Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:30, лекция
Регион может достичь наибольших результатов при активном участии в территориальном разделении труда и развитии на его основе рациональных торгово-экономических связей как с партнерами внутри региона, так и с внешним миром. Обеспечивается это эквивалентными отношениями хозяйствующих субъектов, реализуемыми посредством региональных рынков.
1. Сущность категории «Региональный рынок». Система региональных рынков.
2. Экономическое пространство и коньюнктура рынка.
3. Управление региональными рынками.
По оценке специалистов в области экономики труда, значительно возросла дифференциация региональных рынков труда. Наиболее низкий уровень общей безработицы (4—6%) отмечен в следующих регионах: Москва, Татарстан, Башкортостан, Тульская, Тюменская, Самарская, Воронежская области. В 39 регионах уровень безработицы заметно превышал среднероссийский уровень, причем в некоторых (Ингушетия, Дагестан, Калмыкия и др.) — в 4—5 раз.
В каждом
регионе рынок труда
Рассматривая региональный рынок труда, как правило анализируют численность постоянного населения в трудоспособном возрасте. По данным Госкомстата, численность постоянного населения России в трудоспособном возрасте составляет более 82 млн. чел. (56% от общей численности населения).
По отдельным регионам России показатель доли трудоспособного населения в общей численности характеризуется так:
— I группа регионов (с удельным весом постоянного населения в общей численности более 65%); Магаданская и Камчатская области; Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа; всего 5 регионов.
— II группа (от 60,1 до 65,0%): Сахалинская, Амурская, Тюменская, Томская, Мурманская области, республики Коми, Саха (Якутия); Эвенкийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Ненецкий округа; Хабаровский, Приморский края; всего 12 регионов.
— III группа (от 55,1 до 60,0%): республики Карелия, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия, Татарстан, Ингушетия, Удмуртия, Бурятия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Красноярский и Ставропольский края; Кемеровская, Новосибирская. Омская, Иркутская, Читинская, Калининградская, Челябинская, Свердловская, Пермская, Оренбургская, Курганская, Ростовская, Ульяновская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Московская, Орловская, Смоленская, Ярославская, Кировская, Новгородская области; Еврейская автономная область; города Москва и Санкт-Петербург; всего 50 регионов.
— IV группа (от 50,1 до 55,0%): Псковская, Брянская, Костромская, Рязанская, Тверская, Тульская, Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская области; Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Дагестан, Чеченская, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания, Башкортостан, Алтай; всего 20 регионов.
Менее 50% составляет доля постоянного населения в трудоспособном возрасте к общей численности в одном регионе: Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.
Анализируя эти данные, нетрудно заметить, что наибольший удельный вес постоянное население в трудоспособном возрасте составляет в дальневосточных и северных регионах — Магаданской, Камчатской, Сахалинской, Мурманской областях, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском, Чукотском, Корякском автономных округах, т. е. там, где низкий естественный прирост, ниже среднероссийской доля лиц пенсионного возраста. Иная картина в южных регионах — на Северном Кавказе и в Центральном Черноземье.
3. Государственное регулирование рынка труда
Для осуществления
регулирующих функций на рынке труда
в стране создана система
Механизм государственного регулирования занятости и труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-
Законодательные
меры должны предусматривать такие
ограничения социального
Меры
косвенного влияния направлены на изменение
условий хозяйствования, предполагают
использование
Меры
прямого, непосредственного влияния
осуществляются посредством государственных
программ, направленных на отдельные,
специфические точки рынка
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:
•пассивная
политика занятости, сводящаяся в основном
к содействию в заполнении вакантных
рабочих мест и выплате пособий
по безработице в пределах, ограниченных
финансовыми возможностями
•активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.
Одним из
наиболее важных путей воздействия
на состояние занятости является
всестороннее развитие масштабов переподготовки
высвобождаемой рабочей силы, соответствующей
структуре высвобождаемых рабочих
мест. Стратегия эффективной
Дифференциация экономического пространства РФ
1.
Причины и факторы
2. Типология проблемных регионов.
3. Характеристика проблемных
4. Межрегиональное выравнивание: цели и пути устранения ассиметрий в социально-экономическом развитии регионов.
Трансформационный период 90-х годов во многом стал переломным для российских регионов по ряду причин:
Рассмотрим подробнее влияние каждый из перечисленных пунктов.
1.1 Формирование
нового геополитического и
Возникли новые приграничные регионы (26 субъектов Федерации) с их специфическими инфрастуктурными, производственными, гуманитарными проблемами. В Россию хлынул поток преимущественно русскоязычных вынужденных переселенцев и беженцев.
1.2. Переход
от административно-командной
Особенно уязвимыми в условиях трансформационного периода оказались три группы регионов.
К первой
группе относятся регионы, ставшие
нерентабельными при переходе от
плановых к рыночным ценам или
внезапно потерявших спрос на свою
продукцию (такими являются регионы, насыщенные
предприятиями ВПК и
Вторую
группу образуют периферийные регионы.
Их положение ухудшилось из-за опережающего
роста транспортных тарифов по сравнению
с ценами на производимую продукцию,
вследствие чего стали неэффективными
транспортно-экономические
К третьей группе относятся регионы, ранее получавшие из федерального бюджета значительные субсидии и дотации и лишившиеся в новых условиях этих источников финансирования (например, многие северные регионы).
Ряд регионов может одновременно входить в две или три вышеназванные группы. Их общим свойством являются ограниченные возможности саморегулирования и саморазвития в рыночной среде.
1.3. Открытие
национальной экономики для
Выигрывают
от либерализации преимущественно
регионы - экспортеры продукции, пользующейся
устойчивым внешним спросом (нефти,
газа, цветных металлов, алмазов), а
также крупные торгово-
1.4. Длительный экономический кризис. Экономический кризис 90-х годов охватил все регионы России. Его основными признаками стали падение производства и инвестиций, сжатие внутреннего рынка, инфляция, безработица, снижение реальных доходов населения, рост государственного долга. Наибольший спад производства наблюдался в регионах, которые концентрируют военную промышленность (потеря госзаказа), инвестиционное машиностроение и производственные базы строительства (инвестиционный кризис), легкую промышленность (внешняя конкуренция и потеря покупательского спроса).
Инфляционный взрыв в начале 1992 г. нанес максимальный ущерб экономике регионов, вынужденных иметь более значительные оборотные средства (из-за концентрации производств с длительным циклом и сезонного завоза грузов) и населению регионов с более высокими денежными накоплениями (Север и Дальний Восток).