Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме……………………………………………………….5
1.1. Творчество – как фактор развития………………………………………..5
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда……………………………………………………………………………28
2.1. Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда………...28
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56
Социальная ситуация развития ребёнка этого возраста. Ребенок – «общественный» субъект. Новое место в социальном пространстве человеческих отношений («социальная роль школьника»). Больше проводят времени со сверстниками, чаще одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых.
Ведущая деятельность – это учебная деятельность. Результативность учения определяется активностью самого учащегося как субъекта учебной деятельности, что в первую очередь связано с его направленностью на процесс познания. Школьная направленность включает как познавательные, так и социальные мотивы учения.
Ведущие функции – это память, словесно-логическое мышление. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим.
3) 10(11) – 14(15) лет: средний школьный возраст. Кризис 13 лет (подростковый кризис, кризис социального развития). Причины кризиса - переход от «детства» к «взрослости»:
Проявления кризиса:
Два основных пути протекания данного кризиса:
И то, и другое - варианты самоопределения. С точки зрения развития благоприятным оказывается именно первый вариант.
Смысл новообразования:7
Новообразования этого возраста:
Социальная ситуация развития - освоение норм и отношений между людьми. Резкое возмужание организма, внезапное увеличении роста и развитии вторичных половых признаков. У девочек этот процесс начинается на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Период выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков. Романтические отношения со сверстниками другого пола.
Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Своеобразная форма воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Ведущие функции этого возраста - абстрактно-логическое мышление. Период повышенной активности, значительного роста энергии; период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Развития познавательных процессов: становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого и произвольного внимания и логической памяти. Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов. Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции).
4) 14(15) лет – 16(17) лет: старший школьник. Основные новообразования: профессиональное и личностное самоопределение. Готовность к личностному и жизненному самоопределению, обретению идентичности (чувства адекватности и владение личностью собственным я, независимо от изменения ситуации)
Социальная ситуация развития - референтная группа. Определение жизненного пути, внутреннего отношения к себе и другим. Ведущая деятельность - профессионально-учебная деятельность (освоение профессиональных знаний, умений).
Ведущие функции - абстрактно-логическое мышление. К 15-16 годам общие умственные способности сформированы, продолжают совершенствоваться.
Наступает кризис 17 лет (юношеский кризис). Причина кризиса: ценностно-смысловая саморегуляция поведения. Проблема выбора жизненных ценностей. Проявления кризиса:
Смысл новообразования этого возраста:
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей
Сравним две педагогических характеристики:
Первая характеристика дана учителем ребенку-неудачнику, ребенку – «педагогической проблеме». Вторая – характеристика успешного лидера, оптимиста, одаренного ребенка, дипломанта и призера конкурсов циркового искусства – дана педагогом дополнительного образования. Как ни парадоксально звучит, это характеристика одного и того же человека, ученика 7 класса. Почему ребенок, на котором «поставили крест» в школе, проявляет свою творческую одаренность, раскрывается на занятиях кружка или другого детского объединения?
Дефицит творчества в современной школе, отсутствие у школьника полноценного свободного творческого опыта искажают нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями. Заметим также: именно дефицит творчества является, скорее всего, главной причиной того парадоксального на первый взгляд факта, что школьная успешность детей от года к году не повышается, а снижается.8
Почему же качества творческой личности - целеустремленность, самостоятельность, креативность, др. - проявляются в УК и УДО, но порой исчезают на уроках?
На наш взгляд, дело в том, что именно педагогика дополнительного образования изначально была и есть личностно ориентированной педагогикой. Именно в УК и УДО реально осуществляется свобода выбора. Ребенок самостоятельно выбирает область деятельности, не соотносимую ни по содержанию, ни по направлению и характеру с предметными видами учебной деятельности школы. Она постоянно ставит его в позицию самоопределения и принятия решения. В результате ребенок реально видит свое влияние на жизнь вокруг него. Его позиция потребителя трансформируется в позицию активного участника, деятеля, работника. Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. УК и УДО могут предложить учащимся различные виды практической творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижении (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания).
Художественная деятельность - одно из основных средств самовыражения ребенка, которая основана на индивидуальном, эмоционально-образном видении, приобщении детей к национальной культуре. В процессе овладения знаниями в данном направлении деятельности у воспитанников формируются художественно-практические компетентности, подразумевающие овладение средствами художественной выразительности различных видов искусства и навыками самостоятельной художественной деятельности.
Художественное образование в УК и УДО реализуется в программах по современной и классической хореографии, театра драматического и музыкального, циркового искусства, эстрадного и хорового вокала, занятий по классу фортепиано, скрипки, баяна. Декоративно-прикладное творчество представлено в программах по росписи подносов, керамике, батику, резьбе по дереву, различным видам рукоделия, дизайну и моделированию одежды, комплексной программой изостудии.
У воспитанников есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности – индивидуальный образовательный маршрут), ее режима (дни, часы занятий) и педагогов.
В образовательный процесс успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую позицию детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения
Образование в УК и УДО основано на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые там проводят. С этой точки зрения система УК и УДО обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.
В УК и УДО представляется поле для проявления инициативы детей и их готовности действовать самостоятельно, несмотря на недостаток опыта. Ошибки и неудачи не наказываются оценкой. Они лишь повод для дальнейшего роста. Таким образом, дети лишены карающих моментов за неуспешность (в отличие от школы, где многое приходится делать по необходимости, иногда из-под палки).
Педагогика УК и УДО никогда не была системой дозированных акций в отношении воспитанника, она изначально является педагогикой сотрудничества. Отсюда – особая позиция взрослого по отношению к ребенку (это одна из основных причин, почему дети идут в УК и УДО). Педагог дополнительного образования – наставник, партнер, защитник интересов, (который «учит понимать жизнь», «ему можно обо всем рассказать и не бояться», «не вызовет родителей за то, что не выучил урок», и т.п.). Такая роль очень непроста: педагог несет личную ответственность за каждого воспитанника. Надо сработать так, чтобы не разрушить интерес, сохранить высокую мотивацию ребенка к познанию и творчеству.