Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
По признаку
оформления отношений субъектов
регионального финансового
По признаку возвратности финансово-кредитных ресурсов рассматривают рынки возвратных ресурсов (кредиты, облигации, векселя, закладные и др.) и рынок невозвратных ресурсов (акции, паевые вклады и т.п.).
Развитие
регионального финансового
Региональный рынок недвижимости представляет собой систему социально-экономических отношений субъектов, обеспечивающих перераспределение объектов недвижимости территории (земель, производственных и непроизводственных зданий, сооружений и других объектов) между собственниками.
Особенностями недвижимости как товара являются:
Региональный рынок недвижимости делится на основные сегменты, каждый из которых имеет свои особенности и развивается относительно самостоятельно: рынок земли и земельных участков, рынок жилья, рынок нежилых помещений.
Ситуация на рынке недвижимости зависит от многих факторов. Основными из них являются:
Особого внимания заслуживает региональный рынок жилья, поскольку выполняет очень важную социальную функцию. Большое значение для рынка жилья имеет его местоположение. Покупатель жилья приобретает вместе с ним определенный набор характеристик местности: доступность к рабочим местам, магазинам, местам развлечений, которая в зависимости от положения может быть очень разной; обеспеченность общественными услугами: школы, пожарная команда, органы правопорядка и т. п.; качество окружающей среды: состояние воздуха, воды, уровень шума и др.; внешний вид: ландшафт, внешние характеристики домов и участков.
Принято
разделять первичный и
Информационный ресурс представляет собой совокупность информации, организационных, нормативных, правовых, технических и программных средств, обеспечивающих возможность сбора, передачи, накопления и хранения информации.
Региональный информационный рынок представляет собой сегмент регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми другим его структурами посредством купли-продажи информационных ресурсов.
Основными элементами информационного рынка являются информационные продукты (услуги), производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг (юридические и физические лица).
Субъектами регионального информационного рынка являются участники всех без исключения региональных рынков, нуждающихся в достоверной информации о рыночной конъюнктуре, системе и динамике цен, характере конкурентной борьбы и конкурентах, а также различные специализированные институты по сбору и обработке рыночно: информации (маркетинговые центры, рекламные агентства, информационные агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата России, средства массовой информации и др.).
В настоящее время развитие информационного рынка идет по следующим направлениям:
2. Экономическое пространство и конъюнктура рынка
Региональные рынки формируются как открытая система, которая реагирует как на внутреннюю, так и на внешнюю экономическую, социальную, политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков и функционирования субъектов рыночных отношений находятся в зависимости от количественных и качественных характеристик экономического пространства. При этом следует различать внешнее и внутреннее экономическое пространство.
Внешнее экономическое пространство имеет решающее значение для функционирования всех субъектов региональной экономики. Оно двояко влияет на формирование производственно-экономических и финансовых связей региональных рынков и возможных взаимодействий с потенциальными партнерами. С одной стороны, внешнее пространство обеспечивает хозяйствующие субъекты необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и тем самым создает основу нормального функционирования. С другой стороны, внешнее экономическое пространство выступает потенциальной средой реализации продукции и услуг, гарантируя возможность участия всех субъектов в рыночных отношениях как равноправных партнеров, соблюдающих нормы и правила рыночных отношений.
Внутреннее экономическое пространство включает условия и предпосылки для функционирования системы региональных рынков. К ним в первую очередь относятся расположенные на территории региона элементы экономического потенциала, составляющие материально-техническую основу регионального воспроизводственного процесса.
Эффективность функционирования экономического пространства зависит от емкости и структуры потребления внутри региона и характера и ассортимента производства.
Под воздействием научно-технического прогресса, развития территориального разделения труда, а также в результате воздействия других факторов на региональных рынках все чаще происходят структурные изменения. Постоянно обновляется и расширяется номенклатура товаров и услуг, вместе с изменением технико-экономических параметров меняются издержки производства и обращения, цены и тарифы на товары и услуги, процентные ставки по кредитам, валютные курсы и т.д. Инфляционные процессы приводят к резким колебаниям цен, изменению пропорций между товарной и денежной массой в обращении, меняются методы и формы торговли, фирменная структура и т.д. Изучение всех этих вопросов в комплексе дает представление о конъюнктуре региональных рынков.
Конъюнктура региональных рынков представляет собой совокупность факторов и условий, определяющих развитие экономики региона или какой-либо ее сферы. В связи с этим различают общерегиональную рыночную конъюнктуру и конъюнктуру региональных товарных рынков. Первая определяет состояние на данный момент всей системы региональных рынков, функционирующей в рамках регионального воспроизводственного процесса. В рамках второй изучается не вся рыночная система, а текущие изменения и колебания в сфере производства и реализации отдельных товаров или товарных групп, включая внутрирегиональный и межрегиональный аспекты. Конъюнктура региональных рынков развивается не изолированно — она тесно связана с конъюнктурой общероссийского и мирового рынка.
Конъюнктура
любого регионального рынка
Все конъюнктурообразующие факторы делятся на контролируемые субъектом управления региональными рынками и неконтролируемые.
К контролируемым факторам относятся области принятия решений, находящиеся в компетенции высшего руководства. К таким решениям относятся:
Многочисленные контролируемые факторы формируются под влиянием неконтролируемых и тесно взаимосвязаны.
Неконтролируемые факторы — это условия, не определяемые органами власти, но влияющие на характер и время принимаемых решений и в целом на степень успеха развития региона. Эти факторы можно только учитывать. Вся совокупность неконтролируемых факторов подразделяется на факторы макроуровня (мировые тенденции и условия конкретной страны) и факторы мезоуровня (условия рынка конкретного региона).
К основным макрофакторам относятся:
К неконтролируемым факторам мезоуровня относится поведение потребителей и хозяйствующих субъектов региона.
Показатели
оценки состояния конъюнктуры
Состояние конъюнктуры региональных рынков может быть оценено количественно с помощью следующих показателей:
Основной
характеристикой конъюнктуры
При благоприятной конъюнктуре складываются условия, облегчающие сбыт и продажу товаров, обеспечивающие рост прибыли, достигается сбалансированность спроса с предложением, цены удерживаются на стабильном уровне, отмечается рост деловой активности.
Неблагоприятной конъюнктурой считается ситуация, характеризующаяся отставанием спроса от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, затруднениям в сбыте товаров, спаду деловой активности.
3.
Регулирование региональных
Рыночные процессы на региональном уровне регулируются. Государственное регулирование процессов развития региональных рынков — это система экономических, административных и нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.