Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
Выделяются старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.
К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.
Практика показала, что трансформационные процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.
Наибольшая концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.
Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).
К категории добывающих депрессивных
регионов относятся локализованные
горнопромышленные и
Специфическими проблемами добывающих депрессивных регионов являются:
Кризисные
регионы. К кризисным регионам правомерно
относить территории, подвергшиеся разрушительному
воздействию природных или
Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:
Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.
В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья.
Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:
Таким образом, в Южном
кризисном поясе свертывание
экономической активности протекает
на фоне сохранения положительного естественного
прироста населения и хронического
наличия значительного
Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:
Восточный (Южно-Сибирско-
Основными проблемами данного пояса являются:
Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.
Вне рассмотренных кризисных поясов находятся также отдельные кризисные очаги на Крайнем Севере, для которых характерны экологические катаклизмы, потери контактов с Большой Землей.
Экономический ландшафт России перенасыщен регионами, в которых наиболее острыми являются экономические, демографические, этнические, геополитические, а также ряд других проблем и их сочетания. С точки зрения региональной экономической политики главными типами проблемных регионов, помимо рассмотренных нами ранее отсталых (слаборазвитых) и депрессивных, выделяют также приграничные. Особую проблемную зону, охватывающую регионы, неоднородные по социально-экономическому положению, но имеющие ряд общих острых забот, образуют территории российского Севера.
4. Межрегиональное выравнивание: цели и пути устранения ассиметрий в социально-экономическом развитии регионов.
С началом
проведения рыночных реформ различия
в социально-экономическом
Резкая
межрегиональная дифференциация имеет
своим неизбежным следствием расширение
числа отстающих регионов, ослабление
механизмов межрегионального экономического
взаимодействия и нарастание межрегиональных
противоречий, что значительно затрудняет
проведение единой общероссийской политики
социально-экономических
Для решения этой задачи необходимо предпринять следующие меры:
Для выравнивания социально-экономического развития регионов используются макро- и микроинструменты региональной политики.
Макроинструменты региональной экономической политики представляют собой дифференцированные по регионам параметры (нормативы, ставки и т.п.) и условия общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, социальной политики. Так, для стимулирования экономического роста или поддержки проблемных регионов устанавливаются пониженные ставки налогов на предпринимательство, льготные кредитные ставки, льготные транспортные тарифы. Цель применения таких стимулов – поднять конкурентоспособность определенных регионов на национальном и внешних рынках.
Микроинструменты
региональной экономической политики
применяются для
С целью
достижения более полной и эффективной
занятости в регионе, особенно при
реструктуризации экономики, на государственные
средства организуется переподготовка
кадров, выделяются субсидии и целевые
кредиты для создания новых рабочих
мест. Для межрегионального рассасывания
безработицы стимулируется
Административные меры:
Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития. Таким образом, главный путь преодоления хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Свободные экономические зоны РФ
1. Социально-экономическая сущность категории «СЭЗ».
1. Социально-экономическая сущность категории «СЭЗ».
Свободная экономическая зона — это часть территории страны, создаваемая по инициативе центральных или местных органов власти и хозяйственного руководства, в которой на основе соответствующего «пакета» законодательных и нормативных актов с учетом комплекса взаимовыгодных интересов страны, территории самой зоны, хозяйствующих на ней субъектов устанавливается льготный режим хозяйствования, определяются границы зоны, специализация и приоритеты развития отраслей и производств хозяйства с целью достижения целей и задач развития экономики зоны и национальной хозяйственной системы страны в целом.
Преференциальный режим хозяйствования в СЭЗ является обязательным признаком, определяющим существо зоны. Он подразумевает действие на территории зоны специального правового и льготного таможенного режимов, которые на практике сочетаются с предоставлением и иных льгот, включая налоговые, финансово-кредитные и др.
В мировой
и отечественной практике зонирования
различают внутреннюю и внешнюю
границы СЭЗ. Внутренней границей СЭЗ
принято считать законодательно
закрепленные и юридически оформленные
внешние географические линии, ограничивающие
площадь территории, занимаемой СЭЗ.
Внутренняя граница СЭЗ ограничивает
территорию, на которую распространяются
законодательные акты правительства
и нормативные акты органов хозяйственного
управления страны пребывания, регулирующие
финансово-кредитную, ценовую и налоговую
политику в зоне. Внешняя граница
СЭЗ, как правило, совпадает с
государственной границей страны, на
территории которой создается и
функционирует зона. Пространство между
внешней и внутренней границами
СЭЗ служит точкой отсчета при
введении разного рода преференциальных
режимов для субъектов