Сущность и виды налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы поставлено исследование налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие понятия налоговых проверок;
- рассмотрение порядка проведения камеральной и выездной налоговых проверок с точки зрения анализа показателей их результативности.
- рассмотрение мероприятий, проводимые налоговыми органами по окончанию налоговой проверки

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Налоговый контроль как функция администрирования
1.1 Сущность налогового контроля.............................................................5
1.2 Виды налогового контроля и налоговых проверок..............................7
1.3 Методы налогового контроля..............................................................11
2. Анализ результативности налоговых проверок
2.1 Анализ показателей, характеризующих результаты КНП......................................................................15
2.2 Анализ показателей, характеризующих результаты ВНП......................................................................19
2.3 Особенности проведения налоговых проверок в ФРГ и Франции.......................................................................................................24
3. Резервы повышенияэффективности налоговых проверок
3.1 Совершенствование КНП.....................................................................34
3.2 Совершенствование ВНП.....................................................................37
3.3 Применение автоматизированных систем в налоговом контроле.......................................................................................................39
Заключение.............................................................................................................44
Список используемой литературы.......................................................................46

Работа состоит из  1 файл

Виды налогового контроля.docx

— 92.81 Кб (Скачать документ)

 

– применение эффективных форм, приемов  и методов налоговых проверок, основанных, как на разработанной  налоговым ведомством единой комплексной  стандартной процедуре организации  контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей  налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для  воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

 

– использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей  объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределять нагрузку при планировании их работы;

 

Значительный интерес в этой связи представляет знакомство со структурой и деятельностью налоговых ведомств, осуществляющих налоговые проверки.

Проводимые в ФРГ документальные проверки охватывают относительно небольшое  количество предприятий. Так, например, из 160 тысяч предприятий, расположенных  на территории г. Берлина, ежегодно проверяются 30 тысяч (для справки: в Берлине  насчитывается около 9 тысяч налоговых  инспекторов, из которых 900 специализируются на проведении документальных проверок). Под документальную проверку ежегодно подпадают 19% крупных, 7% средних и 2% малых предприятий. [10]

Основным документом, определяющим порядок осуществления процедуры  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок, является приказ Минфина ФРГ от 08.03.81 «О рационализации отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок». Исходя из положений  вышеназванного документа, в ФРГ  используются два способа отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок:

а) случайный отбор.

 

Предполагает выбор объектов для  проведения контрольных проверок на основе применения методов статистической выборки.

При этом преследуются следующие цели:

 

а) обеспечение максимально возможного охвата предприятий контрольными проверками;

 

6) профилактика налоговых нарушений  внезапностью и непредвиденностью  контрольных проверок;

 

в) оценка общего состояния налоговой  дисциплины на контролируемой налоговым  органом территории за счет репрезентативного  отбора всех категорий налогоплательщиков для проверок.

 

б) специальный отбор.

 

Обеспечивает целенаправленную выборку  налогоплательщиков, у которых вероятность  обнаружения налоговых нарушений  представляется наиболее высокой по результатам анализа всей имеющейся  в налоговом органе информации о  налогоплательщике.

Отбор предприятий указанным способом осуществляется отделами контрольных  проверок налоговых инспекций на основании анализа данных картотеки  предприятий, содержащей всю необходимую  информацию о налогоплательщиках, а  также с учетом предложений отдела, занимающегося начислением налогов.

 

При целенаправленном отборе налогоплательщиков для проверки выбираются такие предприятия, налоговая проверка которых представляется приоритетной.

Приоритетными для проведения проверок, с учетом имеющегося кадрового потенциала налогового органа, являются следующие  категории предприятий:

 

1. Крупные предприятия. Согласно  действующей в ФРГ классификации  к крупным относятся предприятия  с годовым оборотом более 11.5 млн. евро и (или) годовой  прибылью свыше 450 тыс. евро. Законодательством  ФРГ установлено, что налоговая  проверка таких предприятий должна  проводиться не реже 1 раза в  год, но не чаще 1 раза в 6 месяцев. При этом проверяемый  период должен непосредственно  следовать за последним отчетным  периодом, за который проводилась  предыдущая проверка. Вместе с  этим, крупное предприятие может  не включаться в план проверок  в соответствии с указанными  выше сроками при наличии оснований  полагать, что проверка не повлечет  за собой взимания дополнительных  налогов.

 

2. Предприятия, предложенные к  первоочередной проверке отделом  начислений налогов, а также  другими контролирующими органами  с обоснованием целесообразности  проверки (например, в случае изменении,  произошедших в структуре предприятия,  при наличии сомнений в отношении  достоверности налоговых деклараций  и бухгалтерских отчетов).

 

3. Предприятия, не подвергавшиеся  проверке в течение длительного  времени. Отбор этих предприятий  частично производится на основе  применения способа случайной  выборки.

При отборе предприятий для проведения проверок первоочередное внимание уделяется  анализу следующих факторов:

 – наличие крупных изменений  в структуре налогового баланса  предприятия по сравнению с  налоговым балансом на момент  последней проверки;

 

– полнота учета доходов предприятий (при этом широко используются возможности  сопоставления с показателями доходности других аналогичных предприятий);

 

– соотношение вложений частных  средств в развитие предприятия  и объемов изъятия материальных и финансовых средств для личного  потребления (превышение вкладов над  изъятиями в течение длительного  времени является основанием для  назначения проверки);

 

– информация о нарушениях налогового законодательства, поступившая от других контролирующих организаций. В соответствии с законодательством ФРГ все  государственные службы обязаны  сообщать налоговым органам об известных  им фактах уклонения от уплаты налогов;

 

– продажа (приобретение) земельных  участков, изменения в правах пользования  земельными участками ввиду появления  в результате проведения этих операций значительных сумм доходов (расходов) предприятий:

 

– участие в других предприятиях, наличие финансовых вкладов, ценных бумаг;

 

– приобретение, отчуждение, реорганизация, прекращение деятельности предприятия;

 

– получение финансовых дотаций  от государства, вызывающее необходимость  осуществления контроля, за соблюдением  условий государственного субсидирования;

 

– информация от Минфина ФРГ о  совершении предприятием крупных экспортных (импортных) операции (по законодательству ФРГ таможенные органы входят в систему  Минфина);

 

– прирост имущества налогоплательщика  неясного происхождения;

 

– значительное увеличение сумм амортизационных  отчислений без достаточных оснований  предполагать правомерность такого роста (прирост имущества, изменение  его структуры, переоценка и т.д.).

 

На основании налоговых деклараций, данных отчетности, а также других имеющихся в распоряжении налогового органа материалов предприятия подвергаются углубленному предпроверочному анализу (с использованием специальных компьютерных программ). В процессе этой работы налоговый  орган анализирует отдельные  балансовые статьи, сопоставляет статьи прихода и расхода отдельных  видов материальных ценностей, показатели оборачиваемости материальных запасов, состав имущества налогоплательщика  и т.д. с целью определения основных вопросов для выяснения в ходе последующей налоговой проверки.

В результате предпроверочного анализа  вырабатывается конкретная концепция  проверки, учитывающая основные последующие  проверочные действия, которая включает в себя предположительные основные задачи проверки и, по возможности, вопросы, не затрагиваемые в процессе проверки (например, когда они подробно рассматривались  во время прошлой проверки). Предусмотренные  налоговым инспектором отдельные  участки последующей проверки, а  также участки, оставленные в  стороне, отражаются в записке, представляемой руководителю отдела налоговых проверок вместе с проектом распоряжения о  назначении проверки.

 

В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином ФРГ по согласованию с Бундесратом  ФРГ, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.

Работа налоговых органов по проведению контрольных проверок организуется на основании планов контрольных  проверок, ежегодно и ежеквартально  утверждаемых руководителем налогового органа. Вышестоящие налоговые инстанции  практически не участвуют в составлении  указанных планов. Однако, им предоставлено  право самостоятельно проводить  проверки отдельных налогоплательщиков, которое обычно используется при  проверке наиболее крупных налогоплательщиков, имеющие разветвленную производственную структуру.

Заслуживает внимания действующая  в ФРГ система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный  показатель является средством для  осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны  руководителей отделов налоговых  проверок.

Сущность балльной оценки состоит  в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия, (исходя из классификации  на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности) налоговому инспектору засчитывается  определенное количество баллов от 1 до 8. При этом, за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум 34 балла, что является основанием для  руководства сделать вывод об его служебном соответствии. По истечении  финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при  значительном отклонении результатов  работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя критически рассмотреть деятельность данного  налогового работника и принять  соответствующие организационные  меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления  планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

В распоряжении о назначении проверки указываются правовые основы ее проведения, виды налогов, подлежащих проверке, и  отчетные периоды, охватываемые проверкой. К документу о назначении проверки прилагаются указания на основные права  и обязанности налогоплательщика  при проведении проверки. Если в  процессе проверки работники налогового органа приходят к выводу о необходимости  контроля каких-либо дополнительных вопросов, то издается дополнительный документ о расширении круга проверяемых  вопросов, с которым должен быть ознакомлен налогоплательщик.

Сообщение о назначении проверки, предполагаемом сроке ее проведения с указанием фамилии проверяющих  доводится до сведения налогоплательщика  заблаговременно до начала проверки, если это не помешает последующей  проверке. Как правило, уведомление  о предстоящей проверке крупные  предприятия получают за 4 недели до ее начала, средние – 3 недели, малые  и мелкие предприятия – 1 неделю.

По ходатайству налогоплательщика  дата начала проверки может быть перенесена на другое время при наличии уважительных причин (болезнь налогоплательщика, его налогового консультанта или  сотрудника предприятия, присутствие  которого необходимо при проведении проверки, нарушение нормальной деятельности предприятия, вызванное реорганизацией или обстоятельствами непреодолимой  силы и т.д.). Ходатайство налогоплательщика  о переносе срока проверки может  быть удовлетворено и в случае возложения на него налоговым органом  обязанности выполнения подготовительных работ перед проведением проверки.

Средняя продолжительность контрольных  проверок составляет:

 

– на крупном предприятии – 25–30 дней;

 

– на среднем предприятии – 15 дней;

 

– на малом и мелком предприятиях – 6–8 дней.

 

Проверка среднего, малого или мелкого  предприятия осуществляется, как  правило, силами одного проверяющего, в то время как крупного – группой  из двух или трех человек.

Во время проверки налоговый  инспектор обязан устанавливать  обстоятельства, имеющие существенное значение для исчисления и уплаты налогов. При этом, налогоплательщик должен ставиться в известность  в процессе проверки обо всех выявленных обстоятельствах дела и вероятных  последствиях, если тем самым не наносится ущерб цели и ходу проверки.

Налогоплательщик должен оказывать  содействие проверяющим при установлении обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения. В  частности, он обязан давать справки, предъявлять  бухгалтерскую отчетность, журналы, деловую документацию и иные документы, давать пояснения. Если плательщик или  названные им лица не в состоянии  сообщить необходимые сведения или  если этих сведений недостаточно для  выяснения существа вопроса, то проверяющий  имеет право обратиться за необходимой  информацией к другим сотрудникам  предприятия.

 

По итогам налоговой проверки составляется акт, в котором отражаются выявленные в процессе проверки факты, имеющие  существенное значение для налогообложения  физических и юридических лиц, а  также внесенные изменения в размер причитающихся к уплате налогов. При отсутствии выявленных нарушений, а также внесения каких-либо изменений в размер налоговых обязательств вместо составления отчета о проверке достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки.

Информация о работе Сущность и виды налогового контроля