Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
Для достижения целей и выполнения задач национальной политики зонирования применяется целый комплекс методов государственного регулирования СЭЗ, который охватывает весь арсенал способов прямого и косвенного регулирования социально-экономического развития зоны. Сюда входят:
• государственные инвестиции в государственные предприятия, промышленную и социальную инфраструктуру СЭЗ;
• контроль государственного сектора, находящегося в границах СЭЗ;
• государственные закупки и заказы на продукцию, производимую в зоне;
• расходы по социальному страхованию;
• валютный контроль и ограничения экспорта капитала;
• контроль над доходами, ценами и потребительским кредитом;
• лицензирование строительства и размещение предприятий, технологий и материалов;
• национализация отдельных отраслей и объектов, находящихся в «зоне»;
• проведение
НИОКР в государственных
• налоговые льготы на инвестиции и поддержку регионов «зоны»;
• введение импортных депозитов;
• госкредиты;
• регулирование учетной ставки процента и объемов банковского кредита и др.
Региональная политика: содержание, специфика, этапы становления в России и за рубежом.
1. Региональная политика: цели, объекты и содержание
Региональная
(социально-экономическая) политика государства
- сфера деятельности по управлению
политическим, экономическим, социальным
и экологическим развитием
Объединение
в рамках региона различных подсистем
социально-экономических
Однако
своеобразным жестким ядром региональной
политики является реализация экономических
целей регионального развития, так
как механизмы достижения необходимых
социальных, демографических и
Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.
2.
Этапы становления
2.1. Необходимость
региональной политики в
За этот период региональная политика прошла сложный, зачастую мучительный путь развития в поисках оптимальных моделей взаимодействий разноуровневых субъектов, разрабатывая новые и модифицируя действующие нормы, регулирующие региональные условия воспроизводства, совершенствуя теоретические и методологические аспекты региональных исследований.
Первоначально,
в странах с рыночной экономикой
под региональной политикой обычно
понимался комплекс различных законодательных,
административных и экономических
мероприятий, проводимых как центральными
правительственными органами, так и
территориальными органами власти и
направленных на развитие так называемых
депрессивных и вновь осваиваемых
районов, выявление рациональной сети
городов и их размеров, размещение
отдельных предприятий и
2.2. Основные
этапы становления
Первый этап: 30-е г.г. 20 века. Принятие первых программ помощи отдельными старопромышленным и слаборазвитым территориям, необходимость которых определялась последствиями кризиса 1929-1933 г.г. Тогда региональные мероприятия были широко развернуты только в двух государствах Великобритании и США, где спад производства затронул сферы сосредоточения традиционных отраслей и слаборазвитые аграрные районы.
Второй этап: 40-50-е г.г. 20 века. В это время расширяется круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис (послевоенный) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Северном районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании.
Третий
этап: 60-е начало 70-х гг. 20 века. В
этот период формируется целостная
система региональной политики стран
Запада. Произошло утверждение системы
регионального
Четвертый этап: середина 70-х годов 1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений). Для этого периода характерно действие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны подписание Маастрихтских соглашений давало мощный импульс для проведения принципиально новой наднациональной политики по регулированию регионального развития в рамках ЕС. С другой стороны активизируется деятельность местных органов власти, направленная на реализацию специфических целей развития местных сообществ, которая находит свое формальное отражение в принятой ЕС в 1990 г. Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот этап развития региональной политики проходил на фоне нового экономического кризиса, охватившего страны Запада после 1974 г. Вследствие ослабления инвестиционной деятельности несколько сузился инструментарий региональной политики, что, однако не смогло остановить развитие системы регионального программирования и в какой-то степени стимулировало выделение двух вышеназванных новых направлений. Так, интерес к наднациональной политике во многом был связан с усилием макроэкономического компонента в государственном антикризисном регулировании. Условия кризиса, в свою очередь, стимулировали увеличение разрывов в уровнях социально-экономического развития стран ЕС.
Активизация
как специфического направления
муниципальной политики, обусловлено
ускоренными темпами передачи на
муниципальный уровень не только
прав, но и обязанностей, ранее возложенных
на центральные и региональные органы
власти. При этом перемещение полномочий
зачастую не подкреплялось перемещением
на муниципальный уровень
Пятый этап: с 1993 г. по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло дорогу к превращению Европы национальных государств в Европу регионов. И хотя эти идеи преимущественно реализуются сообщества, в случае их успеха, они знаменуют принципиально новый рубеж в развитии региональной политики в целом.
2.3. Позитивный и негативный опят реализации региональной политики. Таким образом, эволюция региональной политики на Западе в целом шла в общем русле трансформации роли контрактного государства в современной рыночной экономике. Факторами, смягчающими неизбежные противоречия между разноуровневыми властными структурами стали спецификация и защита Федеральным Центром прав собственности, возникающих на региональном и местном уровне управления, которая в свою очередь опирается на четкую спецификацию полномочий в сфере обеспечения населения чистыми общественными и локальными общественными благами, а также закрепление за территориальными органами власти источников дохода, достаточных для выполнения их полномочий. Важную роль в повышении эффективности работы разноуровневых органов управления сыграла институционализация норм и правил поведения, складывающихся в процессе их постоянных взаимодействий. В частности в отдельные направления юридических наук выделились муниципальное и региональное право.
Вместе
с тем необходимо отметить, что, несмотря
на расширение самостоятельности
Безусловно, деятельность государства в сфере региональной политики не является априорно эффективной. К наиболее часто встречающимся в этой сфере провалам государства можно отнести:
Однако
равноценных субститутов
3.
Становление региональной
Эволюция региональной политики России имеет свою историю и свои особенности. При этом, несмотря на внутренний антагонизм сущностных характеристик государств с рыночной и плановой экономикой достаточно часто можно наблюдать близость, как времени, так и миссии или конечного предназначения реализуемых программ управления региональным развитием.
На сегодня в развитии российской региональной политики можно выделить пять этапов. Их последовательность и содержание обусловлены не логикой самого процесса регионального развития, а скорее изменением логики общественных условий развития страны.
Первый этап (1920-1932 г.г.). В этот период был сформирован ряд принципиальных подходов к размещению хозяйственных объектов, территориальной организации общества, а именно:
Второй этап (1933 1956 г.г.) характеризуется полным отходом от экономического принципа региональной политики. В сталинскую административно-командную модель не вписывался объективный процесс районирования, направленный на усиление относительной экономической обособленности районов, а следовательно, их самостоятельности. Принцип комплексного территориально-экономического развития стал подменяться понятием всестороннее развитие, что на практике означало стремление территорий к определенной натурализации своей экономики и достижения, в конечном счете, большей экономической автономности.