Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Национальные модели — модели самооценки деятельности организации, признанные в качестве приоритетных в том или ином государстве и служащие основой для создания региональных и отраслевых моделей. [10], c. 103. Они служат эталоном для сравнения деятельности организаций. Примерами таких моделей могут служить модель Японской национальной премии в области качества — премия У.Э. Деминга, Премия Правительства РФ в области качества [1], c. 441-444.
Оценка деятельности компаний — участников конкурса премии им. У.Э. Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям. Структура модели премии им. Э. Деминга представлена на рисунке 1.6
Рисунок.
1.6- Структура модели премии им. У.Э. Деминга
Премия Правительства РФ в области качества вручается с 1997 года. В основе российской премии лежат модель и критерии модели совершенства. Премия Российского правительства по качеству предлагает простой способ самооценки, позволяющий определить, в какой точке на пути к совершенству находится организация (рисунок 1.7)
Она включает две группы критериев:
1.
Первая группа критериев
Как организация реализует свои предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.
2.
Вторая группа критериев
Рисунок
1.7 – Критерии Премии Правительства РФ
в области качества
Региональные и отраслевые модели самооценки деятельности организации — это модели, которые активно применяются в том или ином регионе либо в конкретной отрасли. И те и другие модели, как правило, базируются на соответствующей национальной модели. Например, в США — конкурсы в штатах (их модели базируются на модели премии М. Болдриджа), в России — множество региональных конкурсов в области качества, большинство из которых базируется на модели конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.
Кроме
этого применяются различные
отраслевые модели самооценки деятельности
организации, не связанные с моделью
Премии Правительства РФ в области
качества, а направленные на оценку
отдельных проектов, программ, видов
деятельности; аттестацию и аккредитацию
образовательного учреждения. Существуют
модели самооценки деятельности организации,
связанные с участием в тех
или иных конкурсах и отражающие
отраслевую специфику (например, модели
самооценки для участия в программе-
Организационная модель самооценки деятельности организации — модель, разрабатываемая для конкретной организации. Этот вид модели может базироваться на одной из перечисленных выше, может представлять собой их сочетание, а может быть полностью разработан в самой организации с учетом специфики ее деятельности, масштабов и целей проведения самооценки.
Конкурсные модели самооценки применяются, если организации соревнуются за премию по качеству, планируют эту деятельность в будущем либо считают, что можно получить надежные результаты самооценки, используя критерии премии по качеству. [6], c. 12.
Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии со своими возможностями, использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования, то в данном случае речь идет о применении диагностических моделей. Как правило, это модели, разработанные самой организацией, либо существующие конкурсные модели, адаптированные к условиям ее деятельности. Однако в настоящее время уже существуют попытки разработки такого типа моделей, которые со временем стали бы носить распространенный характер. К ним, на наш взгляд, можно отнести модель самооценки деятельности организации, содержащуюся в ГОСТ Р ИСО 9004: 2001, а также модель, разработанную Т. Конти.
Особенности метода самооценки по ГОСТ Р ИСО 9004 таковы, что он может:
- применяться ко всей системе менеджмента качества или ее части, или к любому процессу;
- применяться к организации в целом или ее части;
-
быть быстро осуществлен
-
быть осуществлен
-
сформировать входные данные
для всестороннего процесса
-
определить и облегчить
-
способствовать развитию
Метод оценки, изложенный в стандарте ИСО 9004:2000, предназначен для оценивания уровней развития системы менеджмента качества по каждому основному разделу стандарта (посредством балльной шкалы от 1 до 5). В стандарте ГОСТ Р ИСО 9004 приведены типичные вопросы для самооценки в соответствии с разделами стандарта. Каждой организации предлагается разработать свой список вопросов, которые соответствуют ее потребностям.
Тито Конти — консультант по менеджменту, организационным структурам и качеству, член Международной академии качества, бывший президент Европейской организации по качеству. Он также является одним из организаторов Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и главным идеологом разработки концепции модели Европейской премии по качеству. В своей книге "Самооценка в организациях" Тито Конти предложил модифицировать имеющуюся Европейскую модель с учетом современных требований и потребностей. Автор утверждает, что Европейская модель нуждается в изменении, чтобы соответствовать новейшим разработкам [6], c. 40. Предлагаемая модель представляет собой концептуальное развитие Европейской модели — она базируется на том же подходе и не является критической альтернативой Европейской модели (рисунок 1.9)
Рисунок. 1.8 - Общий вид модели Тито Конти
Разработанный Тито Конти подход самооценки организации предназначен для:
-
выявления слабых и сильных
сторон деятельности компании
относительно поставленных
-
планирования необходимых
-
использования полученных
Подводя итоги изученному материалу можно сделать следующие выводы по данной главе.
Развитие самооценки организации нами рассматривается в соответствии с генезисом развития менеджмента качества. Первый этап – это соответствие требованиям. Для этого этапа характерны модели первого поколения, применяемые для самооценки организации до 1980 г., например, модель премии Э. Деминга. Второй этап – соответствие затратам. Это премии по моделям, разработанные после 1980 г., - основные премии, которые в настоящее время используются во всем мире, например, премия США им. Малкольма Болдриджа (МВА), Европейская премия по качеству (EFQM) и Премия Правительства РФ в области качества. Японскую премию в области качества можно рассматривать, как переходную между вторым и третьим этапами. Третий этап – соответствие потребностям. Этому этапу отвечает подход к самооценке, разработанный Т. Конти и Г. Канджи. Четвертый этап – развитие скрытых потребностей. На данном этапе должна формироваться саморазвивающаяся организация, использующая интегрированную самооценку. [2], c.28
Особенности
методологии самооценки заключаются
в сборе исходных данных для планирования
улучшений, позволяющих привести возможности
организации в соответствие с
ее текущими задачами, среднесрочными
целями и стратегиями. Самооценка охватывает
каждый аспект деятельности организации
и ориентирована на все заинтересованные
стороны. Основное внимание направлено
на выявление слабых сторон деятельности
организации и установление причин,
по которым запланированные цели
не были достигнуты. Такой подход должен
привести к формированию и достижению
абсолютно новых, часто значительно
более высоких, не доступных прежде,
характеристик в деятельности. Главным
двигателем совершенствования, заложенным
в методологии самооценки, является
различие между результатами и целями
или различие между запланированными
и реальными характеристиками деятельности.
Поэтому критерии самооценки формируются
непосредственно в самом
2. Исследование
возможностей применения
2.1.
Организационно-экономическая
Общие сведения об акционерном обществе
1.8 Сведения об уставном капитале [14].
Уставный капитал Общества составляет 101940 рублей. Он разделен на 76471 обыкновенную именную акцию и 25469 привилегированных именных акций типа А.
Номинальная стоимость каждой обыкновенной и привилегированной акции – 1 рубль.
На
31.12.2010 уставный капитал Общества
распределен следующим образом:
34,2 % акций владеют акционеры
- физические лица, 42,2 % акций находится в
собственности юридических лиц, 23,6
% акций находятся в номинальном держании
(состав акционеров на дату составления
настоящего отчета номинальными держателями
не раскрыт).
Видами деятельности Общества являются: