Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 08:49, дипломная работа

Описание

Цель: исследовать особенности репродуктивного поведения населения Забайкальского края в условиях изменяющейся экономики с применением различного рода методик и предложить меры по совершенствованию региональной демографической политики в отношении рождаемости.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
 Дать понятие демографической политике;
 Описать демографическую ситуацию в Российской Федерации, а также в Забайкальском крае и проанализировать проводимую демографическую политику;
 Охарактеризовать влияние различных групп факторов на репродуктивное поведение населения Забайкальского края и уровень рождаемости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...5
Глава 1. Теоретические аспекты демографической политики…………………………7
1.1 Основные понятия и процессы в демографической политике………………7
1.2 Современное состояние демографических процессов в Российской Федерации………………………………………………………………………………....13
1.3 Государственная демографическая политика в Российской Федерации….20
Глава 2. Анализ демографической ситуации и оценка демографической политики в Забайкальском крае……………………………………………………………………..30
2.1 Анализ демографической ситуации за период 2000 – 2011 годы в Забайкальском крае. Проблемы и тенденции развития……………………………….30
2.2 Репродуктивное поведение населения и факторы, его определяющие. Дерево целей………………………………………………………………………….33
2.2.1 Здоровый образ жизни……………………………………………….34
2.2.2 Среда обитания……………………………………………………….42
2.2.3 Образование…………………………………………………………..49
2.2.4 Социально-бытовые факторы……………………………………….57
2.2.5 Экономические факторы…………………………………………….65
2.2.6 Социальная стабильность общества………………………………...69
2.3 Исследование репродуктивного поведения населения Забайкальского края методом анкетирования…………………………………………………………..84
2.4 Таксономия как метод исследования демографической ситуации………...92
2.5 Применение корреляционно-регрессионного анализа в исследовании демографической ситуации…………………………………………………………….97
Глава 3. Совершенствование региональной демографической политики в Забайкальском крае…………………………………………………………….…………………..110
3.1 Предложения по совершенствованию региональной демографической политики…………………………………………………………………………….110
3. 2 Пути решения проблемы духовно-нравственного воспитания общества…………………………………………………………………………………............114
Заключение……………………………………………………………………………...123
Список использованной литературы………………………………………………….126
Приложения……………………………………………………………………………..128
Приложение A Здоровый образ жизни…………………………………………
Приложение Б Среда обитания…………………………………………………
Приложение В Образование…………………………………………………….
Приложение Г Социально-бытовые факторы…………………………………..
Приложение Д Экономические факторы………………………………………
Приложение Е Социальная стабильность общества…………………………..
Приложение Ж Анкета…………………………………………………………..
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом конечный.doc

— 6.12 Мб (Скачать документ)

• снижение наполняемости  классов и необходимость в  связи с этим разработки новых технологий обучения малых групп и массового обучения учителей этим технологиям;

• возрастание социальной напряженности в связи с масштабным высвобождением педагогов;

Фактор 3. 3: Дополнительное образование

Как уже было сказано, система образования, представляет собой совокупность образовательных институтов и механизмов реализации взаимодействия между этими институтами. В нее входят муниципальные образовательные системы, органы управления образованием, образовательные учреждения разных типов: дошкольные, общеобразовательные, профессионального, дополнительного образования и других.

В последние годы на уровне современных  региональных образовательных систем идет процесс создания подсистемы дополнительного  образования детей, которое реализуется  не только на базе учреждений дополнительного  образования детей, но и в образовательных учреждениях других типов. Возрос интерес к дополнительному образованию детей не только со стороны детей и родителей, но и педагогов и руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Большинство руководителей ставят цели развития дополнительного образования и стремятся создавать условия для их реализации. Современные исследования показывают, что модернизация системы общего образования невозможна без использования потенциала дополнительного образования детей.

Роль дополнительного образования  в обновлении содержания общего образования проявляется через усиление личностной ориентации, комплексности, обеспечения преемственности, усиление творческой, практической и социальной составляющих содержания общего образования. Кроме того, в процессе интеграции наблюдается обновление форм организации общего образования: гуманизация и демократизация общего образовании, обеспечение детям шанса на успех, разнообразие форм организации образовательного процесса, оптимизация деятельности образовательных учреждений и другие.

Дополнительное образование детей  безусловно можно рассматривать  как фактор развития муниципальной  системы образования. Оно дополняет  образовательное пространство муниципального образования до его целостности, является самой гибкой подсистемой, и способно обеспечивать непрерывность и преемственность образования.

Фактор 3. 4: Качество образования

Одним из важнейших показателей  качества образования является доля выпускников общеобразовательных учреждений 9 и 11 классов, успешно сдающих Единый Государственный Экзамен. Министерством образования совместно с Забайкальским краевым институтом повышения квалификации работников образования, Краевым Центром оценки качества образования, Агинским институтом повышения квалификации работников социальной сферы, муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями общего, высшего и среднего профессионального образования Забайкальского края в 2010 году было организовано проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11(12) классов. Это позволило дать объективную внешнюю оценку уровня подготовленности выпускников, и предъявило новые требования к результатам обучения и организации образовательного процесса для достижения современных задач повышения качества общего образования.

В 2010 году в государственной (итоговой) аттестации в новой форме  приняли участие 96% выпускников 9-х  классов (в данной форме выпускники основной школы сдают экзамены шестой год). В штатном режиме проведения ЕГЭ приняло участие 99,9 % выпускников. Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2010 года свидетельствует о том, что положительная динамика повышения уровня подготовки выпускников 9-х, 11(12-х) классов не приобрела характер тенденции по ряду предметов. Сравнение результатов ЕГЭ последних лет показало, что средний балл по Забайкальскому краю превышает средний балл по РФ на протяжении двух лет только по таким предметам, как география, обществознание, литература.

Успешно прошли государственную (итоговую) аттестацию 81% выпускников 9 классов и 94,9 % -выпускников 11 (12-х) классов, кроме того, 5,1% выпускников получили справку о том, что обучались в общеобразовательном учреждении, так как не смогли преодолеть нижний порог по русскому языку или по математике. В 2009 году этот показатель составлял 3,8% выпускников.

В ходе проведения ГИА  был выявлен ряд проблем как в вопросах качества подготовки выпускников, так и в вопросах качества реализации отработанных ранее механизмов проведения ГИА, к числу которых относятся:

- совершенствование  управления подготовкой и проведением  ГИА на этапе формирования  базы данных участников ГИА; 

- недостаточность организации  работы по информированию участников  ЕГЭ на уровне МОУО, ОУ о  правах и обязанностях участников ЕГЭ;

- некачественное введение  профильного обучения в ряде  средних общеобразовательных школ края и недостаточно эффективное взаимодействие с учреждениями профессионального образования, слабая организация профориентационной работы в школах края;

- недостаточное использование возможностей тренировочных работ по линии федерального института педагогических измерений и участия в репетиционных и пробных экзаменах, использование возможностей открытых заданий, размещенных на сайте ЕГЭ.

 Массовые апелляции  по результатам экзаменов выпускников 9-х классов и минимальное количество их удовлетворения в очередной раз подтвердили проблемы объективности оценки знаний учащихся и профессионализма педагогов.

 На уровне муниципальных  органов управления образованием  остается проблема проведения глубокого анализа результатов государственной итоговой аттестации по каждой школе, по каждому учителю, предмету и принятия управленческих решений, направленных на улучшение ситуации.

 Можно сделать вывод, что государственную (итоговую) аттестацию в новой форме в 9-х классах, ЕГЭ необходимо рассматривать не только как результат на выходе, но и как качество образовательного процесса в целом, понимая, что решение проблемы качества образовании - главное условие успешности реализации программы модернизации Российского образования в целом.

Кроме этого, переход на подушевое финансирование, в массовом масштабе осуществляемый сегодня в среднем образовании и в Забайкальском крае, в условиях демографического спада может стимулировать усиление конкуренции за выпускника 9-го класса между учебными заведениями, реализующими различные образовательные программы – общего среднего, начального и среднего профессионального образования. Если прежде школы были готовы расстаться с частью учащихся после 9 класса, и даже проводили отсев, то с переходом на подушевое финансирование школы постараются максимально сохранить контингенты, поскольку каждый оставшийся в школе ученик означает дополнительные средства. Таким образом происходит снижение качества образования в средней школе.

Фактор 3. 5: Духовно-нравственное воспитание

Сейчас, когда  в России идет процесс определения  ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, главной проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для края, и для общества в целом, и для человека, поскольку это помогает ему адаптироваться к меняющимся условиям жизни, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат.

Все больше вызывает озабоченность состояние духовно-нравственного уровня населения и неблагоприятная динамика таких общественных пороков, как насилие, жестокость, разврат, вредные привычки и т.п., и пропаганда всего этого в СМИ и Интернет.

Переосмысление  государственной социальной политики, ориентация на формирование самосознания личности на национальных основах и в тесной связи с общечеловеческими ценностями наметили положительные тенденции в улучшении духовно-нравственной ситуации в Забайкальском крае, но все же они еще очень незначительны.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшими составляющими развития общества, государства. В этой связи, духовно-нравственное и патриотическое воспитание всегда должны выступать как приоритетные направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, учреждений образования, культуры и молодежной политики. Вопросы духовно-нравственного воспитания должны быть не только частью образовательного процесса, но и частью жизни социума, в котором растет и развивается личность. Именно поэтому необходимым условием изменения демографической ситуации в крае является укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей.

Программы духовно-нравственного  воспитания должны быть включены в  программы школьного образования, в систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста, учащейся молодежи; должно происходить внедрение духовно-нравственного содержания в сферу дополнительного образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, работу общественных объединений с подростками и молодежью. Все это послужит повышению статуса духовно-нравственных ценностей, обновлению содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта. Ведь воздействуя на ценностные ориентации в целом, можно модифицировать репродуктивное поведение и добиться существенного и долгосрочного повышения рождаемости, поскольку уровень влияния ценностных ориентаций бесспорно высок.

2.2.4 Социально-бытовые факторы

Брак и семью  с давних пор считают общественными  формами, целью которых является регулирование отношений между людьми. Несмотря на близость понятий семьи и брака, следует отметить, что они не являются тождественными.

Брак относится  к числу таких явлений, интерес к которым был всегда устойчивым и массовым, он представляет собой начало и «ядро семьи». Являясь особым социальным институтом, брак представляет собой социально-регулируемую форму отношений между мужчиной и женщиной. При этом устанавливаются права и обязанности (как мужа, так и жены) по отношению друг к другу, к детям и быту.

Семья же, как малая социальная группа и важнейшая форма организации личного быта, основана на супружеском союзе и родственных связях. Понимание семьи, как малой социальной группы подразумевает под собой её функционирование: общение между членами семьи, распределение власти, лидерства, полномочий, разрешение конфликтов и многое другое.

На протяжении последних десятилетий сложился супружеский тип семьи. Это прогрессивный  тип семьи, где на первом плане выступает забота о развитии каждого из супругов как автономной личности в системе межличностных, эмоциональных, материальных, духовных и интимных отношений. Цель воспитания детей уже не доминирует, это место заменяют ценности личностного роста и самореализации всех членов семьи, симметричность прав и обязанностей, уважение права выбора партнера.

Несмотря на трансформацию  семейных отношений в настоящее  время, семья, как один из базовых социальных институтов, все же сохраняет свою значимость, оставаясь важнейшей основой общества. Гармоничная, благополучная семья - это та необходимая среда, где человек ощущает уникальность своего бытия, это основа для развития физически и психически здорового ребенка.

Молодые люди, состоящие  в зарегистрированном или незарегистрированном браке, и нуждающиеся в жилье, безработные женщины с детьми до трех лет, дети-сироты, малоимущие, неполные или многодетные семьи, - все эти категории населения Забайкальского края объединены тем, что нуждаются в социальной защите и поддержке со стороны государства, и все они напрямую связаны с семьей, с ее формированием, существованием как ячейки общества. Именно на этих основаниях данная группа факторов получила свое название - «Социально-бытовые факторы», и включила, в свою очередь,  в себя следующие факторы:

Фактор 4. 1: Доступность жилья

Жилищная проблема в  Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа экономических преобразований.

В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта государственной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении жилищных проблем. Забайкальский край – это регион, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения. В основном убывает работоспособное, экономически активное население в возрасте 30-39 лет. Этот процесс сопровождаются рядом негативных социальных последствий, и в частности снижением рождаемости.

В основе снижения рождаемости  лежит ухудшение качества жизни большей части населения Забайкальского края, в т.ч. условий проживания. Создание условий, способствующих повышению доступности жилья и расширению платежеспособного спроса населения на жилье, непосредственно связано с развитием и расширением системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования. Но большинство молодых семей не может получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита.

Возможность решения  жилищной проблемы, в т.ч. с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.

В современных условиях оказание государственной поддержки  молодым семьям в приобретении или  строительстве жилья должно стать  определяющим, так как это позволит повлиять на репродуктивное поведение  молодежи и сформировать экономически активный слой населения. С этой целью в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на территории Забайкальского края реализуется подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая призвана исправить ситуацию.

Информация о работе Совершенствование демографической политики в Забайкальском крае