Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В заключении приводятся пути совершенствования налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

      3) учет национальных и территориальных  интересов государства;

      4) стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

      Согласно  налоговому законодательству количество налогов в Казахстане было сокращено до 13. Они подразделены на общегосударственные и местные налоги.

      Налоги:

      1)корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; акцизы; рентный налог на экспорт; специальные платежи и налоги недропользователей; социальный налог; налог на транспортные средства; земельный налог; налог на имущество; налог на игорный бизнес; фиксированный налог; единый земельный налог;

      2) другие обязательные платежи  в бюджет: государственная пошлина; сборы: регистрационные сборы; сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор с аукционов; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; плата: за пользование земельными участками; за пользование водными ресурсами поверхностных источников; за эмиссии в окружающую среду; за пользование животным миром; за лесные пользования; за использование особо охраняемых природных территорий; за использование радиочастотного спектра; за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи; за пользование судоходными водными путями; за размещение наружной (визуальной) рекламы.

      Основную  долю поступлений в бюджет составляют подоходные налоги (корпоративный и индивидуальный), косвенные (НДС и акцизы), социальный налог, а также налоги на международную торговлю и внешние операции. 

2.2 Основные бюджетообразующие налоги 

     Налогооблагаемым  доходом по корпоративному подоходному  налогу,

в отношении которого применяется ставка 20%, является разница между совокупным годовым доходом и расходами налогоплательщика, разрешенными к вычету. В Казахстане с 1 января 2009 года вступил в силу закон "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс, НК). Так, ставка корпоративного подоходного налога (КПН), согласно данному документу была снижена с 30% до 20%. Другим объектом обложения является доход, облагаемый у источника выплаты, ставка которого составляет для резидентов Республики Казахстан 15%, а для нерезидентов, осуществляющих деятельность на ее территории не через постоянные учреждения, варьируется от 5 до 20%, в зависимости от видов получаемых доходов. В третьих - это чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, облагаемый по ставке 15%. При определении налогооблагаемого дохода налогоплательщик вправе отнести на вычеты все свои расходы, связанные с получением совокупного годового дохода, подтвержденные документально. Имеющиеся ограничения по вычетам сведены до минимума и выражены не в виде запретов, а в виде установленных норм (амортизации по фиксированным активам) и пределов (представительские, командировочные расходы, вознаграждение).

      Для некоммерческих организаций и организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (здравоохранение, образование, деятельность в сфере науки, спорта, культуры) установлено полное освобождение от корпоративного подоходного налога, при соблюдении ими

условий, определенных Налоговым кодексом.

      Индивидуальный подоходный налог выделяет два объекта обложения, различающиеся между собой по способу уплаты налога:

• доходы, облагаемые у источника выплаты, по которым исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога производятся налоговыми агентами;

• доходы, не облагаемые у источника выплаты, по которым исчисление и уплата в бюджет налога производятся физическим лицом самостоятельно на основании представляемой декларации.

      Налог уплачивается по ставке 10%. Однако данная ставка не применяется в отношении доходов, полученных в виде дивидендов из источников в Республике Казахстан и за ее пределами, а применяется ставка 5%. При этом в Казахстане отсутствует всеобщее декларирование доходов физических лиц.

      Значительную роль в формировании доходной части бюджета играет налог на добавленную стоимость, в основу взимания которого заложена модель, используемая в европейских странах. Порядок исчисления его строится на двух основополагающих принципах, первый из которых предусматривает при исчислении налога, подлежащего уплате в бюджет, использование механизма зачета сумм налога, уплачиваемого поставщикам товаров и услуг на основе счетов-фактур. Зачет разрешается по всем приобретаемым товарам и услугам, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, в том числе и по группе инвестиционных товаров (основные средства, производственные здания и помещения).

     Второй  принцип - «страны назначения», используемый при взаимной торговле со странами. Данный принцип используется в отношении всех торговых государств - партнеров Республики Казахстан. Однако в торговле с Россией существует изъятие из данного принципа, включающее нефть, газ и стабильный газовый конденсат.

     Ставок  НДС две: стандартная - 12%, применяемая как в отношении внутренней реализации товаров, работ и услуг, так и в отношении импорта товаров, и нулевая, установленная в отношении экспорта товаров и международных перевозок. Механизм использования нулевой ставки предусматривает возврат НДС, уплаченного поставщикам товаров. Кроме того, существует минимальный порог регистрации по НДС: если  в течение налогового периода, но не более календарного года, по итогам которого размер оборота по реализации товаров (работ, услуг) не превышает минимум оборота, который  составляет 30000-кратную величину месячного расчетного показателя, установленного на последний месяц периода (МРП в 2011 году 1 512 тенге * 30 000 = 45 360 000 тенге), то на учет по НДС можно не вставать.

     В 1999 г. был введен социальный налог, объединивший социальные платежи во внебюджетные фонды. Если в 1998 г. доля внебюджетных фондов в государственном бюджете составляла 18,4%, то доля введенного в 1999 г. социального налога составила 17,9%. Правительством планомерно проводится работа по дальнейшему снижению социального налога. С 2004 г. действует регрессивная ставка социального налога от 20 до 7%. Сейчас ставка составляет 11% от сумм облагаемых доходов, выплаченных работодателем -  эта ставка для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере двух месячных расчетных показателей за себя и одного месячного расчетного показателя за каждого работника. Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения уплачивают социальный налог по ставке 4,5%. Исчисление социального налога производится посредством применения ставок,  уменьшенных на размер социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, к объекту обложения социальным налогом, за налоговый год. В 2011 году ставка социальных отчислений равна 5 % от суммы заработной платы за минусом обязательных пенсионных взносов.

       Еще одна группа налогов в Казахстане - имущественные налоги, к которым относятся земельный налог, налог на имущество, налог на транспортные средства, составляющие доходную часть местных бюджетов. Порядок исчисления и взимания указанных видов налогов является единым.

     С целью получения максимальных поступлений  в государственный бюджет одновременным созданием благоприятных условий для работы инвесторов и для восприятия ими Казахстана как государства со стабильным фискальным режимом особое внимание уделяется налогообложению недропользователей. В настоящее время значительную часть поступлений налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет обеспечивают крупные налогоплательщики, такие как нефтяные предприятия, предприятия горнорудного сектора, обрабатывающей промышленности и другие недропользователи.

     Осуществление добычи природных ресурсов происходит путем заключения недропользователями с правительством Республики Казахстан контрактов. Действующим налоговым законодательством предусмотрены две модели недропользования: отображающая концессионный контракт и соглашение о разделе продукции.

     В зависимости от типа контракта недропользователи, осуществляющие деятельность на территории Казахстана, уплачивают специальные платежи, такие как бонусы, являющиеся единовременным платежом подразделяющимся на подписной - за право разработки и коммерческого обнаружения - при обнаружении коммерческих запасов полезных ископаемых; роялти - за право пользования недрами в процессе добычи полезных ископаемых; доля Республики Казахстан по разделу продукции - доля прибыльной нефти (Profit-Oil), принадлежащей Казахстану; налог на сверхприбыль - налог на доход, превышающий нормативы, установленные государством, который рассчитывается в зависимости от внутренней нормы прибыли. 

2.3 Специальные налоговые режимы 

     В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

     1) субъектов малого бизнеса;

     2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

     3) юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции.

     Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима является разовый талон, подтверждающий факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. А патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

     Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого бизнеса.

     Специальный налоговый режим устанавливает  для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты.

     Объектом  обложения является доход за налоговый  период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами, за исключением доходов, ранее обложенных налогом, при наличии документов, подтверждающих удержание налога у источника выплаты, и (или) разового талона.

     Не  являются объектом обложения имущественный  доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.

     Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год для субъекта малого бизнеса, осуществляющего расчеты с бюджетом основе упрощенной декларации - квартал.

     В случае осуществления субъектами малого бизнеса, применяющими специальный налоговый режим, нескольких видов предпринимательской деятельности доход определяется суммарно от осуществления всех видов деятельности.

     Для субъектов малого бизнеса, применяющих  специальный налоговый режим и являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, в доход за налоговый период сумма налога на добавленную стоимость не включается.

     Для перехода на специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации до начала налогового периода субъекты малого бизнеса представляют в налоговый орган по месту осуществления деятельности заявление по форме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ

3.1 Сравнение налоговых систем Казахстана и России 

     Налоговая система каждой страны имеет свои специфические особенности, которые  формируются с учётом социального, культурного, экономического прошлого и традиций.

     Сравним налоговые системы Казахстана и России с позиции простого перечня различных налогов.

Таблица 1. Налоги Казахстана и России

Виды  налогов В Казахстане В России
Классификация налогов по принадлежности органов  и уровню управления
Федеральные налоги и сборы -НДС

-акцизы

-КПН

-ИПН

-специальные платежи  недрапользователей

- на операции с ценными бумагами

-НДС

-акцизы

-на прибыль  компаний

-на доходы граждан

-на добычу полезных  ископаемых

-водный налог

-экологические  сборы

-государственная  пошлина

Региональные  налоги - -на имущество  организаций

-на игорный  бизнес

-транспортный налог

Местные налоги -земельный

-на имущество  граждан

-на транспортные средства

-на игорный бизнес

-фиксированный налог

-земельный

-на имущество  граждан

Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)