Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:17, курсовая работа
Цель: рассмотреть функцию мотивации и пути оптимизации принятия и реализации управленческих решений в производственной деятельности.
Задачи:
1. изучить функции мотивации, для более продуктивного взаимодействия в коллективе;
2. раскрыть типы мотивации в рабочей деятельности;
3. выявить ряд практических советов для руководителя при проявлении стимулирования;
4. рассмотреть способы улучшения собственной мотивации;
5. рассмотреть взаимодействие принятия и реализации управленческого решения;
6. изучить виды эффективного принятия решения;
7. раскрыть модель принятия решения;
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Функции управления………………………………………..5
§ 1.Понятие и классификация функций управления………………..5
§ 2.Функции управления……………………………………………...6
§ 3. Функция мотивации………………………………………………8
§ 4. Характеристика мотивации……………………………………..10
§ 5. Теории мотивации работы и их взаимосвязь………………….13
§ 6. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни
и работе………………………………………………………...........24
Глава 2. Управленческое решение…………………………….........27
§1. Сущность управленческого процесса и их классификации…..27
§ 2. Факторы, определяющие качество и эффективность
управленческих решений……………………………………...........31
§ 3. Требования к управленческим решениям………......................32
§ 4. Организация и алгоритм процесса разработки управленческого
решения……………………………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………..45
8. Вознаграждать себя за хорошие достижения в работе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Вознаграждение не всегда должно выражаться в деньгах.
Глава 2. Управленческое решение.
§1. Сущность управленческого процесса и их классификация.
Решение является неотъемлемой частью и важнейшей органической частью процесса управления всякой организацией, играющей в ней интегративную роль. Под управленческим решением понимается выбор уполномоченным на это лицом наиболее рационального из альтернативных действий, осуществляемых в пределах его должностных полномочий (компетенции) и ориентированных на достижение целей организации7. Решение, принимаемое руководителем, свидетельствует о его уме, воле, знаниях, компетентности или об отсутствии таковых. Умение руководителя принимать рациональные решения определяет его способность управлять.
В общем виде принятие решения (программы, плана, приказа, распоряжения и т.п.) состоит в выборе цели действия и способов ее достижения, ориентированных на изменение ситуации при данных или предполагаемых обстоятельствах. Эффект функционирования как целостной самоуправляемой системы в значительной мере предопределен качеством принимаемых решений. Другими словами, от качества подготовки управленческих решений в значительной степени зависит эффективность деятельности предприятия.
Любой орган управления несвободен в выборе решения. Принятое решение не означает победу, так как оно тщательно изучается политическими группировками по интересам, средствами массовой информации, которые способны существенно влиять и создавать общественное мнение вокруг принятого решения. Поэтому при принятии решения следует предвидеть последствия возможностей его отмены. Одни решения могут быть отменены без существенного ущерба, а другие – наоборот. Отмена решения обычно осуществляется в связи с переориентацией направлений деятельности или некачественной их подготовкой.
Классификация управленческого решения необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами (Приложение 1). Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации:
1) по функциональному содержанию;
2) по характеру решаемых задач (сфере действия);
3) по иерархии управления;
4) по характеру организации разработки;
5) по характеру целей;
6) по причинам возникновения;
7) по исходным методам разработки;
8) по организационному оформлению.
Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
а) решения плановые;
б) организационные;
в) контролирующие;
г) прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
а) экономических;
б) организационных;
в) технологических;
г) технических;
д) экологических и прочих.
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие решения:
а) единоличные;
б) коллегиальные;
в) коллективные.
Предпочтение способа организации выработки решений зависит от многих причин: компетентности руководителя, уровня квалификации коллектива, характера задач, ресурсов и т.д.
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
а) текущие (оперативные);
б) тактические;
в) стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
а) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
б) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
в) программные, связанные с включением данного объекта управления в
определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
г) инициативные,
связанные с проявлением
д) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу можно отнести:
а) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых
моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
б) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
в) эвристические,
связанные с широким
По организационному оформлению делятся на:
а) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
б) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
в) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
г) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности руководителя, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения8.
Уравновешенные решения принимают руководители, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».
Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.
Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.
Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки руководителя всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные
виды решений принимаются, в основном,
в процессе оперативного управления персоналом.
§ 2. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.
Под качеством управленческого процесса следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях формирования рыночных отношений.
На качество
принимаемых решений могут
Факторы принятия управленческих
решений
законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения; | объем и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров; |
четкая формулировка цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты; | время разработки управленческого решения – как правило, управленческое решение принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков); |
организационные структуры управления; | формы и методы осуществления управленческой деятельности; |
методы и методики разработки и реализации управленческого решения ( например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная); | Субъективность оценки варианта выбора решений – чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка. |
При этом необходимо помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не смогут предвосхитить возможных изменений в ситуации, состоянии производственной системы.
Факторы,
определяющие качество и
1) законы объективного
мира, связанные с принятием и
реализацией управленческого
2) четкую формулировку цели – для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;
3) объём и ценность располагаемой информации – для успешного принятия управленческого решения главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;
4) время разработки
управленческого решения – как
правило, управленческое
5) организационные структуры управления;
6) формы и методы осуществления управленческой деятельности;
7) методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует – методика одна, если следует за другими – иная);
8) субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
9) состояние управляющей
и управляемой систем (психологический
климат, авторитет руководителя, профессионально-
10) систему экспертных
оценок уровня качества и
Управленческие
решения должны опираться на
объективные законы и