Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
Огромные различия между регионами и напряженные отношения с центром, появление многих проблемных регионов, дезинтеграция экономического пространства - все это в значительной степени определяет неповторимое лицо современной России. Региональное многообразие исключает для России возможность перенесения опыта какой-либо одной страны или использования какой-либо одной из апробированных в мировой практике моделей переходной экономики.
Рост
дифференциации регионов по уровню социально-экономического
развития, наблюдаемый практически
по всем статистическим показателям, стал
одним из результатов рыночных реформ
в российской экономике. Процесс
рыночных преобразований повлек за собой
разные темпы экономического спада,
а затем роста экономики
Диспропорции
в распределении экономического
потенциала по регионам России проявляются
и в том, что отдельные регионы
оказались как бы в привилегированном
положении: их территории располагают
значительными сырьевыми
2. Типология проблемных регионов
Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического и социального развития, включает множество больших и малых территорий с различными аномалиями. Каждый российский регион имеет свой набор проблем, однако далеко не каждый из них следует относить к числу проблемных. В теории региональной экономики лишь особые территории называют проблемными регионами.
Проблемные регионы. Проблемный регион — это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.
Основными качественными признаками проблемных регионов являются:
Специалистами
различных научных институтов регионального
профиля разработано достаточно
большое количество классификаций
(типологий) регионов, однако наибольшее
распространение получили региональные
типологии, предложенные Советом по
изучению производительных сил (СОПС),
которые ориентированы на цели, задачи
и механизмы региональной политики.
Основная типология имеет три
измерения: уровень социально-
Отсталые (слаборазвитые) регионы - имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.
Депрессивные регионы - территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития
Кризисные
регионы - территории, подвергшиеся разрушительному
воздействию природных или
3. Характеристика проблемных
Отсталые (слаборазвитые) регионы. Понятие отсталости региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны.
Характерными чертами развития слаборазвитых регионов являются:
На сегодня, к данной категории регионов можно отнести следующие регионы:
Если несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.
В ряде регионов, относимых к этой группе, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами. Для выделения отсталых регионов применяется ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или иному региону статуса «отсталого» должно быть политическим.
К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1).
Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.
Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:
Таблица 1
Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами
Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3% | ||
Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% |
Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10% | |
Дагестан |
158 |
24 |
Ингушетия |
139 |
21 |
Калмыкия |
125 |
19 |
Северная Осетия |
113 |
17 |
Тыва |
110 |
17 |
Адыгея |
95 |
14 |
Кабардино-Балкария |
94 |
14 |
Перспективными направлениями для развития отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов могли бы стать:
Перспективными направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:
Государство
может оказывать поддержку
Поэтому пока главный путь — это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.
Депрессивные регионы - это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом. В этом должно быть заинтересовано и само государство, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политических, социально-экономических, экологических напряжений в масштабах всей страны. Типичным примером можно считать резкие повороты в развитии реформ после выступлений населения шахтерских поселков в 1991-1992 гг.
Отличительными признаками депрессивных регионов являются:
Чаще всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих причин: