Организация система управления районной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является оптимизация организационной структуры Красненской районной библиотеки.
Задачи, которые следует проанализировать в ходе раскрытия поставленной цели:
рассмотреть теорию систем управления в отечественном библиотековедении;
показать роль руководителя в системе управления библиотекой;
охарактеризовать подходы, принципы и условия, позволяющие оптимизировать организационную структуру управления Красненской Централизованной районной библиотеки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ 8
1.1 Теория систем в отечественном библиотековедении 8
1.2 Типы и виды организационной структуры библиотеки как активной системы 17
Глава II. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ 26
2.1 Новая модель управленческой деятельности руководителя. 26
2.2 Роль руководителя в системе управления библиотекой 33
Глава III. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КРАСНЕНСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 42
3.1 Процесс структурных и функциональных преобразований библиотеки как системы 42
3.2 Принципы и подходы позволяющие оптимизировать модель структуры управления Красненской Центральной районной библиотеки. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 64

Работа состоит из  1 файл

УПРАЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ2.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

     Деятельность современного руководителя библиотекой осуществляется в социально-психологическом, организационном, правовом экономическом направлениях, каждое из которых требует совокупности основательных знаний и умений.

     Стиль руководителя, его личностные качества мы определяли, применив тест «Определение стиля руководителя». Основу методики тестирования составили разработки  Л.П. Калининского и А. Л. Журавлева. Тестирование проводилось в марте 2012 года, среди работников Центральной районной библиотеке и центральной детской библиотеке [см.прил.№ 2].

Объект исследования – новая модель управленческой деятельности руководителя.

Предмет исследования - стиль руководителя как лидера новой модели в системе управления. 

Цель исследования - определить стиль руководителя в системе управления и его роль в оптимизации библиотеки.

    Данное  исследование можно отнести к разряду «активных исследований», то есть таких, в которых не только ставится задача получить информацию по конкретным вопросам, но и узнать мнение сотрудников Центральных библиотек о качестве управления лидера. Именно такой подход представляется нам наиболее адекватным с точки зрения задачи данного исследования.

    В тестирование предлагалось несколько вариантов характеристики руководителя. Респондентам необходимо было выбрать тот вариант ответа, который больше всего соответствует характеру руководителя. Заполнение тестов не вызывало затруднений.

     При анализе тестов и подсчете ответов, стало видно, что преобладает Коллегиальный компонент К=113. К данному типу относятся - требовательность и контроль которые сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения, компонент, который по мнению сотрудников Красненской районной библиотеки наиболее подходит к стилю руководителя в новой модели системы управления.

      Принятие правильного решения является важной частью любой управленческой деятельности. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Если коммуникации - своего рода «стержень», пронизывающий любую деятельность в организации, то принятие решений -это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений,  в ситуациях исключительной сложности, достигается путем использования научного подхода к данному процессу.

      Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи, с одной стороны, единоначалия, предполагающего и самостоятельность, и ответственность, и инициативность, а с другой – самоуправление коллектива, для чего руководителю необходимо мыслить и действовать творчески, умножая свои интеллектуальные усилия за счет коллективных сил подчиненных. Умение управлять людьми, уровень влиятельности составляет сегодня основу руководства. Поэтому он должен в совершенстве владеть социально-психологической методикой управления. Его функциями являются определение норм поведения подчиненных, удовлетворения в меру возможностей их нужд и защита их интересов. Социально-психологическое направление деятельности руководителя базируется на знании основ формирования организационной культуры, принципов развития социальных отношений, традиций, обычаев [44, c .243].

     В общем, объеме управления библиотекой значительное место принадлежит организационной работе руководителя. Она охватывает многие стороны управления: постановку целей и задач; обеспечения ресурсами; организацию труда, деловых контактов, контроля; прогнозирование новых направлений деятельности.

     В осуществлении жизнедеятельности современной библиотеки важное место принадлежит правовому направлению (законодательные и правовые акты, налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства).

     Экономическое направление деятельности современного руководителя библиотеки включает координацию материальных и трудовых ресурсов, управление маркетингом, принятие решения о соотношении платных услуг в общем объеме библиотечного обслуживания [27,с. 15].

     Управление – это самостоятельная область знаний, требующая глубокого, вдумчивого и последовательного освоения. Это не просто отдельная дисциплина, а междисциплинарная область знаний, которую теоретики называют управленческой мыслью. В настоящее время развитие менеджмента и осуществление под воздействием этого влияния для решения главной проблемы – как добиться желаемых результатов путем согласования многих людей [27, c. 44].

     Современная динамичная многовариантная система взаимодействия различных управленческих структур значительно расширяет круг требований к способностям руководителя. Наиболее адекватно влияние политических, социальных, психологических изменений на личность руководителя в современном мире представили английские консультанты по управлению М.В. Вудкок и Д. Френсис. По их мнению, от умелого руководителя в настоящем и будущем требуются способность управлять собой, наличие разумных личностных ценностей и четких личностных целей, упор на постоянное саморазвитие, навык решать проблемы, восприимчивость к инновациям, умение влиять на окружающих и знание современных управленческих подходов, способность руководить, обучать подчиненных и развивать их мастерство, формировать эффективные трудовые коллективы [18, c .145].

     Необходимо  начать руководить человеческими  ресурсами, а именно — направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами. Одно из главных требований к современному руководителю – наличие разумных личностных ценностей. Именно они определяют все поведение менеджера и диктуют выбор правильных, однозначных решений. Руководитель, которому не ясны его собственные личностные ценности, не имеет твердой базы для действий, склонен к принятию спонтанных решений, поэтому каждому менеджеру важно и целесообразно определить и выработать главные ценностные установки. Основой для этого служит уверенная и активная жизнедеятельная позиция, положительное и открытое отношение к окружающим.

     Следующее необходимое качество – способность ставить четкие личные цели. Именно они позволяют выработать критерии, по которым руководитель может судить о важности того, что он делает, убедиться в правильности выбранного пути [3, c.75].

     Современный руководитель в системе управления библиотекой выполняет следующие функции: управленческие, неуправленческие, налаживание межличностных отношений, информационные, принятие решений и многие другие.

     Для выполнения этих функций к современному руководителю предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами: высокая способность к саморазвитию, решение проблем, творческие способности, умение влиять на окружающих, создание дружного, сплоченного коллектива и т.д.

     Так же руководитель обладает следующими личностными качествами: уметь управлять собой, определять цели, умение формировать коллектив, иметь личные установки, характеризующие ответственность и принципиальность руководителя и в высшей степени его авторитет и влиятельность.

     Современный руководитель – это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций [27, с.147].

     Требования предъявляются сегодня к руководителю 21 века.

· мудрость;

· открытость в общении;

· умение слушать;

· грамотное построение коммуникаций;

· управление потоками информации;

· эффективное делегирование (полномочий и ответственности), предоставляя сотрудникам больше самостоятельности;

· переход от контроля к управлению эффективностью труда;

· мотивация, учитывающая различия поколений, приоритетов и индивидуальных потребностей (дифференцированный подход);

· гибкое обучение, индивидуальные возможности;

· использование новых  технологий в разных областях деятельности;

· глобальное мышление;

· использование Успеха (сосредоточить внимание на возможностях, изучать свой и чужой опыт, уроки истории).

     Значительную часть лидерства составляют обучение и помощь другим в самосовершенствовании, раскрытии потенциала. Сегодня как никогда надо уважать уникальность каждой личности, строить и поддерживать партнерские отношения и сотрудничество, создавать Возможности, быть лидером перемен (строить будущее).

     Необходимо начать руководить человеческими ресурсами, а именно — направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами. Руководителю необходимо помнить,  «чтобы оставаться на месте, нужно все время бежать вперед».

     Работа руководителя предполагает высокую способность к самообразованию. Современный руководитель, будь то директор крупной библиотеки и заведующий сельским филиалом сможет эффективно выполнять свои управленческие функции лишь при условии постоянного внутреннего обучения повышения квалификации в той или иной форме.

     Первоочередная обязанность руководителя – решение проблем, поэтому опыт в этой сфере является ключевым для их работы, соответствующие способности решения проблем, должен развивать в себе каждый руководитель. Умело решающего проблемы руководителя отличают: выбор методов, подходящих к определенной ситуации, использование системного, комплексного подхода, четкое определение ответственных за проблему и цели в работе каждого сотрудника, эффективное планирование, анализ, контроль, координация [3,c.37].

     Неотъемлемая черта руководителя – творческие способности. Он может смело нарушать традиции, испытывая потребность в переменах, предпочитать новаторские решения, идти на риск. Он также ценит творческий потенциал в других людях, поддерживая совершенно новые идеи, поощряются совершенно новые предложения.

     В характеристике руководителя должно присутствовать умение влиять на окружающих. Авторитет – очень сложное понятие, здесь включается такой фактор, как непосредственное влияние на окружающих, создающееся личным общением, манерой поведения, одеждой, наружностью и т.п.    Авторитетный руководитель уверен в себе, ясно излагает свои мысли, дает четкие указания, стремится быть настойчивым, прислушивается к другим, имеет убедительный внешний вид.

     Следующее качество руководителя – понимание стиля и практики менеджмента. Ключ к эффективному управлению заключается в способности руководителя тщательно и углубленно анализировать ситуацию и на этой основе выбирать подходящую в данный момент философию менеджмента. Способность к свободному владению различными стилями руководства всегда привлекательна для окружающих, делает их единомышленниками руководителя, участниками решения новых сложных проблем [27,с. 148].

     Ключевой задачей управления становится обучение подчиненных и развитие их способностей. Руководитель – это по совместительству преподаватель, который создает в коллективе атмосферу, благоприятную для обучения своих сотрудников, развитие их мастерства. Высокие педагогические способности руководителя проявляются в том, что он прекрасно знает сильные и слабые стороны окружающих, дает подчиненным сложные задания и ставит перед ними цели, требующие усилий, систематически консультирует сотрудников и оценивает их потенциал.

  Выводы ко второй главе. Таким образом, рассмотренные нами в этой главе требования к новой модели руководителя позволяет на уровне библиотеки развить многоаспектную управленческую деятельность по планированию стратегии, определению долгосрочных перспектив, изучению факторов внешней среды, организации эффективного взаимодействия и мотивами сотрудников. В центре стратегии концепции библиотечного менеджмента находится человеческий фактор, поскольку человек рассматривается как наивысшая ценность. Менеджер-профессионал по современным требованиям это специалист достигший уровня мастерства, компетентности и морально-личностных качеств, что может активно осуществлять позитивные вклады, как в развитие библиотеки, так и в развитие работающих в ней библиотекарей. Ответственность в делах, умение рисковать в нетрадиционных ситуациях, чувствительность к инновациям, умение управлять конфликтами, стремление к самосовершенствованию, высокая работоспособность, устойчивость к стрессам, общее позитивное отношение к жизни. Таким видят нового лидера в системе управления и сотрудники Красненской районной библиотеки, которые при тестировании выбрали коллегиальный компонент как самый приемлемый и эффективный. К данному типу руководителя относятся - требовательность и контроль которые сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность , а также демократичность в принятии решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ      КРАСНЕНСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Процесс  структурных и функциональных  преобразований библиотеки как системы

     Процесс  самоорганизации библиотеки как  системы может протекать в двояком плане - структурном и функциональном. Структурное преобразование означает изменение внутреннего строения системы, функциональное — изменение качества функционирования, качества выходом, предназначения системы. Следовательно, структурное развитие обеспечивает стабильность системы, поиск соразмерности, самосогласованности противоречивых ее компонентов [29,с.142]. Функциональная перестройка поддерживает оптимальные способы и направления поведения, сохраняя адекватную задачам системы последовательность действий.

Информация о работе Организация система управления районной библиотеки