Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:48, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: анализ выездных налоговых проверок, важнейшей составляющей налогового контроля.
Задачи работы:
- исследование теоретических основ организации выездных налоговых проверок;
- характеристика методики проведения ВНП;;;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНП КАК ФОРМЫ
НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1.Характеристика ВНП: назначение, правовая регламентация,
основные мероприятия
1.2. Основы методики проведения ВНП: этапы и порядок проведения, критерии отбора налогоплательщиков в целях проведения проверки, иные формы контроля, оформление результатов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИНКИ ВНП НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. РОСТОВА - НА- ДОНУ
2.1. Система налогового контроля и место ВНП в системе ИФНС
2.2. Анализ методики проведения ВНП на примере ИФНС по Советскому району г. Ростова-на-Дону
2.3. Реализация материалов ВНП: рассмотрение налоговых споров в досудебном и судебном порядке
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНП НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г, РОСТОВА_НА_ДОНУ
3.1. Проблемы практического применения ВНП и пути их решения
3.2. Совершенствование порядка проведения ВНП, факторы повышения эффективности проверок
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ Выездные налоговые проверки.docx

— 395.37 Кб (Скачать документ)

 Вторая стадия –  представление жалобы на уровне  Управления ФНС России. Это стадия  между решением налогового органа  и судом, это период, в течение  которого налогоплательщик обжалует  принятое налоговым органом решение в вышестоящий налоговый орган. Различают жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 НК РФ, которые представляются в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. Апелляционные жалобы на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101 НК РФ, которые представляются в течение 10 дней со дня получения решения. Жалобы на решения о привлечении лица (об отказе в привлечении лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения, принимаемые в порядке ст. 101.4 НК РФ, на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иные акты ненормативного характера подаются в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.       

 Жалобы на постановления  налогового органа по делам  об административных правонарушениях, а именно, на Постановление по делу об административном правонарушении – срок подачи жалобы в течение 10 суток со дня получения постановления. Срок рассмотрения жалобы Управлением согласно КоАП РФ – в течение 10 календарных дней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНП НА ПРИМЕРЕ ИФНС ПО СОВЕТСКОМУ РАЙОНУ Г, РОСТОВА-НА-ДОНУ

3.1. Проблемы практического  применения ВНП и пути их  решения

Анализ практического  применения выездных налоговых проверок показал существование целого ряда возможных налоговых рисков.

Налоговый риск как вероятностная  величина определяется отклонением  фактического уровня налоговых доходов  бюджетной системы от их планируемого объема вследствие влияния негативного фактора, наступления нежелательного события (или их совокупности), влекущих бюджетные потери. Сферы возникновения налоговых рисков детерминируются спецификой налоговых отношений и субъектного состава их участников. В работе Д.А. Артеменко (2010) проанализированы основные детерминанты налоговых рисков, среди которых выделены:

- низкое качество принятия  и реализации императивов налогового  законодательства, несбалансированность мер налогового регулирования и стимулирования,

- внутренние противоречия  нормативно-правовых актов,

- нестабильное применение  налоговых норм и правил органами-администраторами; противоречивость правоприменительной  практики;

- неисполнение налогоплательщиками  действующего законодательства.

Институциональные преобразования в России способствуют возникновению налоговых рисков на разных стадиях формирования и реализации налоговых отношений. В этой связи классификация налоговых рисков  (рисунок 12) включает риски налоговой политики (риски  стратегических просчетов и возникновения «налоговых лазеек»), риски налогового администрирования и контроля (риски избыточного контроля и риски необнаружения), риски хозяйственной деятельности налогоплательщиков (риски умышленного уклонения, риски ошибок). В работе риски осуществления налогового контроля классифицированы по двум основным типам: внутренние и внешние.

 Рисунок  12 - Области возникновения налоговых рисков

При этом внутренние риски  возникают в процессе деятельности налоговых органов под влиянием следующих факторов:

- нарушения регламентов  деятельности в системе  налоговых органов (либо в отдельных подразделениях);

- нарушения функционирования  программного обеспечения и технической системы;

- стратегические ошибки  и тактические просчеты при  осуществлении контрольных мероприятий,  влекущие риски судебного оспаривания  результатов проверок;

- недостаточный уровень  квалификации инспекторского состава  для решения поставленных задач;

- снижение лояльности  сотрудников, влекущее противоправные  действия.

В группе факторов внешних  рисков, на которые влияние налоговых  органов минимально либо невозможно, в работе выделены следующие:

- недобросовестность и  сознательное уклонение от уплаты  налогов;

- низкий уровень профессиональной  компетентности налогоплательщиков в вопросах применения налогового законодательства;

- возможность нарушения  законодательства в силу некорректности  или неточности его положений;

- вступление в силу  нового порядка формирования  и (или) исполнения налоговых  обязательств;

 

3.2. Совершенствование  порядка проведения ВНП, факторы   повышения эффективности проверок

Анализ применяемой системы планирования выездных проверок показал, что для налогоплательщиков, соблюдающих индикаторные показатели, рекомендованные налоговыми органами, сокращается величина трансакционных издержек. Однако использование только рекомендованных индикаторов в качестве критериев «законопослушности» представляется недостаточным и не вполне объективным. Нельзя исключать ситуацию, при которой отчетность заведомо мошеннических компаний может быть безупречна с точки зрения проверки контрольных соотношений, что позволяет им избегать контрольных мероприятий в течение длительного периода. В этой связи целесообразно проводить проверки на основе научно обоснованных статистических выборок

Кроме того, следует учитывать, что наличие многочисленных противоречий в налоговой отчетности плательщиков и их манипуляции индикаторами, используемыми для целей налогового контроля, осложняют выявление нарушений законодательства, проявляющихся в неполной уплате налогов. Целевая ориентация выездных проверок на доначисление налогов может оказать негативное воздействие на плательщиков, отобранных для контроля по формальным признакам, но фактически не допустивших нарушений. Обязательность выявления правонарушений по итогам выездной проверки как качественный критерий эффективности контроля провоцирует проверяющих на выявление неуплаченных налогов даже при реальном отсутствии таких фактов.

Предлагаются основные направления предотвращения негативного влияния налоговых рисков в соответствии с ранжированными типами мер реагирования :

- сбор, мониторинг и обработка  информации по объектам возможного  нарушения;

- особый углубленный  камеральный контроль, предварительный  (выборочный) контроль отдельных операций и сделок, информационные запросы;

- назначение выездной  налоговой проверки, встречный контроль, применение мер налоговой и административной ответственности;

– использование межведомственной координации и сотрудничества с  правоохранительными органами).

Достижению максимальной результативности выездных налоговых проверок поможет система мер, разработанная в рамках комплексного  подхода, который основан на сочетании оценки влияния совокупности рискообразующих факторов и последовательности взаимосвязанных этапов их минимизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

 

                                                         ВЫВОДЫ

Основная форма проведения налогового контроля -  налоговые проверки налогоплательщиков. Статья 87 НК РФ определяет два вида налоговых проверок -  камеральные и выездные. Главное их отличие в том, что камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа, а выездная  - по местонахождению налогоплательщика.

Задолженность по налогам  и сборам  в бюджете РФ составила  на 01.01.13  6,6% по отношению к общей  сумме поступивших налогов и  сборов, что составляет 728090073 тысячи рублей. Это подчеркивает важность рассмотрения ВНП как инструмента контроля за своевременным и надлежащем в полном объеме пополнением бюджета государства.

На основе проведенного анализа  по выездным налоговым проверкам  в ИФНС Советского района г. Ростова-на-Дону, можно утверждать, что наибольшая эффективность достигается при  проведении выездных налоговых проверок, сумма доначислений составляет более 60% от общей суммы по результатам налогового контроля.

Результативность выездных налоговых проверок в 2011 году по основным налогам значительно выше , чем в 2010 и 2009 годах. В 2011 году были произведены доначисления в сумме превышающем сумму 2009 года на 320591 тыс. рублей. Сумма этих начислений растет с каждым годом вследствие невыполнения налогоплательщиками своих обязательств.

Самый большой вклад в  доначисленные суммы вносит налог на добавочную стоимость – более 50 %, налог на прибыль   от 26 до 45 %, другие налоги составляли в общей структуре не более 3 %.

Предлагаются основные направления  предотвращения негативного влияния налоговых рисков в соответствии с ранжированными типами мер реагирования :

- сбор, мониторинг и обработка  информации по объектам возможного  нарушения;

- особый углубленный  камеральный контроль, предварительный  (выборочный) контроль отдельных операций и сделок, информационные запросы;

- назначение выездной  налоговой проверки, встречный контроль, применение мер налоговой и административной ответственности;

– использование межведомственной координации и сотрудничества с  правоохранительными органами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 №108-ФЗ) //consultant.ru.

2.Кодекс российской федерации об административных правонарушениях (КОАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция). consultant.ru.

3.Инструкция МНС РФ от 10.04.2000 №60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

4.Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 №5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

5.Приказ ФНС России от 25.12.2006 №САЭ-3-06/892 «Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки»

6.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.11.2000 по делу №А56-18447/00.

7.Приказ ФНС России от 14.10.2008 №ММ-3-2/467 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // consultant.ru.

8.Приказ ФНС России от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/297@  «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

9.Письмо Минфина России от 12.09.2006 №03-02-07/1-246.

10.Артеменко А.Д. Механизм налогового администрирования: теория, методология, направления трансформации. Ростов н/Д : «Содействие — XXI век», 2010 – 264 с.

11.Валов М.А. Выездная налоговая проверка // Журнал «Налоги и платежи» / Арбитражная налоговая практика. №2, 2010.

12.Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/2011

13.Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7/2011

14.Доброхотова В.Б., Лобанов А.В.Налоговые проверки: Книга для налогоплательщика и налоговика. М.: МЦФЭР, 2009.

15.Дадашев А.З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в РФ М., 2010

16.Григорьев С.В. Обеспечение национально-государственного экономического интереса в условиях регулирования налоговой системы России. Автореферат дисс. канд. экон. наук, Саратов, 2011.

17.Гунько В.А. Методологические вопросы определения налогообложения, налогооблагаемой прибыли, налоговых правонарушений. СПб., СПбГИЭУ, 2009.

18.Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учеб. для вузов / Отв. ред. д.ю.н. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2009. - С. 301.

19.Лермонтов Ю.М. Налоговые проверки по-новому. – М.: Экономика. 2011. – 31 с.

20.Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно практич. пособие / Под ред. проф. Ю.Ф. Кваши. - М.: Юрист, 2010.

21.Титов А. С. Налоговое администрирование и контроль.-М.: ВК, 2010.

22.Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль за юридическими лицами в условиях рыночной экономики. Дисс. канд. экон. наук. М., 2011.

23.Пансков В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал, 2009, № 5-6.

24.Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.  М.: МЦФЭР, 2009. -274 с.

25.Чумак И.К. Основные направления совершенствования налогового контроля в целях предупреждения неплатежей в бюджет. Дисс. канд. экон. наук. Краснодар, 2011.

26.Чхутиашвили Л.В. Современная система налогообложения в России: формы и методы налогового контроля // "Международный бухгалтерский учет", 2010, N 9

27.Шаров А.С. Налоговые правонарушения. М.: Дело и Сервис, 2010.

28.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2009. – 230 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 №108-ФЗ) //consultant.ru.

2 "Кодекс российской федерации об административных правонарушениях" (коап РФ). от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (действующая редакция). consultant.ru.

 

3 Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 №108-ФЗ) //consultant.ru.

4 Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 №146-ФЗ (в ред. от 30.06.2008 №108-ФЗ) //consultant.ru.

Информация о работе Выездная налоговая проверка: анализ практики и совершенствование методики ее проведения