Организация система управления районной библиотеки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:51, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является оптимизация организационной структуры Красненской районной библиотеки.
Задачи, которые следует проанализировать в ходе раскрытия поставленной цели:
рассмотреть теорию систем управления в отечественном библиотековедении;
показать роль руководителя в системе управления библиотекой;
охарактеризовать подходы, принципы и условия, позволяющие оптимизировать организационную структуру управления Красненской Централизованной районной библиотеки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКОЙ 8
1.1 Теория систем в отечественном библиотековедении 8
1.2 Типы и виды организационной структуры библиотеки как активной системы 17
Глава II. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ 26
2.1 Новая модель управленческой деятельности руководителя. 26
2.2 Роль руководителя в системе управления библиотекой 33
Глава III. ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ КРАСНЕНСКОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 42
3.1 Процесс структурных и функциональных преобразований библиотеки как системы 42
3.2 Принципы и подходы позволяющие оптимизировать модель структуры управления Красненской Центральной районной библиотеки. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 64

Работа состоит из  1 файл

УПРАЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ2.doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

       В России, изначально ориентированной на создание единой библиотечной сети, сложилась особая ситуация. С изменением социально – культурного устройства общества распались не только экономические, но и многие культурные связи, существовавшие между отдельными территориальными образованиями. Значительно ослабли функции центральных федеральных библиотек как методических и образовательных библиотечных центров. Финансирование из разных источников привело к различиям в планировании, отчетности и нормативной деятельности и, тем самым, к разобщенности библиотек, сориентированных на местные задачи в ущерб общим профессиональным нуждам. В условиях жесткого финансового дефицита, отсутствия единой нормативной базы и профессионально, адресно-направляемой государственной помощи библиотекам пришлось самостоятельно принимать решения.

     В связи с этим смена парадигмы включает соответствующий сдвиг структур социальных организаций. Эффективной формой подобных организаций являются — гибкие функциональные иерархические формы, которые быстро создаются и преобразуются в соответствии с меняющимися потребностями. Большее распространение получили иные термины для обозначения таких структур: "адаптивные", "органические".

     Адаптивные структуры строятся на целях и допущениях, радикально отличающихся от тех, которые лежат в основе бюрократии как типа управления. Выделены и описаны две разновидности адаптивных структур, которые уже применяются в библиотеках: проектная (программно-целевая) и матричная.

     Под проектной структурой понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (разработки проекта и его реализации). Она основывается на целевом управлении, горизонтальных взаимосвязях членов команды, развитии творческой инициативы каждого участника проекта.

     Матричную структуру вслед за крупнейшим отечественным специалистом в области теории организаций Б. 3. Мильнером, считают разновидностью проектной. В рамках матрицы, построенной на принципе двойного подчинения исполнителей (руководителю функциональной службы и руководителю проекта), управление развивается одновременно по вертикали и по горизонтали.

     В 1980-е гг. началось движение к новой форме организации — сетевым структурам. В этот период быстрые технологические изменения побудили к массовому реструктурированию во всех отраслях. В рамках общей тенденции к дезинтеграции апробировались различные организационные формы. Вместо использования оперативных календарных планов или информационных каналов для координации деятельности внутренних подразделений обращались к контрактам и другим соглашениям для соединения вместе внешних компонентов в различные типы сетевых структур. Сетевые организации отличаются от других типов рядом признаков.

      Во-первых, они используют коллективные активы нескольких организаций, расположенных в различных точках ценностной цепи.

      Во-вторых, сетевые организации больше ориентируются на маркетинговое управление, нежели на административные формы.

     В-третьих, сетевая структура предполагает действенную и заинтересованную роль участников, и такое добровольное активное поведение улучшает конечные результаты.

     В-четвертых, во множестве отраслей, включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и другие, сети представляют собой объединения организаций.   

      В работах Н. С. Карташова подобная структурная организация названа "библиотечным объединением". По масштабам территории, количеству библиотек, объему и характеру библиотечных ресурсов, уровню организации Н. С. Карташов выделяет первичные (специализированные), локальные (местные), областные и региональные (межобластные) библиотечные объединения. Первичный уровень образуют централизованные системы, специализированные библиотеки крупных организаций (фирм, акционерных обществ, концернов), библиотечно-информационные центры. По сетевому принципу организованы отраслевые библиотечные системы, единые территориальные справочно-информационные фонды (ЕТСИФ), универсальные территориальные библиотечные объединения (ТБО).

      Современная  библиотека представляет собой  сложный комплекс, успешная работа  которого во многом зависит от структуры управления.  Организационная структура создает своеобразный каркас управления, который образуется совокупностью подразделений и сотрудников, находящихся между собой в устойчивых отношениях. В последнее десятилетие понятие «руководитель библиотеки» стало гораздо чаще и уважительнее использоваться в профессиональной терминологии. Все большее число библиотек пополняется специалистами, получившими в профессиональных высших учебных заведениях престижную менеджерскую квалификацию.

     Современный руководитель в системе управления библиотекой выполняет следующие функции: управленческие, неуправленческие, налаживание межличностных отношений, информационные, принятие решений и многие другие.

     Для выполнения этих функций к современному руководителю предъявляются в первую очередь требования высокого профессионализма и компетентности именно в области управления. В настоящее время менеджеры обладают следующими профессиональными качествами: высокая способность к саморазвитию, решение проблем, творческие способности, умение влиять на окружающих, создание дружного, сплоченного коллектива.

     Современный руководитель – это профессионал, который с оптимизмом оценивает будущее библиотеки, умеет находить рациональные пути выхода из самых трудных ситуаций.

     Значительную  часть лидерства составляют обучение и помощь другим в самосовершенствовании, раскрытии потенциала. Сегодня как никогда надо уважать уникальность каждой личности, строить и поддерживать партнерские отношения и сотрудничество, создавать Возможности, быть лидером перемен (строить будущее).

     Необходимо  начать руководить человеческими  ресурсами, а именно — направлять, развивать людей. И продолжать развиваться сами.

     Большинство библиотек используют сегодня бюрократические управленческие структуры (линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные). В современных условиях отчетливо проявляется ограниченность иерархических структур: жесткая заданность поведения в рамках инструкций и циркуляров; затрудненность взаимодействия внутри библиотеки; неспособность к быстрым нововведениям.

    Некоторые проблемы бюрократических структур решаются при введении адаптивных (органических) структур, основными видами которых являются проектные и матричные организации. Многие крупные библиотеки используют сложную составную структуру, соединяющую иерархическую и адаптивную организацию.

     Преимущества централизованной структуры состоят в экономичности использования библиотечных ресурсов и персонала, высокой степеней контроля за функционированием библиотеки и обеспеченности текущей деятельности. Однако они не были реализованы в процессе организации централизованных библиотечных систем, что создало существенные проблемы в их сегодняшнем функционировании.

      В рамках любой структуры целесообразно развивать процессы децентрализации с тем, чтобы улучшать взаимодействие и обмен информацией между руководителями, усиливать мотивацию руководителей низших уровней, повышать эффективность принятия управленческих решений.

        Дипломная  работа построена  на примере Красненской районной  библиотеки, в ходе всего исследования  мы предложили новую модель  оптимизации организационной системы  данной библиотеки. Ведь можно понимать адаптацию как учёт особенностей сферы культуры в экономике, живущей по законам рынка, а можно ставить задачу по адаптации сферы культуры к рыночным механизмам, то есть о внедрении принципов рынка в культуру.

    В ходе изучения  и анализа литературы по проблеме  нашего исследования и по результатам  практической работы были сделаны следующие выводы.

Во-первых, мы рассмотрели теорию систем управления в отечественном библиотековедении, при этом выяснив, что  на каждом этапе  развития библиотековедения ученые предлагают свою точку зрения для  радикальных изменений в организационной системе управления библиотекой.

Во-вторых, при изучении руководителя в организационной системе управления нам стало понятно,  перед руководителем всегда стоит проблема, в какой степени и в каких ситуациях он должен выступать по отношению к своим работникам – начальником, а в каких на равных с подчиненными.

В-третьих,  при детальном рассмотрении подходов и принципов, с помощью которых нам необходимо оптимизировать организационную структуру управления Красненской районной библиотеки мы пришли к выводу, что на данном этапе развития организационной системы управления Красненской Центральной районной библиотеки необходимо использовать предложенную нами модель оптимизации.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Авраева Ю.Б. Глазами директора и методиста. Актуальные вопросы библиотечной работы: Теория и практика./ Ю.Б.  Авраева - М., 1990. - с. 105-113.
  2. Аверьянов, А.С. Управление библиотекой: учебно-практическоепособие /А.С. Аверьянов, А.Н. Ванеев, В.Г. Горев. - СПб.: Профессия, 2003. - 302с.
  3. Андреев, В.И. Саморазвитие менеджера./ В.И.Андреев - Народное образование, 1995. -160 с.
  4. Атаманчук, Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы./ Г.В.  Атаманчук.– М.: Наука, 2008.
  5. Ахмадова, Ю. А. Система менеджмента качества библиотеки:Учеб-практ. пособие /Ю.А. Ахмадова; науч.ред. В.В. Брежнева. – Спб.: Профессия, 2007. – 264 с. (Серия «Библиотека»)
  6. Базикало А. А. Роль методического объединения в управлении библиотеками вузов Приморского края / А. А. Базикало// НТБ. - 1996. - № 5. - С.28-32.
  7. Басов, С.А. Проблемы и перспективы перестройки методической работы / С.А. Басов // НТБ СССР. - 1998. - № 2. - С. 3-8.
  8. Бартова, С Публичные библиотеки и прокрустово ложе 83-го закона/С. Бартова// Библиотечное дело. – 2010.-№18,с.2-8
  9. Бачалдин, Б.Н. Научно-методические службы: состояние и перспективы / Б.Н. Бачалдин // НТБ. - 1994. - № 10.- С. 22-44.
  10. Бачалдин ,Б. Не растерять профессионализм / Б. Бачалдин // Библиотека. - 1996. - № 1. -С. 41-43.
  11. Бачалдин, Б.Н., Инькова Л.М. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю / Б.Н. Бачалдин. Л.М. Инькова.- РГБ. - М., 1997. - 255 с.
  12. Библиотека для России: новые тенденции и традиционные ценности. "Круглый стол" в Российской государственной библиотеке // Библиотековедение. - 1999. - № 2. - С. 28-47.
  13. Боева, Л. Наш принцип - востребованность / Л. Боева // Библиотека. - 1998. - № 1. -С. 58-59.
  14. Модели и методы управления организационными системами/ В.Н.Бурков, В.А.  Ириков — М.: Наука, 1994. — 269 с.
  15. Ванеев, А.Н. Система методического руководства библиотечным делом: Учебное пособие./ А.Н.  Ванеев- Л., 1982. - 78 с.
  16. Ванеев, А.Н. Вопросы совершенствования организационно-методической деятельности/ А.Н.  Ванеев // НТБ СССР. - 1985. -№ 1.-С. 8-14.
  17. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник. – 2-е изд. испр. и доп. / И.А. Василенко– М.: Гардарики, 2010.
  18. Вудкок, М. Раскрепощенный менеджер, для руководителя-практика(Пер с англ.)/ М. Вудкок - М.: Дело, 1991. - 320 с.
  19. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебное пособие / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 685 с.
  20. Гриханов Ю.А. Содействие и рекомендации — единственно возможный стиль работы/ Ю.А. Гриханов // Библиотека. 1996. № 6. C. 13—14.
  21. Гуторова, А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика./ А.Л.  Гуторова– М.: ЭКСМО, 2000.
  22. Долгополова, И. Субъективные заметки о профессиональных приемах работы / И. Долгополова // Библиотека. - 1997. - № 8. - С. 43-45.
  23. Жадько, Н.В. Управленческая эффективность руководителя/ Н.В. Жадько М.А. Чуркина.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2009 г. – 245с.
  24. Зыкова, Г., Аметова Л. Не указывать, а помогать - требование времени/ Г.Зыкова, Л. Аметова // Библиотека. - 1999. - № 5. - С. 48-51.
  25. Зайверт, Л. Ваше время - в ваших руках: Советы руководителям, как эффективно использовать свое время./ Л.  Зайверт -М.: Экономика, 1990. - 335 с.
  26. Зигерт, В., руководитель без конфликтов. (Сокр. Пер. с нем.) / В. Зигерт, Л. Ланг - М.: Экономика, 1990. - 335 с.
  27. Ильяева, И.А Стратегическое управление библиотекой: учебно-методическое пособие/И.А. Ильяева, В. Н. Маркова. - М.:Кнорус,2008.-184 с.
  28. Карташов, Н.С. Особенности современного библиотечного управления /Н.С. Карташов // Библиотека. - 2002. - №9. - С.14-21.
  29. Карташов, Н.С. Управление библиотечным делом: организационный механизм /Н.С. Карташов //Библиотековедение. - 2001. - №4. - С.17-25.
  30. Карташова, Л.В., Кнеппер Е.В. История мирового менеджмента Учеб. Пособие / Л.В. Карташова, Е.В.  Кнеппер - М.: МГУК, 1998. - 92 с.
  31. Кибанов, А.Я.  Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: КНОРУС, 2010. - 368 с.
  32. Клюев, В.К. Маркетинг в системе управления библиотекой: учебное пособие / В.К.Клюев, Е.М.Ястребова. - М.: МГУКИ,1995. - 132 с.
  33. Комиссарова, Л.Д. Традиционные и инновационные аспекты планирования: размышления методиста / Л.Д. Комиссарова // Библиотековедение. - 1998. - № 4. С. 35-39.
  34. Коробкина,Т Размышление у парадного подъезда бюджетной реформы/Т. Коробкина// Библиотечное дело. – 2010.-№18,с.8
  35. Кравченко,А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко.— 7-е изд. — М: Академический Проект; Альма Матер, 2008.— 560 с.
  36. Кротова, Н.В., Кнеппер Е.В. История мирового менеджмента: учеб пособие./ Н.В. Кротова, Е.В.  Кнеппер - М.: МГУК, 1998. - 92 с.
  37. Куликова, Е Вопросов больше, чем больше. Разговор по существу/Е. Куликова// Библиотечное дело. – 2010.-№18,с.12
  38. Маркова, В.Н. Стратегия управления библиотекой в условиях информатизации общества/В.Н.Маркова//Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 35.
  39. Мескон, М. Основы менеджмента./ М. Мескон., М. Альберт, Ф.  Хедоури - М.: Дело, 1992.-702 с.
  40. Мильнер Б.З. Теория организации: курс лекций. / Б.З. Мильнер - М.: ИНФРА-М, 1998.
  41. Общее библиотековедение: Ч. III: Учение о библиотечном деле: хрестоматия сост.: М. Н. Колесникова, Е. В. Мокшанова; науч. ред. проф. А. Н. Ванеев. - МЛ Либерея-Бибинформ, 2008. - 368 с.
  42. Паршукова, Г.Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учебное пособие / Г.Б. Паршукова. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2004. - 187с.
  43. Скворцов В. В. Концепции библиотеки в современном российском библиотековедении/ Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги./ В. В.  Скворцов.– М.: ФАИР-Пресс; Пашков Дом, 2003. – С. 163
  44. Старобинский, Э.К. Как управлять персоналом: учеб. практ. пособие./ Э.К.  Старобинский. - М.: ЗАО «Бизнесс-школа «Интел-Синтез», 1999. - 380 с.
  45. Столяров, Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю. Н. Столяров. – М.: Книга, 1981. – 255 с.
  46. Столяров, Ю. Н. Библиотека – двухконтурная система / Ю. Н. Столяров // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 11. – С.5-24.
  47. Столяров, Ю.Н. Возродить профессионализм / Ю.Н. Столяров // Библиотека. - 1997. - № 1. - С. 67-68.
  48. Суворова, В.М. Методические рекомендации по организации и ведению международного документообмена (МДО)/ Суворова В.М. //ЦНСХБ РАСХН.-М.Д997.-16с.
  49. Сукиасян , Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент/Э.Р. Сукиасян.-М.- Профессия, 2011 г, 432 стр.
  50. Суслова, И.М. Менеджмент в современной библиотеке: научно-методическое пособие/ И.М. Суслова, В.В. Кармовский. - М.: Либерия, 2004. - 175с.
  51. Суслова, И.М. Основы библиотечного менеджмента: учебно-практическое пособие / И.М. Суслова. - М.: Либерия, 2000. - 232с.
  52. Суслова И.М. Стратегическое управление библиотекой./ И.М. Суслова. – М.: МЦБС, 2008.
  53. Тюлина Н.И. Национальная библиотека: опыт типол. анализа / Н.И.  Тюлина.- - М. : Кн. палата, 1988.
  54. Уколов, В.Ф. Теория управления:Учебник/В.Ф. Уколов, Л.М. Масс, И.К. Быстряков.-М.: Экономика,2003.-576с.
  55. Фаткин Л.В. «Парадоксы менеджмента»/ Л.В. Фаткин. - М.: Проблемы теории и практики управления, 2002. - 196 с.
  56. Фенелонов, Е.А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / Фенелонов Е.А. // РГБ. - М., 1997. - 175 с.
  57. Фредерик, У. Т. Принципы научного менеджмента [Электронный ресурс]/ Фредерик, У. Т. М: 1991. с. 73. Электрон. текст дан. – Режим доступа http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3631
  58. Хилль, В. Базисные концепции исследований в менеджменте /В. Хилль //Проблемы теории и практики управления. – 2009.
  59. Чиркин, В.Е. Государственное управление./ В.Е Чиркин.– М.: Наука, 2007.
  60. Чубарьян, О.С. Общее библиотековедение./ О.С. Чубарьян - М.: Книга, 1976. - С. 247-258.

Информация о работе Организация система управления районной библиотеки