Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:47, курсовая работа
Целью данной работы является описание и анализ методов, проблем и перспектив применения самооценки в деятельности организации, а также выбор модели самооценки деятельности организации на примере ОАО “Тамбовский завод “Электроприбор” и определение на основе полученных данных и сделанных выводов практических рекомендаций по улучшению деятельности организации и разработке механизма проведения самооценки.
Объектом
самооценки может являться как вся
компания, так и некоторые направления
деятельности компании, одно из подразделений
компании. В конечном счете, непосредственная
реализация процедуры самооценки будет
зависеть от общей культуры компании
и от ее организационной структуры.
В настоящее время, в Европе широко
применяются несколько
Метод моделирования конкурса предполагает подготовку полномасштабного текстового документа на основании выбранной модели управления качеством (рисунок. 1.1) [Приложение А]. Использование данного метода требует наличия команды опытных экспертов. Для самооценки одного из подразделений компании можно привлекать сотрудников других подразделений или филиалов этой же компании. В случае, когда оценивается компания в целом, желательно привлекать независимых экспертов из других компаний. Процесс необходимо повторять ежегодно, добиваясь непрерывного совершенствования деятельности. Важно отметить, что в целом метод моделирования конкурса обеспечивает всесторонний анализ деятельности компании и высокую точность получаемых результатов.
Применение метода формуляров предполагает использование типовых проформ, с помощью которых можно сократить общий объем работ, связанных с самооценкой. Как правило, для каждой из составляющих частей критерия отводят отдельную страницу-формуляр. В верхней части формуляра может приводится описание составляющей критерия, немного ниже - области деятельности, к которым обращен данный критерий. Остальная часть страницы разбивается на разделы, в которых указываются сильные стороны, области деятельности, требующие совершенствования, и факты, на основании которых были сделаны выводы.
Метод матричных диаграмм предполагает заполнение специальной матрицы, в которой приводятся результаты, достигнутые компанией с точки зрения критериев выбранной модели управления качеством. За каждый результат начисляется определенное количество баллов, обычно по шкале от 0 до 10. Этот метод применяется на любом уровне компании, он может осуществляться либо руководством компании, либо группой отобранных сотрудников из оцениваемого подразделения.
Рабочие встречи желательно проводить один раз в 6-12 месяцев, систематически анализируя достигнутый прогресс. Основное преимущество метода рабочей встречи заключается в том, что он требует активного участия руководителей подразделения, осуществляющего самооценку. Руководители отвечают за сбор и предоставление данных. Собранная информация является отправной точкой для принятия согласованного решения.
Метод рабочей встречи включает в себя следующие этапы: обучение, сбор данных, рабочая встреча для подсчета баллов, согласование действий, анализ достигнутого прогресса. Обучение начинается с изучения учебных материалов, в которых рассматриваются типичные ситуации, возникающие в процессе самооценки. Следующий этап - сбор данных. Опыт применения метода рабочей встречи показывает, что начинать необходимо со сбора данных. Для выполнения этой задачи у руководителей должно быть достаточное количество времени. После завершения сбора данных проводится рабочая встреча для подсчета баллов. Порядок обсуждения представленных результатов должен соответствовать порядку, в котором исследовались критерии. Как правило, рабочая встреча проводится в течение одного дня или полутора дней.
Сразу
после окончания рабочей
Метод
анкетирования является одним из
наименее ресурсоемких, и при наличии
разработанного и проверенного вопросника
самооценка может быть осуществлена
довольно быстро. Этот метод очень
удобен для определения мнений сотрудников
компании и может применяться
одновременно с методом рабочей
встречи, обеспечивая более
Метод
равного участия обеспечивает участие
в процессе самооценки не только сотрудников
подразделения, но и их коллег из других
отделов компании. Это позволяет
осуществить обмен опытом и более
всесторонне исследовать
Процесс самооценки необходимо систематически повторять, причем время между повторениями должно быть достаточным для внесения необходимых изменений. Для достижения максимальной отдачи, как, впрочем, и в случае использования других методов, необходимо заручиться одобрением высшего руководства компании. Это одобрение может быть гарантировано в том случае, когда в качестве экспертов выступают старшие управляющие, ответственные за различные направления деятельности компании.
Таким
образом, изучив основные методы самооценки
деятельности организации, мы можем
сделать вывод, что невозможно разработать
какой-то единственный метод и успешно
применять его на всех уровнях
и для всех компаний. Каждой компании
нужно выбирать свой метод, который
будет учитывать имеющиеся
Процесс установления целей и поиска возможностей улучшения должен быть постоянным, при этом следует использовать наблюдения аудита (проверки) и заключения по его результатам, анализ данных, анализ со стороны руководства и другие средства. Этот процесс обычно ведет к корректирующим или предупреждающим действиям.
Под термином "процесс самооценки организации" мы понимаем совокупность мероприятий, направленных на изучение состояния и возможностей компании. Большое значение имеет выявление как положительных, так и отрицательных сторон функционирования организации. Он позволяет компании лучше осознать свои сильные стороны и определить те области своей деятельности, совершенствование которых может привести к продвижению в бизнесе. Одним из основных моментов процесса самооценки является определение критериев оценки.
Процесс самооценки предполагает выполнение определенной последовательности действий, однако, как и любой другой процесс, он имеет свои входы и выходы (рисунок 1.2) [9], с. 22. Источниками информации для проведения самооценки могут выступать миссия и цели организации; данные о результатах деятельности в различных областях; сведения о результатах деятельности конкурентов; критерии модели Премии Правительства РФ в области качества. Результатами данного процесса должны стать предложения по улучшению деятельности, определение целей улучшений и встраивание их в процесс планирования. В конечном счете, непосредственная реализация процесса самооценки будет зависеть от общей культуры компании и от ее организационной структуры.
Рисунок 1.2 – Схема процесса самооценки
Процесс
самооценки осуществляется в несколько
этапов (рисунок 1.3)
Рисунок
1.3 - Основные этапы проведения самооценки
Результатом
самооценки является целенаправленное
планирование мероприятий, строгое
выполнение которых приводит к достижению
реального прогресса. При проведении
повторной самооценки вместо подготовки
нового отчета можно внести произошедшие
изменения в предыдущий отчет
и после этого проводить
1.3
Модели самооценки
Самооценка деятельности организации, как правило, проводится в сравнении с какой-либо моделью, выбранной в качестве эталона. В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки деятельности организаций по различным, заранее определенным критериям. На наш взгляд, все модели можно классифицировать в зависимости от двух основных признаков: сферы распространения и целей проведения самооценки (рисунок 1.4).
Как видно из рисунка, в зависимости от сферы распространения можно выделить следующие модели самооценки деятельности организации.
Рисунок.
1.4 - Классификация моделей
Международные — модели самооценки деятельности организации, признанные в качестве приоритетных на международном уровне и активно применяемые в значительном количестве стран. [3], c. 20.
Европейский фонд менеджмента качества (EFQM) был создан с целью пропаганды передовых технологий менеджмента в Европе. Организованный в 1988 г, он объединил усилия наиболее успешных компаний по распространению последних достижений в менеджменте. В результате в 1991 была разработана Модель делового совершенства EFQM , на основе которой в 1992 году была присуждена первая Европейская премия по качеству. В 2001 г. была введена новая схема признания успехов организаций в применении Модели, известная как "Уровни Совершенства". Схема предназначена для оценки степени зрелости организаций, применяющих Модель EFQM и находящихся на различных уровнях пути к Совершенству.
Модель совершенства EFQM является практическим инструментом, который организация может использовать в различных направлениях:
- как структуру своей системы менеджмента;
-
как инструмент для самооценки
путем определения своего
- как систему для разработки и реализации инициатив по улучшению деятельности;
- как основу для общего языка и способа мышления, применяемого на всех уровнях организации.
Модель признает множество подходов к достижению стабильного Совершенства организации и сама постоянно пересматривается и улучшается. Модель, в первую очередь, определяется Концепцией Совершенства, сформулированной в следующих фундаментальных принципах: ориентация на результат; фокусирование на клиента; лидерство и постоянство цели; управление процессами и фактами; вовлечение и развитие человеческих ресурсов; непрерывное обучение, инновации и улучшения; развитие партнерских отношений; общественная ответственность.
Модель совершенства EFQM - это схема, базирующаяся на 9 критериях. Пять из них составляют группу "Возможности" и четыре - "Результаты". Критерии "Возможности" охватывают то, как действует организация. Критерии "Результаты" охватывают достижения организации. "Результаты" вытекают из "Возможностей", и "Возможности" улучшаются при достижении "Результатов".
Модель М. Болдриджа, первоначально разработанная как национальная в США, в настоящее время уже переросла рамки национальной модели и активно применяется более чем в 20 странах. (рисунок 1.5) [3], c. 20. Премии по качеству призваны, в первую очередь, стимулировать стремление к лидерству, основанному на внедрении принципов TQM.
Рисунок
1.5 - Структура модели премии им. М. Болдриджа
Необходимо отметить, что модель премии М. Болдриджа постоянно модернизируется. Данный процесс начинается с совершенствования критериев премии на основе изучения состояния дел в бизнесе, образовании и здравоохранении с целью исследования основных проблем и последующего улучшения деятельности. Критерии, которые предполагается применять в следующем году, и все изменения процесса оценки соискателей направляются членам жюри, оценщикам и другим заинтересованным лицам, чтобы понять, в правильном ли направлении идет работа. На основе высказанных замечаний разрабатывается окончательный вариант новых критериев [7], c. 8.