективная (видимая) сторона проявляется,
таким образом, в процессе их реального
использования (в виде подоходного налога,
налога на добавленную стоимость, акцизов
и т.д.). Установление налогов производится
путем принятия налогового законодательства,
определяющего понятие налогов, а также
сборов, приравненных к налоговым платежам.
Далее выясним, что представляет собой
понятие налогов и сборов, приравненных
к налогам в законодательных актах, а также
проследим эволюцию понятия «налог».
1.1.2
Определение налога
По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».
А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.
Смит
выдвинул тезис о непроизводительном
характере государственных
Современные определения налога делают акцент на принудительный ха-рактер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».
Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
На рис. 1.1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса.
Рис.
1.1 – Отличительные признаки налогов
российскому законодательству
1.1.3
Налоги и другие государственные
изъятия и платежи
В
области налогообложения
1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;
2) налог это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
Выбор
одного из указанных подходов зависит
от особенностей национального
В
нашей стране в качестве юридического
критерия отличия налога от неналогового
платежа предложен признак
Используя этот критерий разграничения виды налоговых изъятий и соответствующие им определения могут быть представлены следующим образом (рис.1.2).
Российское
законодательство до введения в 1999 г. первой
части Налогового кодекса различий
между налогами, сборами и пошлинами
не признавало. Существовало следующее
определение: «Под налогом (сбором, пошлиной)
и другим платежом понимается обязательный
взнос в бюджет соответствующего уровня
или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами».
Тем самым трудно было понять отличие
налогового от неналогового платежа, а
также связанные с этим обстоятельством
юридические последствия для налогоплательщика.
Рис.1.2 – Виды налоговых изъятий
Разграничение этих понятий следующее. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности, является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без чистого дохода.
В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса дается следующее определение: «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».
С учетом сказанного
выше все виды налоговых платежей
и их содержание можно представить
так, как это изображено на рис. 1.3.
Рис. 1.3
– Виды налоговых платежей
Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)