Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

 

4. При запросе должны четко  указываться документы (информацию), которые хочет получить инспекция:  наименование или реквизиты требуемых  документов, либо данные, позволяющие  определить сделку, по которой необходимы документы.

 

Допрос свидетеля осуществляет сотрудник налогового органа по месту  его пребывания с обязательным занесением в протокол3. Свидетелем может считаться  любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие  значение для налогового контроля, однако, физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством  РФ: гражданин право не давать свидетельских  показаний в отношении себя, своего супруга и близких родственников. Не подлежат опросу лица, которые в  силу малолетнего возраста, своих  физических или психических недостатков  не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для  налогового контроля, лица, обладающие информацией, полученной в ходе исполнения ими своих профессиональных обязанностей, если подобные сведения относятся к  профессиональной тайне этих лиц  и др.

 Свидетельские показания можно  использовать в качестве доказательства, но их нужно оценивать наряду с другими доказательствами.

 

 Допрос также может осуществляться  с вызовом в налоговые органы:

 

 если требуется непосредственная  явка налогоплательщика при выявлении  в ходе проведения камеральной  налоговой проверки (КНП) ошибок  в налоговой декларации (расчете)  и (или) противоречий между  сведениями, содержащимися в представленных  документах, либо несоответствий  сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового  контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ);

 

 в случае необходимости вручения  либо ознакомления руководителя  организации, индивидуального предпринимателя,  физического лица или их представителя с документами, составляемыми при проведении выездной налоговой проверки (решения о проведении, о продлении срока проведения, о приостановлении проведения, о возобновлении проведения выездной налоговой проверки, постановление о производстве выемки документов и предметов, постановление о назначении экспертизы, требование о представлении документов (информации), справка о проведенной выездной налоговой проверке, иные документы);

 

 при официальном извещении  руководителем (заместителем руководителя) налогового органа налогоплательщика  о времени и месте рассмотрения  материалов налоговой проверки.

 

Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) возможен только в рамках выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ) или, если документы и предметы были получены должностным лицом  налогового органа в результате ранее  произведенных действий по осуществлению  налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

 Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено,  что осмотр производится в  присутствии понятых и при  проведении осмотра вправе участвовать  лицо, в отношении которого осуществляется  налоговая проверка, или его представитель,  а также специалисты.

 «Помимо осмотра территорий  или помещения проверяемого лица  либо осмотр объектов налогообложения  для определения соответствия  фактических данных об указанных  объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом,  налоговые органы могут проводить  осмотр документов и предметов  вне рамок выездной налоговой  проверки допускается, если документы  и предметы были получены должностным  лицом налогового органа в  результате ранее произведенных  действий по осуществлению налогового  контроля или при согласии  владельца этих предметов на проведение их осмотра».

 При этом обязательным является  составление протокола, присутствие  лица, в отношении которого осуществляется  налоговая проверка, или его представитель  и понятые.

Назначение экспертизы регламентируется ст. 95 НК РФ. Экспертиза назначается  в случае, если для разъяснения  возникающих вопросов требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

 При назначении экспертизы  выносится постановление, при  этом проверяемое лицо имеет  право: заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта  из числа указанных им лиц,  представить дополнительные вопросы  для получения по ним заключения  эксперта, присутствовать с разрешения  должностного лица налогового  органа при производстве экспертизы  и давать объяснения эксперту, знакомиться с заключением эксперта.

 

 Помимо эксперта к проведению  экспертизы может привлекаться  и специалист, «лицо, обладающее  специальными познаниями и навыками  и не заинтересованное в исходе  дела. Специалист, в отличие от  эксперта, не составляет письменного  заключения, но мнение специалиста  может быть основанием для назначения экспертизы».

 При обращении к специалисту  налоговые органы должны установить  соответствие компетенции привлекаемого  лица задачам, выполнение которых требует специальных познаний.

 Таким образом, рассмотрено, что понимается под формой и методом налогового контроля.

 Под формой налогового контроля  понимается совершение конкретных  действий, мероприятий за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  уплаты налогов посредством проведения  контрольных процедур – проведение  налоговых проверок – выездных  и камеральных.

 Однако «реализация контрольной  деятельности происходит лишь  путем применения уполномоченными  органами соответствующих методов  контроля».

 Метод налогового контроля  – это способы осуществления  конкретных действий, мероприятий  за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью уплаты налогов,  от правильного выбора и применения  которых зависит эффективность  проведения того или иного  контрольного мероприятия.

 Из вышесказанного следует  вывод, что форм и методов  налогового контроля – это  постоянно взаимодействующие и  дополняющие друг друга наиглавнейшие  элементы налогового контроля, от  которых, на практике зависит  эффективность функционирования  и решения задач налогового  контроля.

 

2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП

 

    В настоящей главе  представлены данные о результатах  камеральных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами  РФ в сравнении за два отчетных  периода: 2009, 2010 годы. В дальнейшем  будет раскрыта роль камеральных  налоговых проверок в сравнении  с другими методами налогового  контроля, количественные показатели  проведенных камеральных налоговых  проверок в сравнении между  налоговыми органами , доначисление  сумм налогов и сборов в  бюджет по результатам камеральных  налоговых проверок в сравнении  за 2009, 2010 годы. При этом использованы  официальные данные Управления  ФНС России по РФ об основных  итогах контрольной работы территориальных  налоговых органов за 2009, 2010 годы.

 

       Таблица 2.1 Анализ  КНП с использование дополнительных  документов

 

2009

2010

Кол.ед

Доп.нач.платежей

Кол.ед

Динамика %

Доп.нач.платежей

Динамика %

 

Всего проведено КНП

375298

1926434

587114

156

2554791

133

Из них выявивших нарушение

29128

1784030

60192

207

2554791

143

Удельный вес,%

7,8

92,6

10,3

132

100

108

КНП, в процессе которых исп-ны доп.док-ты,объеснения и свдения

10802

334107

26140

242

875361

262

Удельный вес,%

2,9

17,3

4,5

155

34,3

198


 

     Удельный  вес результативных  камеральных  проверок в общем  количестве проведенных камеральных  проверок возрос . Как видно из  таблицы 1 в 2010 году относительно  к 2009 году количество камеральных  налоговых проверок увеличилось  на 56 %, а в абсолютном выражении  на 211 816 камеральной налоговой проверки, суммы доначисленных платежей  по камеральным проверкам увеличились  на 33 %  и составили  2554791 рублей, удельный вес доначислений при  выявлении нарушений законодательства  о налогах и сборах за 2009 г.  составляет 92.6 %, 2010 – 100 %. Количество  камеральной налоговой проверки, в процессе проведения которых  использованы дополнительные документы,  объяснения и сведения в 2010 г. составило 26140 камеральной проверки, а в 2009 г. 10802, что в процентном  соотношении составляет 142 %, а сумма  доначислений по сравнению с  2009 г. увеличилась на 162 %. Следовательно,  можно сделать вывод, что увеличилась  глубина, всесторонность и качество  проведения камеральной налоговой  проверки.

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.2 Анализ результатов КНП юридических лиц

Наименование показателя

2009

2010

Темпы роста 2010г. К 2009г.,%

2011

Темпы роста 2011 г. к 2010г., %

1

Количество КНП, всего

15974

32081

201

28501

88,8

2

Кол-во КНП, выявивших нарушение

2958

3060

103,4

3078

100,5

3

Уд.вес КНП, выявивших нарушения,%

18,5

9,5

9

10,8

1,3

4

Доп.начислено

195291

196629

100,6

198300

100,8

5

Взыскано

147647

193610

131,1

198300

102,4

6

Взыскаемость,%

75,6

98,5

22,9

100

1,5

7

Кол-во работников, осуществляющих проверки,чел.

31

21

67,7

20

95,2

8

Доначислен на 1 работника, тыс.руб

6299

9363

32,9

9915

5,6

9

Взыскано на 1 работника, тыс.руб

4763

9219

63,4

9915

7,2

10

Всего поступило налоговых платежей в бюджет

320049

423434

132,3

485309

114,6

11

Уд.вес поступлений по результатам  КНП в общей сумме поступлений,%

4,6

4,6

0

4,1

-0,5


 

Выводы:

  1. Удельный вес проверок выявивших нарушение в анализируемой динамики снижается
  2. Взыскаемость доп.начисленных платежей устойчиво растет на 22,9п.п в2010г, по сравнению с 2009,и 1,5 п.п в 2011 по сравнению с 2010г.
  3. Несмотря на тенденцию устойчивого роста налоговых платежей в бюджет. Удельный вес поступлений по результатам КНП снижается на 0,04 в 2010г по сравнению с 2009, и 0,48 в 2011 по сравнению с 2010г.
  4. Производительность труда работников налоговых органов растет, это подтверждается данными о росте доначислений на 1 работника и рост взыскания в бюджет доначислений сумм на 105,89,107,54 за 2011г.
  5. Оценка контрольной работы — хорошо.

 

Основными этапами камеральной  проверки являются:

проверка правильности исчисления налоговой базы;

проверка правильности арифметического  подсчета данных, отраженных в налоговой  декларации, исходя из взаимоувязки показателей  строк и граф, предусмотренных  ее формой;

проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

проверка правильности примененных  налогоплательщиком ставок налога и  льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

проверку логической связи между  отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

взаимоувязку показателей бухгалтерской  отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей  деклараций по различным видам налогов;

оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки  зрения их соответствия имеющимся в  налоговом органе данным о финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

При проведении камеральной проверки налоговый орган может истребовать  у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов. Такое право предоставляют  налоговым органам статьи 31, 88 и 93 НК РФ. Истребованы могут быть хозяйственные  договоры, первичные бухгалтерские  документы, бухгалтерские регистры (журналы-ордера, ведомости, главная  книга и др.), счета-фактуры и  т. д.

Налогоплательщик, которому адресовано требование о представлении этих документов, обязан представить их в пятидневный срок в виде заверенных должным образом копий (ст. 93 НК РФ). Отказ от представления требуемых  документов или непредставление  их в отведенный срок является налоговым  правонарушением. Оно влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ, - штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля