Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)


 

  Содержание                                                                                                          

 

Введение...................................................................................................................3                                                                                                             

1.Налоговый контроль как функция администрирования

 

1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5

 

1.2Виды налогового контроля и  налоговых проверок..............................7

 

1.3Методы налогового контроля..............................................................11

 

2. Анализ  результативности налоговых проверок

 

2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15

 

2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19

 

2.3 Особенности проведения налоговых  проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24

 

3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок

 

3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34

 

3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37

 

3.3 Применение автоматизированных  систем в налоговом контроле.......................................................................................................39

 

Заключение.............................................................................................................44

 

Список используемой литературы.......................................................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

С точки зрения зашиты государственных интересов в сфере финансов и бюджета, вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, являются актуальными.   В нынешней экономической ситуации, когда в России сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным, чем ранее, но наблюдение за исполнением установленных законом норм всегда носило обязательный характер.

   Закон от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых  органах Российской Федерации»  подчеркивает, что главными задачами  налоговых органов является контроль  за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения  в бюджет налогов, а также  частично - валютный контроль.

   Таким образом, целью  данной курсовой работы поставлено  исследование налоговых проверок  путем их всестороннего разбора. 

  В соответствии с целью  основными задачами данной курсовой  работы являются: 

 

- раскрытие понятия налоговых проверок; 

 

      - рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.

- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

 

Перед налоговыми органами стоит серьезная проблема - контроль за правильностью, своевременностью и полнотой взимания налогов и его совершенствование. 

   Налоговый контроль реализуется  посредством процедурно-процессуальной  деятельности налоговых органов,  основу которой составляют обоснованные  и адаптированные конкретные  приемы, средства или способы,  применяемые при осуществлении  контрольных функций и выступает  в виде таких форм, как: проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков  сборов, проверка данных учёта  и отчётности, осмотр помещений,  территорий, используемых для извлечения  дохода и др.

   Ни один налогоплательщик  не застрахован от налоговой  проверки. И хотя она является  нелегким испытанием для руководства  организаций и бухгалтеров, не  стоить думать, что мы не в  состоянии повлиять как на  ход самой проверки, так и на  ее результаты.

 

    Порядок проведения налоговых  проверок определяется нормами  Налогового кодекса Российской  Федерации и порядком назначения  выездных налоговых проверок, утвержденный  Приказом МНС РФ от 08.10.99 № АП-3-16/318, который в настоящее время  применяется с учетом Дополнения  № 1 к указанному выше Порядку  (Дополнение № 1 утверждено Приказом  МНС РФ от 07. 02.2000 № АП-3-16/34).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Налоговый контроль как функция администрирования

 

1.1 Сущность налогового контроля

 Сущность налогового контроля  можно рассматривать с двух  позиций:

- во-первых, как функцию или элемент  государственного управления экономикой;

 

- во-вторых, как особую деятельность  по исполнению налогового законодательства.

 

Эти стороны налогового контроля находятся  в неразрывном единстве, что позволяет  представить налоговый контроль в виде классической кибернетической  системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование.

Прямая связь обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения налогового контроля, сигнализирует  о степени его воздействия  на объект.

Свойство прямой связи активно  используется в практике налогового администрирования. Обратная связь  служит основой для выработки  решений, во-первых, общеэкономического значения в части обеспечения  эффективности использования экономических  ресурсов (оптимизации функционирования объекта контроля), и, во-вторых, организационной  направленности в части совершенствования  деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Рассмотрим определения налогового контроля.

Налоговый контроль — это деятельность, осуществляемая уполномоченными органами и их должностными лицами, путем проведения налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, а также в других формах, с целью соблюдения налогового законодательства и правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый контроль – это контроль за полнотой и своевременностью постановки на налоговый учет, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов и сборов в  бюджеты всех уровней.

В экономической и правовой литературе широко распространена концепция налогового контроля, которая сводит его сущность лишь к проверке соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления налогов и своевременности их уплаты. Признавая важность этих функциональных направлений деятельности налоговых органов, необходимо отметить недопустимость сведения сущности контроля только к способу обеспечения законности, поскольку, таким образом, ограничивается его активная экономическая направленность.

 

Налоговые органы не ограничиваются ролью пассивного наблюдателя, они  могут выступить инициаторами ликвидации экономически неперспективных предприятий. В процессе налогового контроля, как  правило, оцениваются не только количественные результаты финансово-хозяйственной  деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения  налогового потенциала экономики.

В соответствии со статьей 1 Закона «О налоговых органах», налоговые органы РФ определены как – «единая система  контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством  РФ, а также контроля за соблюдением  валютного законодательства РФ, осуществляемого  в пределах компетенции налоговых  органов».

Таким образом, контрольная функция  в деятельности налоговых органов  является основой.

Результативность контрольных  мероприятий в налоговой сфере  находится в прямой зависимости  от организационно — методологического  фактора. Чтобы налоговый контроль обеспечивал выполнение стоящих  перед ним задач, необходимо соблюдение основополагающих принципов его  организации, среди которых можно  выделить первый – правомочность. Налоговые  органы обязаны осуществлять контрольные  действия в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем  компетенции, установленным действующим  законодательством.

Вторым важным организационным  принципом является обеспечение  всеобъемлющей полноты контроля. Все налоги (не только федеральные, но и региональные, и местные), а  также все без исключения налогоплательщики  должны быть охвачены системой контроля независимо от объема поступлений в  соответствующие бюджеты налогов.

Должен соблюдаться третий принцип  – недопущение причинения вреда  плательщику. Налоговый контроль должен осуществляться с учетом возможностей обеспечения оптимального взаимодействия фискальной и экономической направленности налоговой системы. Приоритетность фискальной составляющей может спровоцировать сокращение количественных показателей  потенциальных объектов обложения  за счет сокращения деловой активности. Это тем более опасно в период структурного кризиса экономики.

В качестве четвертого принципа можно  выделить принцип превентивности (предупреждения). Налоговые органы должны вести профилактическую работу в предупреждении возможности  возникновения налоговых правонарушений.  В этой связи особое значение имеет  пятый принцип налогового контроля – скоординированность работы и  контрольных действий налоговых  органов.

 

Однако в настоящее время  налоговые органы работают в условиях продолжающейся экономической нестабильности и кризиса неплатежей во всех сферах хозяйствования. Это не может не сказаться отрицательно на объеме собираемых в государственную казну налогов. В этих условиях на первый план в  проведении налогового контроля выходит  задача добиться полной и своевременной  уплаты налогов и сборов.

Относительно низкие темпы роста  поступлений налогов вызваны, как  ухудшением финансового положения  предприятий, тек и невыплатой заработной платы работникам. Рост недоимки по платежам в бюджет обусловлен прежде всего нерешенностью проблемы взаимных платежей, несовершенством налогового законодательства, сложным экономическим  положением предприятий в связи  со спадом производства и их неплатежеспособностью, инфляцией, нарушением денежного обращения, несостоятельностью ряда банков и отсутствием  денежных средств на их корреспондентских  счетах.

Развитие рыночных отношений способствует формированию прочного экономического фундамента общества, и, поэтому, поддерживается органами государственного управления. Вместе с тем, возможные нарушения  финансовой дисциплины в экономической  сфере затрагивают, в первую очередь, государственные интересы. Подсознательная  готовность собственника утаить часть  доходов от налогообложения реализуется  тем чаще, чем выше уровень фискального  аппетита государственной власти.

 

 

 

1.2Виды налогового контроля и налоговых проверок

 

 В соответствии со ст. 82 Налогового  кодекса РФ «налоговый контроль  определяется как деятельность  уполномоченных органов по контролю  за соблюдением налогоплательщиками,  налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленном  Налоговым кодексом РФ».

 Данное определение в законодательство  было введено в 2006 году Федеральным  Законом «О внесении изменений  в часть первую и часть вторую  Налогового кодекса Российской  Федерации и в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с осуществлением мер  по совершенствованию налогового  администрирования»1; ввиду отсутствия  дефиниции налогового контроля  до 2006 года и в настоящее время  продолжают существовать множество  его доктринальных определений.

 Так, с точки зрения роли  и значения налогового контроля  в процессе налогообложения такой  контроль рассматривается как этап налогообложения, по составу он отождествлялся с совокупностью мер государственного регулирования, по роли и значению в системе государственного контроля его характеризовали как направление. В системе управления налоговый контроль определялся как государственный институт5. По своему предмету он относится к такому виду государственного контроля, как контроль за законностью и целесообразностью.

 Исходя из содержания упомянутых  выше определений, можно сделать  вывод, что налоговый контроль  рассматривается как государственный,  однако некоторые авторы указывают  на возможность проведения контроля  за соблюдением налогового законодательства  в рамках внутреннего контроля  деятельности лица (внутрихозяйственного  контроля), а также в процессе  осуществления аудиторской проверки, что относится к разновидностями  негосударственного финансового  контроля.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля