Решение задач по сокращению
уровня материнской и младенческой
смертности, укреплению репродуктивного здоровья
населения, здоровья детей и подростков
включает в себя:
- повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям;
- обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
- проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
- развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
Решение задач по укреплению
здоровья населения, существенному
снижению уровня социально значимых
заболеваний, созданию условий и
формированию мотивации для ведения здорового образа
жизни включает в себя:
- формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения, привлечения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, а также разработку механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения;
- разработку мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование производства, продажи и потребления алкогольной продукции, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
- создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития;
- обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
- внедрение комплексных оздоровительных и реабилитационных программ по сокращению сроков восстановления здоровья после перенесенных заболеваний и травм, развитие услуг, предоставляемых санаторно-курортными организациями и оздоровительными учреждениями;
- разработку мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи.
Решение задачи по повышению
уровня рождаемости включает в себя:
- усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо:
- развивать систему предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции);
- усилить стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширяя в связи с этим рынок образовательных услуг для детей и масштабы строительства доступного жилья для семей с детьми;
- создать механизмы оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов, включая изменение размеров налоговых вычетов для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей, формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;
- обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), повышения доступности и качества их услуг, в том числе на основе принятия стандартов оказываемых услуг, стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
- создать в городах и сельской местности среду обитания, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
- создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет:
- развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми;
- реализации региональных программ обеспечения жильем молодых семей, разработки системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- развития системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи;
- реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе:
- создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организацию системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда;
- расширение использования гибких форм занятости (в том числе надомный труд, частичная занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
- разработку специальных программ, позволяющих женщинам получить новые профессии в случае их перевода (высвобождения) с рабочих мест с вредными и тяжелыми условиями труда на новые рабочие места.
Решение задач по укреплению
института семьи, возрождению и
сохранению духовно-нравственных традиций
семейных отношений включает в себя:
- развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
- реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению числа преждевременного прерывания беременности (абортов);
- повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка;
- создание специализированной системы защиты прав детей, включая дальнейшее развитие института уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, внедрение в работу органов исполнительной власти и судебных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического
развития включает в себя:
- содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов;
- привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы;
- совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации;
- разработку социально-экономических мер по повышению миграционной привлекательности территорий, из которых происходит отток населения и которые имеют приоритетное значение для национальных интересов, разработку и внедрение федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
- создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
В соответствии с Концепцией
развития Государственной демографической
политики Российской Федерации на период
до 2025 гола, реализацию демографической
политики предполагается осуществлять
путем:
- дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;
- включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
- учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
- методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;
- постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;
- развития научных исследований в сфере народонаселения.
ГЛАВА 2. Анализ демографической
ситуации и оценка демографической политики
в Забайкальском крае
2.1 Анализ демографической ситуации за
период 2000 – 2011 годы в Забайкальском крае.
Проблемы и тенденции развития
В 2010 году среднегодовая численность населения Забайкальского
края составила 1108,3 человека, по сравнению
с 2001 годом сократилась на 8,96 %. При
анализе динамики численности населения
установлено, что с 2001 - 2006гг. сокращение
численности населения обусловила как
естественная, так и миграционная убыль
населения. С 2007 года регистрируется положительный
естественный прирост населения, однако
отрицательный миграционный прирост не
только перекрыл положительный естественный
прирост, но и продолжает обеспечивать
уменьшение численности населения Забайкальского
края.
В 2010 году показатель общей
демографической нагрузки в Забайкальском
крае составил 586 человек на 1000 людей
трудоспособного населения. В динамике
за период с 2001-2010 гг. демографическая
нагрузка имеет положительное значение, т.е. нагрузка детьми превышает
нагрузку людьми пенсионного возраста,
однако при этом наблюдается постоянное
снижение нагрузки детьми: в 2001 году их
доля в общей нагрузке составляла 61,84%,
но уже в 2010 году сократилась до 56,51%, а
доля пожилых, напротив, выросла с 38,16%
до 43,49%.
Коэффициент рождаемости,
за рассматриваемый период увеличился
с 12,5% в 2001 году до 15,9% в 2010. С 2001 года
по 2010 год в крае наблюдался рост
как абсолютных, так и относительных
показателей рождаемости. В 2009 г. родилось 17 816 человек, что на 0,4 %
больше, чем в 2008 году, а в 2010 году родилось
17 577 человек, что на 0,8 % меньше, чем в предыдущем
году. По предварительным результатам
в 2011 году родилось 17 086 человек, коэффициент
рождаемости снизился с 15,9 ‰ до 15,4 ‰ (оценка).
Уровень рождаемости недостаточен для
обеспечения воспроизводства населения.
Суммарный коэффициент рождаемости по
оценке в 2011 году составил 1,842 против 2,15,
необходимого для простого воспроизводства
населения.
На рождаемость отрицательно влияют негативные институциональные
изменения в семье, девальвация регистрируемых
браков, ориентация на малодетность, низкие
денежные доходы у многих семей, низкий
уровень репродуктивного здоровья, условия
труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим
нормам. Коэффициент брачности по оценке
в 2011 году в сравнении с предшествующим
периодом увеличился и составил 9,5 (2010
год -9,0), но коэффициент разводимости также
значительно возрос с 4,5 в 2010 году до 5,0
в отчетном году.
Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению
населения. Согласно международным критериям
население считается старым, если доля
людей в возрастах 65 лет и более в общей
численности населения превышает 7 %.
В настоящее время 8,8 % жителей Забайкалья
находятся в этом возрасте.
Высокая смертность населения
края сказывается на продолжительности
жизни населения. Динамика показателя
средней ожидаемой продолжительности
жизни при рождении в Забайкальском
крае с 2001 по 2010 год для населения
в целом имела тенденцию к увеличению с 60,3 лет до 64,7 лет.
На протяжении девяти
лет (с 2001 по 2010) в Забайкальском крае наблюдается положительный
естественный прирост населения. Показатель
естественного прироста за эти девять
лет увеличился с -2,8 в 2001 до 2,1 в 2010 году.
Уровень средней ожидаемой продолжительности
жизни для всего населения в целом имеет
тенденцию к росту, хотя при этом в СФО
является одним из низких (в 2009 году в забайкальском
крае его уровень меньше чем в СФО на 2,3
года). Продолжается снижения численности
населения края. Оценка возрастной структуры
показала, что общество продолжает «стареть»
и происходит это на фоне сокращения численности
детей 0-14 лет с 22,46% в 2001 году до 19,35% в 2010.
Таким образом, анализ демографических
процессов в Забайкальском крае за последние десять лет (с 2001 по
2011), показал что не смотря на некоторое
повышение уровня рождаемости и незначительное
снижение смертности демографическая
ситуация остается сложной. Уровень рождаемости
оценивается как «низкий», а уровень смертности
«выше среднего».