Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Экспериментальное
применение функциональной модели поможет
решить важнейшие проблемы менеджмента,
повышая тем самым
Таблица
1.7– Предположительные результаты применения
функциональной самооценки на предприятии
ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
Ключевые точки приложения | Полученные преимущества |
Совершенствование процессов | Ясное понимание того, как создавать ценности для потребителей |
Достижение целей организации | Реализация
стратегических целей и задач
на основании имеющихся |
Эталонное сопоставление ключевых результатов деятельности | Способность измерять динамику совершенствования и уровень достижения установленных целей |
Создание системы оперативного планирования на основе политики и стратегии организации | Ясность и единство целей внутри всей организации способствуют эффективной реализации процесса непрерывного совершенствования |
Объединение всех инициатив по совершенствованию в единый процесс | Взаимосвязанность всех направлений деятельности в рамках системного подхода к принятию управленческих решений |
Развитие командной деятельности | Развитие и вовлечение людей на основе общих ценностей, доверия, корпоративной культуры, как этого требует современные подходы к управлению организацией |
Самооценка
по критериям функциональной модели
оценки менеджмента позволяет
В основе методики функциональной самооценки лежит бальная система, и это позволяет менеджерам сравнивать достигнутые результаты с эталоном или показателями других организаций, а также прослеживать динамику улучшений при проведении повторной самооценки.
Особенность применения функциональной модели в том, что оценка менеджмента производится не только лицами, принимающими управленческие решения (руководителями, менеджерами различных уровней), но и рядовыми работниками, то есть теми, кто эти решения выполняет. Для получения объективных данных необходимым условием функциональной оценки менеджмента является участие в опросе не менее 80% руководителей и 50 % работников.
При проведении самооценки деятельности ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” данный процесс может быть разбит на несколько этапов.
Последовательность
данных этапов представлена в таблице
1.8.
Таблица
1.8 – Этапы проведения самооценки деятельности
ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”
Этап | Содержание этапа | Исполнители |
1 Предварительный этап (подготовка к проведению самооценки) | 1)принятие решения
о проведении самооценки, назначение
ответственного за ее 2)доведение
данной информации до 3)создание рабочей группы для проведения самооценки; 4)выбор модели и методов самооценки; 5)обучение
членов группы методам |
Директор ОАО
“Тамбовский завод “Электроприбор”,
директор по производству
ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, директор по производству Руководитель по производству, начальник лаборатории, начальник отдела кадров, юрист Начальник проекта - директор по производству |
2 Основной этап (непосредственно самооценка) | 1)сбор анкет;
2)анализ данных по критериям выбранной модели; 3)составление сводного отчета; 4)рассмотрение сводного отчета и утверждение его. |
Рабочая группа по проведению самооценки, начальник проекта, директор |
3 Заключительный
этап (принятие и реализация |
1)рассмотрение
результатов самооценки на 2)определение
важнейших приоритетов 3)формирование
плана мероприятий по 4)контроль за реализацией разработанного плана мероприятий. |
Руководство ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” |
На
первом (подготовительном) этапе решение
о проведении самооценки должно быть
согласовано и принято на уровне
руководства, доведено до коллектива с
разъяснением целей самооценки и
ее роли в совершенствовании
На втором (основном) этапе производится сбор данных, составление разделов отчета и оформление сводного отчета. Размноженные бланки анкет будут розданы для заполнения сотрудникам данного предприятия. В анкетировании будет участвовать около 50 сотрудников предприятия. Предварительно каждому респонденту должна будет разъяснена методика заполнения бланков анкет. После сбора всех анкет, рабочая группа обработает результаты анкетирования по каждому из девяти критериев.
На третьем (заключительном этапе) на совещании необходимо рассмотреть результаты проведенной самооценки. Совместно с руководством, членами рабочей группы должны быть определены приоритеты в совершенствовании деятельности организации с учетом имеющихся ресурсов. При определении приоритетов совершенствования деятельности нужно учесть общие принципы и цели предприятия, а также влияние внешних обстоятельств. По приоритетным направлениям улучшения деятельности предприятия нужно разработать план мероприятий.
Для
выявления направлений
Таблица
1.9 – Критерии модели самооценки деятельности
предприятия
Критерии группы | |
Возможностей | Результатов |
1) Роль руководства. Лидерство | 6) Удовлетворенность потребителей |
2) Политика и Стратегия | 7) Удовлетворенность персонала |
3) Управление персоналом | 8) Влияние предприятия на общество |
4) Использование ресурсов (финансовых, информационных, трудовых и других) | 9) Результаты работы предприятия |
5) Управление процессами |
Опыт
экспериментального применения модели
во многих российских предприятиях позволяет
говорить о том, что модель функциональной
оценки помогает эффективно решать важнейшие
проблемы менеджмента, повышая тем самым
конкурентоспособность и улучшая бизнес
показатели организации. Выгоды, которые
получает компания, применяя функциональную
модель самооценки, рассматриваются как
конкурентные преимущества и обеспечивают
стабильное развитие организации (табл.
1.10).
Таблица
1.10 – Преимущества для предприятии ОАО
“Тамбовский завод “Электроприбор”
от применения функциональной модели
самооценки.
Ключевые точки приложения | Получаемые преимущества |
Совершенствование процессов | Ясное понимание того, как создавать ценности для потребителей |
Достижение целей организации | Реализация
стратегических целей и задач
на основании имеющихся |
Эталонное сопоставление ключевых результатов деятельности | Способность измерять динамику совершенствования и уровень достижения установленных целей |
Создание системы оперативного планирования на основе политики и стратегии организации | Ясность и единство целей внутри всей организации способствуют эффективной реализации процесса непрерывного совершенствования |
Объединение всех инициатив по совершенствованию в единый процесс | Взаимосвязанность всех направлений деятельности в рамках системного подхода к принятию управленческих решений |
Развитие командной деятельности | Развитие и вовлечение людей на основе общих ценностей, доверия, корпоративной культуры, как этого требует современные подходы к управлению организацией |
На
основе вышесказанного можно сделать
вывод, способ проведения самооценки на
основе анкетирования требует большой
предварительной подготовки, связанной
с составлением анкет, их распространением
и обработкой. Достоинством метода
является возможность широкого привлечения
персонала организации к
Таким образом, в заключении главы хотелось бы отметить, что совершенствование деятельности организации невозможно без периодического анализа фактического состояния работы по качеству и ее результатов. Самооценка эффективна лишь в том случае, если целью ее проведения, в конечном счете, являются определенные улучшения в деятельности организации. Несмотря на то, что сам по себе процесс самооценки не позволяет достичь этого, он может предоставить информацию об оцениваемых направлениях деятельности, выявить сильные и слабые стороны. Если самооценка предполагает проведение "оценки ради оценки", силы и средства, затраченные на ее осуществление, значительно превосходят полученный "результат". Поэтому, реальный эффект от проведения самооценки на предприятии ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” может быть получен лишь в том случае, если ее результаты будут интерпретированы надлежащим образом и использоваться для планирования улучшений в организации.
Результаты самооценки должны служить исходными данными для стратегического планирования улучшений на предприятии ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор”, которое включает в себя следующие этапы: анализ результатов самооценки и рассмотрение предложений по улучшению; выбор приоритетных направлений улучшений и стратегическое планирование на уровне всей организации.
Заключение
В управлении качеством существенную роль играет самооценка. Самооценку применительно к системе менеджмента качества можно определить, как всесторонний и систематический анализ, оценивание имеющейся системы на соответствие ее результатов функционирования целям и определенным установленным требованиям. Итогом оценивания является мнение о ее результативности, эффективности, зрелости и развития, т.е. целью самооценки системы менеджмента качества является разработка рекомендаций и мероприятий для улучшения деятельности в области качества.
В результате анализа существующей системы оценки некоторых сфер деятельности предприятия ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” были выявлены следующие проблемы: