Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
Существует целый ряд причин и факторов появления зон различных типов в мировой практике зонирования:
1) экономические:
получение дополнительной
2) внеэкономические:
3) политические
либо геополитические (
Источниками финансирования зонирования являются:
1) централизованные
государственные
2) целевые банковские кредиты;
3) средства
предприятий и организаций,
4) доходы от экономики самих зон.
Срок окупаемости инвестиций в хозяйство зоны оценивают периодом в 4—5 лет после начала вложений
Выделяют следующие основные типы СЭЗ, встречающиеся в мировой практике зонирования.
1. Зоны свободной торговли.
2. Промышленно-производственные или предпринимательские зоны.
3. Торгово-промышленные зоны.
4. Технико-разрабатывающие и технико-внедренческие зоны (специализированные).
5. Функциональные зоны (сервисные: банковские, страховые, рекреационно-туристические, зоны игорного и развлекательного бизнеса, историко-культурные центры, эколого-экономические).
6. Комплексные зоны или зоны комплексного развития территории.
7. Совместные с другими странами СЭЗ. В рамках отдельных типов зон, входящих в эту классификацию, можно выделить от дельные специфические группы и подгруппы. Так, зоны могут быть:
1) мононациональными и интернациональными;
2) закрытыми и открытыми;
3) территориальными (макрозонами) и точечными (микрозонами). Каждая из зон, независимо от типовой принадлежности, является социально-экономическим территориальным образованием, уникальным по своему содержанию, условиям развития, задачам и целям.
Зоны
свободной торговли (ЗСТ) представляют
собой компактные территориальные
образования, выведенные за пределы
национальной таможенной территории.
В таких зонах осуществляются
разнообразные торговые и связанные
с ними сопутствующие операции по
складированию, упаковке, простейшей доработке,
маркировке, контролю качества, расфасовке,
комплектации партий, ввозимых в страну
и вывозимых из нее продовольственных
и непродовольственных товаров.
Часто в таких зонах
Для обозначения
этого типа зон в мировой практике
встречаются понятия «свободные
торговые порты», «свободные портовые
города», «свободные портовые зоны», «таможенные
зоны» и др. Причем практика деятельности
многих городов-портов Западной Европы
насчитывает уже несколько
Такие типы зон естъ и в других странах мира, хотя их названия имеют везде свою национальную специфику. Например, в КНР с 1984 г. действует 14 так называемых «открытых прибрежных городов» (ОПГ). Принято считать, что преимущества всех типов ЗСТ заключается в том, что для них характерны быстрая окупаемость вкладываемых стартовых инвестиций, всех других видов расходов (затрат) и сравнительно оперативная и простая организация дела (обустройство территории, установка границ ит. п.).
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) характеризуются тем, что в них создаются предприятия, производящие товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов либо выпускающие на тех же основах так называемую импортозаменяющую продукцию для целей внутреннего рынка страны. Первоначально предприятия зоны осуществляют обработку импортируемых полуфабрикатов и компонентов, а также сборку и изготовление какой-либо продукции с обязательным ее экспортом. В дальнейшем они производят товары, используя уже местное сырье с применением импортной техники и технологии для нужд внутреннего рынка. Эти зоны создаются как территории со специальным таможенным режимом, где предприятия производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, пользуясь при этом определенными налоговыми, финансовыми и другими льготами. Наиболее распространен такой тип зон в КНР и Южной Корее.
Торгово-промышленные
зоны (ТПЗ) являются своеобразной комбинацией
двух первых типов зон, т.е. ЗСТ и
ППЗ. На их территории вводятся визовый,
таможенный и финансово-кредитный,
а также валютный и другой режимы,
призванные обеспечить создание наиболее
благоприятных условий
Технико-разрабатывающие
зоны (ТРЗ) представляют собой территориальные
образования, использующие национальные
и зарубежные научно-исследовательские,
проектно-конструкторские, производственно-
Технопарки в США, технополисы в Японии, научные парки в новых индустриальных странах получают широкую и всестороннюю поддержку государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры этих зон, налоговые льготы и льготные кредиты, особенно для мелких инновационных фирм. Главная цель создания и функционирования зон этого типа — стимулирование инновационной деятельности всех видов (от разработки до внедрения включительно).
Функциональные
зоны (ФЗ) — наиболее многочисленная
и многоликая группа зон. К ним
относятся сервисные зоны (банковские,
страховые, рекреационно-туристические,
историко-культурные, экологические
и т. д.). В этих и подобных административно-
Свободно-экономические зоны любого типа могут иметь статус требующих или не требующих жесткой организации их границ. При этом доступ на территорию зоны может быть свободным с точки зрения пропускного (пограничного) режима, а может быть жестко регламентирован. Поэтому в первом случае такие зоны следует считать открытыми, во втором случае — закрытыми, или специальными.
3. Государственное регулирование СЭЗ
Государственное
регулирование СЭЗ — это
Объектами государственного регулирования зонирования являются непосредственно СЭЗ различных типов.
Субъектами государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ — ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).
В целях
повышения эффективности
Инструментами
государственного регулирования СЭЗ
являются структурно-инвестиционная,
бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная,
кредитная, эмиссионная и
Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.
Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др.
Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа).
На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику.
На межгосударственном уровне — это определенные правила «экономической игры», которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.
На федеральном уровне — это выработка государственными органами законодательной власти свода соответствующих законов и создание нормативно-правовой базы для формирования и эффективного функционирования СЭЗ, а также обеспечения целого комплекса мер по стабилизации экономической, правовой и социальной ситуации в стране. Иными словами, создание в СЭЗ макроэкономической среды, благоприятной для развития всех форм и методов хозяйствования, присущих рыночной экономике.
Исходя из содержания государственного регулирования практики зонирования определяются и формулируются его цели и задачи.
К числу основных целей и задач, стоящих и решаемых с помощью государственного регулирования СЭЗ на государственном (федеральном и региональном) уровне, следует отнести:
• выбор приоритетов в типах создаваемых в стране зон, в развитии экономики регионов и страны в целом и разработку на этой основе концепции социально-экономического развития;
• формирование
необходимой нормативно-
• адаптацию всех элементов хозяйственного механизма СЭЗ друг к другу и складывающейся конъюнктуре в производстве и распределении;
• обоснование и установление всех видов льгот, требующихся для реализации каждой из принятых к реализации программ в СЭЗ;
• обеспечение экономической безопасности принимающей страны.
На внутритональном уровне государственное регулирование сводится к формированию внутри каждой конкретной зоны определенных условий, без которых невозможно ее нормальное функционирование:
• организация крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом и берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;
• создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование ее бюджета, контролировал бы использование бюджетных и кредитных средств, координировал бы взаимоотношения с федеральным бюджетом;
• развитие
специального залогового и страхового
инвестиционного фонда (страховое
общество), который обеспечивал бы
привлечение рублевых и валютных
поступлений в необходимых
• разграничение функций между руководством зоны (например, Советом зоны) и местными (региональными) органа-ми власти, принятие договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;
• утверждение программ развития конкретных СЭЗ; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые зоной с позиции республиканского интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются льготы и сроки их получения;
• делегирование
властным структурам регионального
и местного уровней органами управления
СЭЗ, а также отдельными производствами,
предприятиями, фирмами, расположенными
в зонах, определенных прав, в первую
очередь в сфере финансово-