Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

Налоговый орган по ходатайству  налогоплательщика может, перед  тем как подписывать, направить  ему акт проверки, давая тем  самым возможность выразить свою позицию по поводу его содержания в приемлемый срок.

По окончании налоговой проверки проводится собеседование с налогоплательщиком (его представителем), за исключением  случаев, когда по результатам проверки размеры налоговых обязательств остаются без изменений, либо при  отказе налогоплательщика от участия  в собеседовании. На заключительном собеседовании обсуждаются спорные  обстоятельства дела, а также дается правовая оценка фактов, выявленных в  ходе проверки, и их последствия.

Французское и немецкое налоговое  законодательство, как и отечественное, предусматривает несколько видов  налоговых проверок. Некоторые из них, например камеральные, во многом сходны с нашими. Однако есть и такие, аналогов которым Налоговый кодекс не содержит. Например, диагностический обзор.

Диагностический обзор во Франции  проводится в отношении малого бизнеса. Цель такой проверки – оценка рисков и достоверности данных в учетных  документах налогоплательщика. Под  риском в данном случае следует понимать возможность того, что налогоплательщик совершил правонарушение. Диагностические  обзоры включают анализ учетных документов налогоплательщика. При этом особое внимание обращают на учет денежных потоков.

Весь диагностический обзор  занимает, как правило, от двух до пяти дней. Если инспектор решит, что степень  риска недостаточна для назначения более доскональной проверки, процедура  обзора завершается.

Налогоплательщик, в отношении  которого проводится диагностический  обзор, в полном объеме пользуется правами, которые предусмотрены в случае полной налоговой проверки. В частности, инспектор должен заблаговременно  письменно уведомить налогоплательщика  о своем посещении и о предполагаемом объеме проверки.

Кстати, единственный случай, когда  французское законодательство допускает  проверку учетных документов налогоплательщика  без предварительного уведомления, – это контроль счетов-фактур. Здесь  инспектор вправе проверять все  документы, сопровождающие сделку купли-продажи. Кроме того, он может расследовать все аспекты процедуры выставления  налогоплательщиком счетов-фактур. Проверка может затрагивать вопросы как  формы, так и содержания сделки. [10]

 

Разумеется, во Франции есть аналог нашим документальным проверкам. Но порядок их проведения значительно  отличается. Своего рода прологом к  такой проверке деятельности налогоплательщика является так называемое «наблюдение на месте». Суть его в том, что налоговый инспектор выезжает на территорию налогоплательщика без предварительного уведомления. При этом он ограничивается исключительно теми фактами, которые непосредственно наблюдает. Такие проверки часто применяются для выявления случаев использования нелегальной рабочей силы.

Свои наблюдения налоговый инспектор  включает в официальный отчет. Если результаты наблюдений свидетельствуют, что необходима, например, проверка учетных документов организации, инспектор  должен известить об этом налогоплательщика.

Процесс налоговой проверки состоит  из трех этапов: подготовка и планирование; исполнение и вынесение суждения; завершение.

Инспектор начинает проверку с изучения дела налогоплательщика. В деле обычно содержатся как постоянные данные, так и текущие. К постоянным относятся  учредительные документы, отчеты о  предыдущих налоговых проверках, заявления, отчеты об имущественном положении  и компенсации убытков. В категорию  текущих включаются документы, длительное хранение которых маловероятно. Например, налоговые декларации, выписки, корреспонденция.

Если речь идет о компании, которой  владеют или которую контролируют несколько частных лиц, инспектор  изучает материалы, касающиеся этих лиц. Дополнительно может быть получена информация из других налоговых инспекций  и ведомств. В частности, данные о  налоговых платежах (наличие задолженности) или налоговых спорах (жалобы или  апелляции) и данные имущественного реестра.

На этом этапе проверки инспектор  получает сведения о банковских счетах налогоплательщика – копии банковских выписок. Кроме того, он учитывает  информацию более общего характера, такую как данные по тому сектору  экономики, который представляет налогоплательщик. Ценность этой информации в том, что  она позволяет сформировать представление  о финансовых результатах деятельности аналогичных налогоплательщиков.

После этого инспектор делает ряд  аналитических обзоров. Результаты обзоров и проверок могут раскрыть те вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Выявляются потенциальные  риски, каждый из которых оценивается  в индивидуальном порядке.

Результатом подготовительных работ  является план налоговой проверки. Его основная задача – оценка выявленных рисков. Общий план проверки в обязательном порядке обсуждается с руководителем  группы, который к этому времени  обычно уже знаком с материалами  дела. В общий план, как правило, включают информацию о компании, виды налогов для проверки, данные по соответствующему сектору экономики, риски и план действий. При необходимости  в него вносят изменения или уточнения.

 

Затем налогоплательщику направляют письменное уведомление о предстоящей  проверке. Сделать это необходимо за 10 дней до планируемой даты начала проверки. В уведомлении указывают место и время начала проверки, период, охваченный проверкой, и перечень учетных документов, которые необходимо предоставить проверяющим. А также сообщают имя налогового инспектора, который будет проводить проверку.

Следует обратить внимание на следующие  важные нюансы. В уведомлении оговаривают, что проверяемый налогоплательщик вправе привлечь специалиста-консультанта. Кроме того, там должны быть указаны  имена лиц, к которым налогоплательщик может обратиться в случае каких-либо разногласий или иных затруднений  в ходе проверки. При отсутствии в уведомлении данной информации результаты проверки теряют законную силу.

К уведомлению о проверке прилагается  буклет с разъяснениями по поводу процедуры ее проведения, выпускаемый  специально для налогоплательщиков. В нем подробно рассмотрен порядок  проведения проверки, причем особый акцент сделан на правах налогоплательщика.

Следующий шаг – предварительный  визит инспектора к налогоплательщику. В течение нескольких дней инспектор  занимается сбором информации о компании на ее территории. Особое внимание он уделяет  следующим вопросам:

 

– организационная структура налогоплательщика;

 

– осуществляемые виды деятельности; сведения о поставщиках и покупателях;

 

– организация учета и система  внутреннего контроля.

 

На этом этапе оговариваются  все практические вопросы. Это касается как помещений, где может работать инспектор и куда он вправе заходить в ходе проверки, так и возможности  вмешательства в процесс проверки независимого консультанта. [8]

Затем, завершив сбор информации, инспектор, как правило, несколько дней работает в своем офисе. За это время  он анализирует имеющуюся информацию и при необходимости собирает дополнительную. Любые изменения  в плане действий прежде всего  обсуждаются с руководителем  группы. Последний выносит решение  относительно адекватности плана и  дает инспектору рекомендации по его  реализации.

Первый шаг на этом этапе –  проверка данных налоговой декларации на их соответствие с учетной документацией  налогоплательщика. Связующим звеном служат годовые бухгалтерские отчеты. Обычно любые расхождения в сумме  прибыли, указанной в бухгалтерских  отчетах и декларации, подлежат особому  рассмотрению на более позднем этапе  проверки. Этот вопрос регулируется специальными положениями налогового законодательства. На данном этапе проверки инспектор  должен удостовериться, что весь процесс  от занесения счетов в бухгалтерские  книги до подготовки отчета о прибылях и убытках охвачен системой внутреннего контроля. Тогда же инспектор знакомится с информацией об аудиторских проверках.

В ходе проверки инспектор обычно обсуждает некоторые вопросы  с налогоплательщиком. Налоговое  законодательство Франции не содержит норм, регламентирующих такие беседы, и права и обязанности сторон формально нигде не закреплены. Однако на практике устоялись определенные правила. Так, например, если инспектору потребуется объяснение или обоснование  по тем или иным статьям, он должен подать запрос в письменном виде.

Если, по мнению инспектора, документальная информация, полученная в ходе проверки, неубедительна, он вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, опросив  третьих лиц. Порядок проведения такого опроса регулируется законом.

В течение всего периода проверки инспектор должен поддерживать регулярные контакты с руководителем своей  группы, который несет ответственность  за качество работы инспектора и соблюдение им всех соответствующих процедур. При необходимости руководитель дает инспектору рекомендации и направляет его действия.

В ходе проверки инспектор ведет  перечень вызывающих сомнение или нуждающихся  в уточнении пунктов налоговой  декларации. Те вопросы, которым не найдено убедительного объяснения, обсуждаются с руководителем  группы. Последний совместно с  инспектором решает, по каким из них надо потребовать от налогоплательщика  объяснений или обоснований. Письмо за подписью руководителя группы со списком  вопросов направляется налогоплательщику.

У налогоплательщика есть два месяца, чтобы подготовить письменный ответ  на запрос инспектора. Если ответ не поступил или содержащиеся в нем  сведения недостаточны, налоговый орган  может в судебном порядке обязать  налогоплательщика предоставить полную информацию по существенным вопросам. Срок для исполнения судебного запроса  – 30 дней. Если же налогоплательщик не отвечает и по истечении этого  срока, инспектор вправе дать самостоятельную  оценку по соответствующим пунктам  декларации.

По завершении проверки инспектор  решает, какие поправки или доначисления надо внести в декларацию. Такие  решения принимаются при обязательном участии руководителя группы.

Затем налогоплательщику направляется письменное уведомление о результатах  проверки, в котором сообщается, будут ли внесены в декларацию корректировки. Если будут, то в уведомлении  указывают характер, объем и основания  для корректировок, а также сумму  налоговых платежей с учетом корректировки (включая штрафы).

 

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового инспектора, он имеет право подать дело на рассмотрение специальной комиссии.

Такие комиссии по налоговым спорам существуют в каждом налоговом департаменте. Кроме того, в случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик также может обратиться к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку. Если же и это не принесет желаемого результата, ему остается подать в суд иск об апелляции.

Анализ опыта налоговых органов  ФРГ и Франции убедительно  свидетельствует о том, что наличие  эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым  для рациональной организации системы  налогового контроля. Только применение данной процедуры может обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов  максимальную результативность проверок как с точки зрения произведенных  по их результатам доначислений в  бюджет, так и с точки зрения их профилактического воздействия  на налогоплательщиков.

 

3. Резервы повышения эффективности налоговых проверок

 

3.1Совершенствование КНП

 

От эффективности проверок налоговых  деклараций зависят дополнительные поступления денежных средств в  государственную казну. В связи  с этим вытекает необходимость совершенствования  действующих процедур налоговых  проверок.

Основным направлением совершенствования  контрольной работы налоговых органов  в ближайшее время являются более  тщательные камеральные проверки. Проверять  отчетность в инспекции намного  проще, чем на предприятии, кроме  того, инспекторы не успевают выезжать на проверки во все организации.

Для того чтобы повысить производительность, инспекторы должны автоматизировать свою работу. Камеральные проверки должны проводиться с помощью специальных  программ. Существующие в настоящее  время в налоговых органах  программные продукты позволяют  проводить камеральную проверку представленных налоговых деклараций (расчетов) в основном только арифметически, т.к. не содержат элементов углубленного камерального анализа. Отсутствуют  и объективные критерии отбора налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, в связи  с этим необходимо прежде всего разработать  систему контрольных соотношений, в основу которых должно быть заложено проведение в автоматизированном режиме камеральной проверки:

 

1)соотношений и взаимоувязки показателей налоговой и бухгалтерской отчетности;

 

2)логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

 

3)сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

 

4)оценки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из внешних и внутренних источников.

Чтобы применять такую программу, налоговикам нужно получать от организаций  электронную отчетность. Существенным фактором, сдерживающим возможности  углубленного камерального контроля, является необходимость ручного  ввода в базу данных значительного  количества показателей налоговой  и бухгалтерской отчетности налогоплательщика, что влечет огромные трудозатраты инспекторского персонала. Поэтому главная задача налоговых органов - обеспечить приём  как можно большего количества налоговых  деклараций в электронном виде. Однако налогоплательщики не стремятся  поддерживать инспекторов, поскольку  техника, нужная для подготовки таких  деклараций, далеко не дешевая, да и  немногие доверяют новым технологиям. Поэтому чиновники предложили способ решения этих проблем. По их мнению, надо создать специальные фирмы, которые будут получать от бухгалтеров  заполненные от руки документы, переводить их в электронный вид и отправлять в инспекцию.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля