Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:33, курсовая работа

Описание

Структура курсовой работы соответствует ее цели и включает три основных раздела:
1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообложения;
2. Налоговая система Республики Казахстан. Здесь проводится характеристика налоговой системы Казахстана.
3. Налоговая система России и ее сравнительный анализ с современными системами налогообложения стран СНГ. В этой главе проводится сравнительный анализ налоговых систем России и Казахстана, а также сравнение с другими налоговыми системами стран-членов СНГ и бывших республик СССР.
В заключении приводятся пути совершенствования налоговой системы России.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

    1.2 Классификация налогов 

     Необходимость налоговой классификации во многом связана с усложнением налоговых  систем, потребностью совершенствования процесса управления налогообложением. Налоговая классификация позволяет выявить роль каждого налога и каждой налоговой группы в формировании доходов бюджета, что особенно важно с точки зрения эффективности и перспективности соответствующих налогов и их групп. Она позволяет также определить целевую направленность налоговой системы: преобладание косвенных налогов обычно свидетельствует о ее нацеленности на решение преимущественно фискальных задач, а также об уровне “цивилизованности” налоговой системы, ее соответствия мировым стандартам на основе сравнительного анализа основных пропорций налоговой системы. Также при многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации, т.е. разделения их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).

     Один  из возможных вариантов классификации  налогов представлен на рис.1.4.

     В первую очередь различают прямые и косвенные налоги. В основе такого деления могут лежать различные подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в. 
 
 
 
 

     
     

     

     

     
     
     
     

     

     

     

     

     

       Рис. 1.4. – Классификация налоговых  платежей 

     По  способу взимания различают:

     Прямые  налоги, которые взимаются непосредственно  с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика. К прямым налогам относятся: налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; налог на имущество организаций; земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на наследование или дарение. Несмотря на то, что в количественном отношении они составляют половину перечня налоговой системы и их гораздо больше, чем косвенных, роль этих налогов в современной российской практике налогообложения весьма скромная: поступления только от одного налога на добавленную стоимость гораздо выше, чем от всех прямых налогов, вместе взятых.

     Косвенные налоги включаются в цену товаров  и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель  товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров, косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги, фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах, и таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

     К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж. В налоговой теории отношение к косвенным налогам неоднозначно. Эти налоги считаются крайне не справедливыми, поскольку они через механизм цен в конечном счете перекладываются на население, которое и является реальным плательщиком косвенных налогов. В то же время признается, что косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России она возрастает. В США их доля составляет около 20%, а в России – более 70%. Это указывает на неблагополучие в системе налогообложения, которая подчинена одной цели – увеличить налоговые поступления любыми способами.

     В зависимости от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

     • федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

     • региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

     • местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.

     По  целевой направленности введения налогов  различают:

     • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

     • целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

     В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

     • налоги, взимаемые с физических лиц;

     • налоги, взимаемые с предприятий и организаций;

     • смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

     По  уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

     • закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

     • регулирующие налоги – разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

     По  порядку введения налоговые платежи  делятся на:

     • общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

     • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

     По  срокам уплаты налоговые платежи  делятся на:

     • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

     • периодично-календарные налоги, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

     Возможна  классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи «субъекта налогообложения» и «объекта налогообложения» можно  различать:

     а) налоги, построенные по принципу резидентства;

     б) налоги, построенные по принципу территориальности.

     В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных  – наоборот.

     Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям расходы по уплате налогов:

     • включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);

     • включаются в цену продукции;

     • относятся на финансовый результат;

     • уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;

     • финансируются за счет чистой прибыли предприятия;

     • удерживаются из доходов работника. 

     1.3 Состав налоговой системы. Принципы построения налоговых систем

    1.3.1 Состав налоговой  системы 

     В каждой стране существуют свои виды налоговых  систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

     Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

     Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых  на территории государства в тот  или иной период времени. Основными  налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

     Налоговый механизм – понятие более объемное, чем система налогов, представляет собой совокупность всех средств  и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.

     Наиболее  важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов обложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). 

1.3.2 Принципы построения налоговых систем 

     В современном мире налоговая система  любой страны выступает важнейшим  звеном не только финансовой системы  государства, неотъемлемой частью которой  она является, но и общей системы  экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

     Решение этих задач не происходит автоматически  путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

      Принципы налогообложения  – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы (рис. 1.5.) 
 
 
 
 

Информация о работе Система налогообложения зарубежных стран (на примере стран-членов СНГ)