Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Введение
Мы живем в динамичном, быстро меняющемся мире. Это в полной мере относится и к современному рынку: растут требования потребителей к продукции и услугам, развиваются технологии, меняются условия конкурентной борьбы. Поэтому успешная работа любой организации на рынке неосуществима без постоянного совершенствования ее деятельности, нацеленной на повышение удовлетворенности потребителей. Это положение является краеугольным камнем всех современных подходов к менеджменту качества. Совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Только опираясь на результаты такого анализа, можно наметить и реализовать дальнейшие шаги в улучшении деятельности. Такой всесторонний анализ в мировой практике получил название самооценки. Самооценка проводится на соответствие модели менеджмента качества, которую организация выбирает как образец.
На сегодняшний день самооценка используется ограниченным числом отечественных предприятий и организаций, главным образом, участниками национального, региональных и отраслевых конкурсов в области качества. Большинство из этих организаций не рассматривает самооценку в качестве эффективного инструмента саморазвития и непрерывного улучшения бизнеса. Однако, как показывает практика, игнорирование результатов самооценки и самодиагностики в процессе стратегического планирования, как правило, приводит к созданию стратегий, хорошо обоснованных с точки зрения соответствующего рынка и оценок будущего состояния элементов бизнес-окружения, но не эффективных и не реализуемых из-за недостаточно обоснованных предпосылок, касающихся самой организации.
В связи с этим актуальными становятся вопросы изучения содержания, методов, моделей и процесса самооценки, его места и роли в системе менеджмента качества организации, как одного из ключевых шагов на пути укоренения философии качества в практике деятельности российских компаний.
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Важно реализовать также следующие задачи курсовой работы:
- ознакомиться с современными концепциями самооценочных стратегий управления производством на предприятии;
-
рассмотреть достоинства и
- сделать предварительный выбор самооценочной стратегии предприятия, исходя из специфики его деятельности;
-
на основе выбранных методов
самооценки сформулировать
Цели
и задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, двух
глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические
основы применения самооценки
в деятельности организации
1.1
Содержание, цель, задачи самооценки
деятельности организации
Термин "самооценка" впервые появился в психологии. Возник термин в связи с изучением теории личности человека. С психологической точки зрения самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей [8], c. 1150.
Интерес к "самооценке деятельности организации" вырос с момента введения премии М. Болдриджа в 1987 г. и Европейской премии за качество в 1991 г. Появившись первоначально как ответ на вызовы, бросаемые национальными и региональными премиями за качество, самооценка затем расширила свои границы. В последние годы самооценка стала признанным средством совершенствования деятельности организаций. Передовые компании сегодня проводят самооценку не только с целью участия в конкурсах на соискание национальных и международных премий в области качества, но и для непрерывного улучшения характеристики своего бизнеса.
Современные
воззрения на менеджмент качества,
в концентрированном виде, выраженные
в TQM и отраженные в стандартах ИСО
серии 9000, определяют самооценку как
важнейший инструмент непрерывного
улучшения деятельности организации.
Самооценку активно начали применять
уже после выхода в 1987 г. первой версии
стандартов ИСО 9000. Масштабы деятельности
по самооценке увеличились в связи
с массовым внедрением систем менеджмента
качества по стандартам ИСО 9000 версии
2000 г. и проведением различных
конкурсов на соискание премий по
качеству. ГОСТ Р ИСО 9004: 2001 содержит
следующее определение самооценки:
"Самооценка - это всестороннее оценивание,
итогом которого является мнение или суждение
о результативности и эффективности организации
и уровне зрелости системы менеджмента
качества" [4], c. 32. Несмотря на наличие
определения, зафиксированного в стандарте,
до настоящего времени не существует единого
подхода к определению сущности, механизма
реализации, а также реакции организации
на результаты самооценки. В целом же можно
выделить следующие группы подходов, сложившиеся
к содержанию категории "самооценка
деятельности организации", приведенные
в таблице. 1.1.
Таблица 1.1 Подходы к содержанию категории "самооценка деятельности организации"
Автор | Содержание категории "самооценка деятельности организации" |
Галеев В. И., ДворукТ. Ю. | Вид сопоставительного анализа деятельности организации в сравнении с какой-либо моделью, эталоном; |
Андерсен Б. | Метод, предназначенный для оценивания уровня показателей организации и ее процессов со стороны самой организации; |
Цугель Т. М. | Процесс, посредством которого организация выносит суждение о степени совершенства собственной деятельности относительно установленных критериев; |
Конка М. Г. | Постоянное средство выявления скрытых, незаметно подкрадывающихся организационных напряжений, с одной стороны, и важный элемент выработки инновационных планов и получения конкретных решений по снятию напряжений - с другой; |
Конти Т. | Анализ способности организации решать свои основные задачи и достигать своих целей, в частности ее возможности сохранять и повышать конкурентоспособность при изменении внешних условий; |
Шайнберг С. | Процесс, имеющий философскую подоплеку, которая заключается в том, что оценка должна осуществляться по собственному побуждению самой организацией, а не внешними экспертами; |
ГОСТ РИСО 9004: 2001 | Всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества; |
Европейский фонд менеджмента качества (ЕРОМ) | Всесторонний,
систематический и регулярный обзор
направлений и результатов |
Рекомендации по самооценке деятельности организации на соответствие критериям Премии Правительства РФ в области качества2006 г. | Периодический анализ фактического состояния работы по качеству и ее результатов. |
Самооценка организации является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к системе менеджмента качества или модели совершенства (модели премии по качеству). Она может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества, а также может помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении и приоритеты.
Прежде
чем определить цель и задачи самооценки
деятельности организации, необходимо
выявить основные причины ее проведения.
Эти причины исследовались
Таким образом, все названные причины могут выступать в качестве целей самооценки. Однако главными из них являются определение сильных сторон деятельности организации, а также областей, где необходимо ввести улучшения и за счет этого поднять деятельность на более высокий уровень (то есть создать основу для постоянного совершенствования деятельности организации). В ГОСТ Р ИСО 9004 : 2001 определено, что цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности [4], с. 40. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. Достижение данной цели требует решения целого комплекса задач, важнейшими из которых являются следующие:
Таким
образом, самооценка организации - это
тщательное оценивание, проводимое по
инициативе руководства организации,
итогом которого является мнение о
зрелости системы менеджмента. Она
может использоваться организацией
для сравнения своей
1.2
Принципы, методы и процесс проведения
самооценки деятельности
Самооценка
деятельности организации зародилась
как метод постоянного
Таблица
1.2 Реализация принципов ТQМ в
рамках самооценки деятельности организации
Принцип | Реализация принципа в рамках самооценки деятельности организации |
1. Ориентация на потребителя | Цель проведения
самооценки деятельности организации
в конечном счете связана с
увеличением |
2.Лидерство
руководства и |
Руководство организации должно быть инициатором, организатором и активным участником проведения самооценки, а также должно принимать обоснованные решения по ее результатам |
3.Принятие решений, основанное на фактах | Результаты самооценки представляют объективные количественные и качественные характеристики, отражающие сильные стороны деятельности организации и области, где можно ввести улучшения. На основе результатов самооценки деятельности организации должны быть приняты и реализованы эффективные управленческие решения. Процесс самооценки выстраивается исходя из реально существующих фактов в организации, определяя, что является фактом, а что надеждами, либо что желаемое принимается за действительное |
4.Процессный подход | В ходе самооценки акцент делается на оценку и улучшение процессов деятельности в организации (например, процесса принятия решений) |
5.Системный подход | Направления работы при самооценке и ее результаты играют определенную роль для организации как системы в целом, а также для составляющих ее процессов и уровней системы (в данном случае речь идет об уровне индивида, рабочих групп, подразделений организации) |
6.Вовлечение персонала | Данный принцип
реализуется путем обучения персонала
методам самооценки деятельности организации;
привлечения сотрудников к |
7.Постоянное улучшение | Постоянное
совершенствование деятельности достигается
в том числе и путем |
8.Развитие партнерства | Самооценка позволяет выявить те области партнерских отношений, которые требуют дальнейшего развития и совершенствования; партнеры могут быть заинтересованы в результатах самооценки |