Исследование возможностей применения самооценки в деятельности ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.

Работа состоит из  1 файл

самооценка деятельности предприятия.docx

— 242.28 Кб (Скачать документ)

     Общество  вправе осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные законодательством  и направленные на достижение уставных целей.

     Общество  в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации:

  • выполняет договорные обязательства и обязательные государственные заказы по созданию, производству, поставкам и ремонту специальной техники и ресурсов;
  • обеспечивает экологическую и общую безопасность при производстве и утилизации специальной и другой продукции;
  • принимает участие в мероприятиях гражданской обороны;
  • обеспечивает учет и сохранность документов по личному составу и своевременную передачу их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации или ликвидации Общества;
  • осуществляет другие мероприятия на договорной основе, если иное не установлено законом. [13]

     Финансово-хозяйственная  деятельность Общества в отчетном периоде (2010год) была достаточно успешной. Объем продаж составил 1 148 876 тыс. рублей, что больше чем в предыдущие годы : 2009г: 1 086 462 тыс. рублей; 2008г: 935 977 тыс. рублей. Положение Общества на рынке приборного оборудования для авиационной техники устойчивое.

     Полную  информацию о состоянии финансовой деятельности предприятия за 2010 год  можно посмотреть в приложении Б.

     Большое внимание Общество уделяло освоению новых изделий, которое осуществлялось за счет собственных средств.

     Продолжалось  сотрудничество с разработчиками изделий, такими как ФГУП «НИИ «Полюс», г. Москва, ОАО Авиаприбор-Холдинг», г. Москва, ОАО «МИЭА», г. Москва и др.

     В ближайшей перспективе развитие Общества предусматривает:

  • безусловное выполнение договоров по поставкам изделий как специального, так и гражданского  назначения;
  • ввод в действие участка напыления зеркал и освоение новых технологических процессов, используемых в процессе изготовления приборов лазерной гироскопии;
  • освоение перспективных образцов изделий  и комплектующих к ним, в том числе лазерных  БИНС;
  • дальнейшее расширение номенклатуры выпускаемых зарядных устройств;
  • проведение модернизации производства в соответствии с планом ОКР и МП, предусматривающим приобретение современного оборудования взамен физически изношенного и морально устаревшего;

     Основными факторами риска, связанными с деятельностью  Общества, являются:

  • отраслевые риски (в том числе риски, связанные с рынками снабжения и сбыта)
  • макроэкономические риски
  • финансовые риски
  • правовые риски

     Авиационная отрасль промышленности, в которой  Общество осуществляет свою основную деятельность, в последние годы развивается  динамично. Одним из факторов, оказывающим  влияние на развитие отрасли, являются интеграционные процессы, инициируемые государством. На ближайшие годы этот фактор, по-видимому, останется определяющим для развития отрасли. В целом, динамика уровня отраслевых рисков в последние годы отсутствует.

     Макроэкономические  риски – это риски, связанные  с несовершенством системы налогообложения, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляции, изменении  банковских процентов, налоговых ставок.

     Определенный  риск несут дезинтеграционные процессы в экономике, обусловленные последствиями  всеобщего финансово-экономического кризиса. С целью минимизации  этих рисков Общество осуществляет комплекс мер, направленных на экономию энергоресурсов, оптимизацию производственных процессов  и дальнейшее расширение продуктового ряда за счет освоения перспективной  продукции.

     Таким образом, ОАО “Электроприбор” является предприятием, специализирующимся на производстве приборного и навигационного оборудования для авиационной техники, систем автоматического управления полетом беспилотных летательных аппаратов, изделий наземного обслуживания авиационной техники, а также производящим широкий перечень товаров народного потребления и изделий для нужд различных отраслей народного хозяйства, к числу которых относятся многопрограммные радиоприемники, устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов. Наряду с производственной предприятие осуществляет коммерческую деятельность, связанную с реализацией продукции собственного изготовления, а также различных товаров и услуг.

     Сбыт  продукции Общества осуществляется в различные регионы России, а  также в отдельные страны ближнего зарубежья. [15] 
 

     2.2 Анализ существующей системы  оценки деятельности предприятия  ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор» 

     Исследование  возможностей применения самооценки в системе инструментов совершенствования деятельности организации рассмотрим на примере ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор». Актуальность и необходимость данного исследования состоит в том, что предприятие является достаточно крупным, а постоянные изменения во внешней и внутренней среде приводят к необходимости изучения деятельности завода и его подразделений.

     На  предприятии не проводится комплексная  самооценка, однако по основным направлениям деятельности производятся различные  виды анализа, их осуществляют подразделения, которые отвечают за те или иные виды деятельности и позволяют оценить  в определённой мере внутреннюю и  внешнюю среду организации. На наш  взгляд, целесообразно рассмотреть  и изучить следующие основные виды деятельности, оценка которых  проводится на предприятии:

     - рыночный потенциал;

     - финансовое состояние;

     - производственный потенциал;

     - качество управления;

     Каждая  организация вне зависимости  от своего размера и времени существования  на рынке стремится завоевать более выгодное в сравнении с настоящим положение, продвигаться к намеченным целям наименее затратными путями, оставляя конкурентов на шаг позади.

     Понятно, что крупному машиностроительному  предприятию, каковым является ОАО  “Тамбовский завод “Электроприбор”, постоянно расширять сферу деятельности довольно сложно, а порой и невозможно из-за малой гибкости производства. Но элементарно опережать конкурентов  оно могло бы. На лицо же - одни минусы в конкурентной борьбе: предприятие  недостаточно хорошо знает свой целевой рынок, возможно, поэтому контролирует малую долю рынка.

     В современных условиях конкуренция  между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Качество продукции  относится к числу важнейших  показателей деятельности предприятия. Несмотря на имеющуюся репутацию качества, продукция ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” (в основном, товары народного потребления) за счет высоких издержек производства и распределения проигрывает товарам фирм-конкурентов. К примеру, продажа зарядных устройств, по многим техническим параметрам не имеющих аналогов, имеет тенденцию к снижению.

     И все-таки качество товара еще не означает его конкурентоспособность. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. В этом случае необходимо проводить дополнительные исследования рынка, чтобы выявить потребности потенциальных покупателей.

     Однако  ОАО “Электроприбор” часто забывает о необходимости проводить рыночные исследования, возможно, по причине  довольно банальной: предприятие входит в состав ОАО “Корпорация “Аэрокосмическое оборудование”, получая постоянные заказы на производство авиаприборов; и забывает при этом о необходимости  изучения сбыта непродовольственных  товарах для личных нужд граждан, которые в общей сумме выручки  предприятия занимают пусть малую  долю, но важны для предприятия, делая  его самостоятельно действующим  хозяйственным субъектом.

     Кроме того, один и тот же продукт может  быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот. Для ОАО “Тамбовский  завод “Электроприбор” не все  так плохо: предприятие имеет выгодное экономико-географическое положение - близость к основным торговым путям сообщения позволяет поддерживать связь с предприятиями-покупателями и предприятиями-посредниками не только центральных районов Российской Федерации, но и с Уралом, Сибирью. Налажена связь с фирмой “Аутогирас” (Литва), ведутся переговоры с фирмой “KREBAS” (Прибалтика) и фирмой “Бенга-ЕООД” (Болгария).

     Особое  значение в хозяйственной деятельности предприятия имеют финансовые отношения. Финансовые результаты (выручка, прибыль) являются обобщающими результатами хозяйственной деятельности предприятия  и служат основными показателями ее эффективности.

     Одним из основных источников для анализа  эффективности работы предприятия  является бухгалтерский баланс. Анализ данных бухгалтерской отчетности позволяет  определить истинное имущественное  и финансовое состояние предприятия.

     Основным  показателем финансового состояния  предприятия является рентабельность капитала (прибыльность):

     Рентабельность  капитала (прибыльность). В условиях рынка рентабельность капитала характеризует  минимальную норму прибыльности капитальных вложений и является более стабильным показателем, чем  рентабельность продукции.

     R =*100%,

     где П - чистая прибыль предприятия,

     А (СК) - активы (собственный капитал) предприятия,

     R=*100%=11%.

     Значение  такого показателя как рентабельность капитала (прибыльность) находится  не на должном уровне: он должен быть около 30% (и выше), а у ОАО “Электроприбор”  он почти в три раза ниже нормы. Это, безусловно, большой минус для  предприятия: получается, что прибыль  ОАО “Электроприбор” находится  на очень низком уровне, т.е. предприятие  производит продукцию с высокой  себестоимостью, а потому не может  позволить себе участие в ценовой конкуренции, что заметно снижает вероятностный объем продаж, а потому и размер прибыли. Соответственно, увеличивается срок окупаемости капитальных вложений, за счет чего рентабельность капитала резко снижается.

     Финансовое  состояние предприятия характеризуется  платежеспособностью, прибыльностью, эффективностью использования активов  и собственного (акционерного) капитала, ликвидностью.

     На  основе расчетов показателей финансовой стабильности предприятия, которые были произведены в ходе самооценки деятельности, сделаем выводы:

     Коэффициент финансовой независимости близок к 1, что говорит о достаточно высоком  уровне самостоятельности предприятия.

     Об  этом же свидетельствует полученное значение коэффициента соотношения  заемных и собственных средств: его значение, равное 0,144, довольно близко к нулю, т.е. ОАО “Электроприбор”  имеет довольно весомую долю собственного капитала в общей сумме средств  предприятия. Однако наличие собственного капитала, но практическое отсутствие заемных средств неблагоприятно сказывается на деятельности завода в целом, это и понятно, т.к. предприятие  с малой долей заемного капитала в общей сумме финансовых средств, явно, не привлекает инвесторов.

     Коэффициент чистой выручки ОАО “Электроприбор”  также довольно сильно отличается от нормативного размера (0,1-0,15), что свидетельствует  о малых объемах получаемой выручки  и больших суммах амортизационных  отчислений. А из этого вытекает и рассмотренный далее низкий уровень производственного потенциала ОАО “Электроприбор”, т.к. большие  амортизационные отчисления напрямую связаны с износом средств  производства предприятия.

Информация о работе Исследование возможностей применения самооценки в деятельности ОАО «Тамбовский завод «Электроприбор»