Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе анализа системы управления персоналом предприятия предложить рекомендации по ее совершенствованию.
Введение ……………………………………………………………………...….. 3
Глава 1. Теоретические основы работы с кадрами на предприятии …............ 4
1.1 Кадры. Кадровая служба в организации …………………………….. 4
1.2 Программы кадрового развития ……………………………………… 7
1.3 Кадровая политика ……………………………………………………. 8
1.4 Содержание кадровой работы …………………………………...….. 11
Глава 2. Анализ кадровой политики ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» ……………….…………………................................... 15
2.1 Характеристика предприятия ………………………………………...15
2.2 Анализ кадрового потенциала предприятия ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов»…………………………...……...… 16
2.3 Оценка результативности управления персоналом предприятия ООО «Новотроицкий завод силикатных материалов» ……………………... 33
Глава 3. Совершенствование кадровой политики ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов»………………………………………...…. 40
3.1 Определение экономического эффекта от предложенных мероприятий ……………………………………...…………………………….. 37
Заключение ………………………………………………………………….….. 47
Список используемой литературы ……………………………………….…… 50
2) Структура
персонала изменилась
3) Коллектив ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» является преимущественно мужским. Доля мужчин в 2011 г. составила 95%. Среди категорий соотношение мужчин и женщин неодинаковое. Учитывая вредность производства, положительной тенденцией для предприятия является сокращение удельного веса женщин в категории «рабочие». В 2011 г. их доля в общей численности рабочих составила 10,5%, что ниже уровня 2009 г. на 4,5 процентных пункта.
4) Коллектив ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» постепенно обновляется, что является положительной тенденцией для дальнейшей деятельности предприятия и свидетельствует о его развитии. Средний возраст в целом по предприятию в 2011 г. составил 39 лет. Среди категорий наметилась тенденция уменьшения среднего возраста руководителей и увеличение среднего возраста рабочих.
5) Предприятие
отличается высоким уровнем
6) На
протяжении анализируемого
В качестве одного из методов оценки эффективности управления персоналом можно рассмотреть оценку, учитывающую эффекты, возникающие при увеличении производительности труда, снижении текучести кадров при обучении персонала с последующим совмещением нескольких профессий. Вначале определяются отдельные показатели эффективности:
1) эффект от уменьшения текучести кадров Эт (ежемесячный) определяется по формуле (6):
Эт = 1766,66 рублей,
Из чего следует вывод о том, что при проведении переподготовки и повышения квалификации специалистов ООО "Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов" с последующим применением полученных знаний для совмещения профессий, специальностей, в 2011 году коэффициент текучести кадров значительно уменьшился.
2) эффект от обучения
с последующим совмещением
К примеру, в апреле 2010 года эффект от обучения с последующим совмещением профессий составляет: Эоб = 5600 рублей х 3 человека х 1 месяц – 12800 рублей = 4000, а в апреле 2011 года эффект от обучения с последующим совмещением профессий составляет: Эоб = 5720 рублей х 4 человека х 1 месяц – 16000 рублей = 6880. Из вышеприведенных расчетов за апрель 2010 и 2011 годов следует, что даже при повышении средней заработной платы в апреле 2011 года (в сравнении с апрелем 2010 года) эффективность от совмещения профессий выше.
3) эффект от увеличения
производительности труда (за
месяц) рассчитывается по
эффект от увеличения производительности труда за апрель 2011 года составляет:
Эп = 281437,2.
4) суммарная эффективность (Эс) рассчитывается по формуле (9):
За апрель 2010 года суммарная эффективность
Эс = 128174,2 + 7065,05 + 4000 = 139239,25.
За апрель 2011 года суммарная эффективность
Эс = 281437,2 + 2069,6 + 6880 = 290386,8
Из чего следует, что в 2011 году суммарная эффективность выше. Таким образом, очевидно, что суммарная оценка эффективности управления персоналом предприятия, учитывающая количественные и качественные результаты деятельности предприятия, показывает значительное снижение издержек. Эффективность характеризует не только результативность деятельности, но и ее экономичность, то есть достижение определенного результата с минимальными затратами.
Одним из
основных компонентов трудового
потенциала предприятия является профессионально-
Таблица 2.12 Средний тарифный разряд персонала ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» в разрезе категорий за 2009-2011г.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Списочная численность работников на конец года, чел. |
227 |
339 |
335 |
Средний тарифный разряд всего персонала |
6,14 |
6,27 |
6,61 |
из них: |
|||
специалистов |
10,94 |
10,69 |
11,44 |
Рабочих |
4,50 |
4,81 |
5,02 |
Из таблицы 2.12 видно, что средний тарифный разряд всего персонала предприятия повышался на протяжении всего анализируемого периода. Тенденция увеличения устойчивая. В 2011 г. средний тарифный разряд по всему персоналу составил 6,61. По сравнению с 2009 г. он увеличился на 7,7%. Среди категорий также происходили изменения средних тарифных разрядов. В наибольшей степени тенденция увеличения проявилась в категории «рабочие». На протяжении всего анализируемого периода средний тарифный разряд рабочих увеличивался и в 2011 г. был равен 5,02, что больше по сравнению с 2009 г. на 12,5%. Среди специалистов тенденция изменения не была устойчивой. Для этой категорий работников было характерно уменьшение среднего тарифного разряда в 2009 г. и увеличение по сравнению с 2009 г. соответственно на 5,8% и 4,5%. В целом можно сказать, что уровень квалификации персонала на рассматриваемом предприятии постоянно увеличивается, что свидетельствует о развитии коллектива.
Как известно
повышению тарифного разряда
работника предшествует его обучение,
которое может проходить в
виде курсов повышения квалификации,
получения дополнительного
Таблица 2.13 Анализ структуры профессионального обучения работников ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» за 2009-2011г.
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
1. Всего обучено за год |
||||||
Человек |
88 |
100 |
250 |
100 |
184 |
100 |
в % к списочной численности на конец года |
34,9 |
– |
68,6 |
– |
51,2 |
– |
в т. ч.: |
||||||
1.1 Специалисты |
||||||
Человек |
2 |
6,9 |
5 |
7,5 |
4 |
7 |
в % к списочной численности специалистов на конец года |
18,8 |
– |
36 |
– |
25,6 |
– |
1.2 Рабочие |
||||||
Человек |
37 |
84,1 |
121 |
86,7 |
85 |
85,1 |
в % к списочной численности рабочих на конец года |
38,2 |
– |
77,1 |
– |
56,1 |
– |
Анализируя таблицу 2.13., следует отметить, что процессы профессионального обучения на протяжении трех лет не были равномерными по количеству обученных. Так, в 2009 г. всего было обучено 34,9% персонала, в 2010 г. –– 68,6%, а в 2011 г. –– 51,2%. Среди категорий наибольшая доля обученных на протяжении всего анализируемого периода принадлежала рабочим –– более 80%. Что касается тенденций изменения доли по категориям, то наиболее устойчиво проявлялась тенденция сокращения доли обученных среди специалистов. В категории «специалисты» –– 25,6% и в категории рабочие –– 56,1%.
В целом можно утверждать о повышении профессионального уровня всего персонала, его совершенствовании и развитии, что уже подтверждалось ранее в процессе анализа динамики уровня квалификации.
Рассмотрим
виды обучения персонала и проанализируем
структуру профессионального
Таблица 2.14. Анализ структуры профессионального обучения работников ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» по видам обучения за 2009-2011г.
Наименование показателя |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% | |
Численность работников, прошедших обучение за год, чел. |
88 |
100 |
250 |
100 |
184 |
100 |
в т. ч.: |
||||||
повысили квалификацию |
73 |
82,8 |
234 |
93,6 |
164 |
89,1 |
прошли стажировку |
3 |
3,3 |
2 |
0,9 |
2 |
1,2 |
прошли профессиональную подготовку и переподготовку |
12 |
13,9 |
14 |
5,5 |
18 |
9,7 |
Анализ структуры обучения работников по видам показывает, что основным видом обучения на предприятии было повышение квалификации. Например, в 2011 г. повысили квалификацию 89,1%, прошли стажировку 1,2%. На долю прошедших профессиональную подготовку и переподготовку пришлось 9,7%. На протяжении всего анализируемого периода структура видов профессионального обучения менялась, но происходившие изменения нельзя назвать значительными. Это особенно хорошо заметно на рисунке 2.6.
В 2011 г. темп обучения всего персонала снизился по сравнению с 2010 г. и составил 154,3%, в то время, как в 2009 г. был 201,3%. Этот процесс показан в таблице 19. Анализируя динамику по категориям, можно сказать, что стабильное увеличение численности обученных наблюдалось только среди руководителей. В 2011 г. она увеличилась на 52% по сравнению с началом анализируемого периода. В 2010 г. наблюдалось резкое увеличение численности обученных специалистов и рабочих. В этом году затраты на обучения возросли в 2,4 раза. В 2010 г. предприятие снизило темпы обучения, но на снижении затрат на одного работника это не отразилось.
Рисунок 2.6. Структура профессионального обучения работников ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» за 2009-2011г.
Положительной устойчивой тенденцией является сокращение величины средней периодичности обучения руководителей. Это свидетельствует о том, что в целом по предприятию повысилась частота обучения работников этой категории. Тенденцию изменения средней периодичности обучения специалистов нельзя назвать устойчивой. Об этом свидетельствует то, что в 2009 г. средняя периодичность значительно уменьшилась, однако уже в следующем году она снова увеличилась. Таким образом, руководители на предприятии обучаются в среднем один раз в 2 года, а специалисты – один раз в 4 года.
Таблица 2.15 Динамика профессионального обучения в ООО «Новотроицкий завод силикатных стеновых материалов» за 2009-2011г.
Наименование показателя |
2009г. |
2010 г. |
2011 г. |
1.
Темп изменения численности |
|||
1.1 Всего персонала |
100,0 |
201,3 |
154,3 |
1.2 Руководителей |
100,0 |
138,0 |
152,0 |
1.3 Специалистов |
100,0 |
188,8 |
136,0 |
1.4 Рабочих |
100,0 |
208,3 |
156,3 |
2.
Средняя периодичность |
2,8 |
2,0 |
1,9 |
3.
Средняя периодичность |
5,3 |
2,8 |
3,9 |
4.
Собственные затраты |
172155 |
416236 |
594900 |
4.1 На одного работника, тыс. руб./чел. |
26,9 |
63,6 |
88,4 |
5.
Темп изменения собственных |
1,0 |
2,4 |
1,4 |