Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа
Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В заключении приводятся пути совершенствования налоговой системы России.
Рис.1.5.
– Совокупность принципов налогообложения
Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» приведены пять принципов налогообложения: 1) хозяйственная независимость и свобода; 2) справедливость; 3) определенность; 4) удобство; 5) экономия.
В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.
Принцип справедливости. При всей важности каждого из экономических принципов главным из них является именно этот принцип, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость – категория прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является “чужеродным” элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок при этом должен быть минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале – их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, не зависящей от величины облагаемого дохода.
Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:
принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми законами по-разному;
принцип горизонтальной справедливости – субъекты, находящиеся в одинаковых условиях, должны трактоваться налоговыми законами одинаково.
Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументировано, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов – явление широко распространенное: как в прямой форме – в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой – преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.
Принцип
соразмерности предусматривает
сбалансированность интересов налогоплательщика
и государственного бюджета. Принцип
соразмерности характеризуется
кривой Лаффера, показывающей зависимость
налоговой базы от изменения ставок
налога, а также зависимость бюджетных
доходов от налогового бремени (рис. 1.6.).
Рис.1.6. – Кривая
Лаффера. Зависимость бюджета от
прогрессивного налогообложения: Д
– доходы; Б – налоговая база,
заинтересованная в легальном заработке;
Т – ставка налога, %
Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70 - 80-е годы ХХ в.
Принцип
учета интересов
Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права.
Организационные принципы налогообложения – положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Принципы
построения налоговой системы в
своей совокупности должны создавать
условия для эффективного выполнения
налоговыми системами своих функций.
1.4
Функции налоговой
системы
Исходным методологическим положением сравнительного анализа систем налогообложения является выделение наиболее существенных, качественно важных характеристик, которыми выступают функции налоговой системы. Наиболее распространено объединение всего многообразия различных проявлений налоговой системы в две группы, которые выполняют две комплексные функции: фискальную и экономическую (регулирующую).
Экономическая (регулирующая) функция налоговой системы заключается в том, что эта система представляет собой механизм влияния на экономические и опосредованно на социальные процессы, происходящие в государстве, позволяющий при его правильном использовании формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов.
Для целей сравнительного анализа налоговой системы следует конкретизировать особенности экономической (регулирующей) функции налоговой системы в методическом отношении. Наиболее правильным является введение понятия “экономический (регулирующий) потенциал налоговой системы”, которое подразумевает возможности влияния на ход и тенденции развития национальной экономики. Внутреннее содержание этого понятия следует формировать исходя из конкретных направлений указанного влияния и соответственно целесообразно выделить следующие составляющие экономического (регулирующего) потенциала системы налогообложения:
- инвестиционный потенциал налоговой системы, который определяется теми ее структурными элементами, которые позволяют изменять (повышать или снижать) темпы и объемы инвестиций в национальную экономику в целом;
- региональный потенциал налоговой системы, представляющий собой совокупность возможностей влияния на экономической развитие отдельных регионов страны, распределяя и перераспределяя между ними финансовые ресурсы, полученные в виде налоговых платежей;
- отраслевой потенциал налоговой системы, представляющий собой комплекс возможных воздействий на отраслевую структуру национальной экономики согласно установленным целям и задачам ее развития и позволяющих обеспечить необходимые объемы производства наиболее важных видов товаров и услуг;
- конкурентный потенциал налоговой системы, заключающийся в тех ее положениях и нормативах, которые обеспечивают равные условия справедливой конкуренции для всех хозяйствующих субъектов и эффективное функционирование всех базовых законов рыночной экономики.
Однако
одновременная реализация всех названных
выше составляющих экономического (регулирующего)
потенциала налоговой системы
Исторически первая (и основная) фискальная функция налоговой системы предполагает ее использование в качестве механизма, обеспечивающего поступление в распоряжение органов государственной власти необходимых объемов финансовых ресурсов, для реализации функций государства в соответствии с его законодательно установленными правами и обязанностями. Конкретизация фискальной функции налоговой системы для целей сравнительного анализа должна определяться путем определения структуры распределения налогового бремени между главными группами налогоплательщиков и объемов налоговых платежей между важнейшими объектами налогообложения. В соответствии с этим положением можно предположить следующие составляющие реализации фискальной функции:
- налогообложение доходов физических лиц (населения), рассматриваемое с точки зрения их значимости для формирования государственных финансовых ресурсов, а также состава соответствующих налогов и сборов;
- налогообложение доходов юридических лиц (хозяйствующих субъектов), рассматриваемое в целом аналогично первой составляющей;
- налогообложение собственности (имущества), которое при анализе должно учитывать различные подходы к формированию системы соответствующих налогов в отношении физических и юридических лиц, а также структуру этой части общей налоговой системы;
- акцизное налогообложение, которое следует рассматривать как элемент фискальной политики в отношении физических лиц, поскольку акцизы включаются в цену товаров и услуг.
Противоречие, заложенное в реализации экономической функции налоговой системы, выражается в следующем: высокий удельный вес отдельной фискальной составляющей объективно должен сопровождаться снижением – удельного веса другой; нарушение этого условия приведет к реализации эффекта, описанного кривой Лаффера, т.е. к снижению общего реального объема налоговых поступлений.
Кроме
того, необходимо иметь в виду тесную
(прямую и обратную) связь между
реализацией экономической и фискальной
функции налоговой системы, природа которой
заключается в том, что если для обеспечения
необходимых темпов экономического развития,
как правило, необходима мобилизация налогового
режима, то это означает ослабление фискальной
позиции государства.
Глава 2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1
Характерные черты налоговой
системы Казахстана
Приобретение
Республикой Казахстан
и переход к рыночной экономике предопределили необходимость глобальных изменений действующего механизма хозяйствования и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками и бюджетом. В качестве основных положений налоговой реформы в Республике Казахстан были выдвинуты:
1)
стимулирование рыночных
предпринимательскую
деятельность; подведение системы налогообложения
под прочную и системную
2) достижение справедливости в налогообложении: обеспечение социальной зашиты малоимущих; создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;
Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)