Лечебно-оздоровительные учреждения СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание

Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме……………………………………………………….5
1.1. Творчество – как фактор развития………………………………………..5
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда……………………………………………………………………………28
2.1. Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда………...28
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56

Работа состоит из  1 файл

ОК-3.docx

— 126.40 Кб (Скачать документ)

Все виды УК и УДО, независимо от их профиля, дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. Такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в системе УК и УДО имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры.

Высокую планку качества художественного  образования поднимают квалифицированные педагоги. Высокий уровень педагогического мастерства подтверждают успешные выступления воспитанников УК и УДО на международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества.

В УК и УДО царит особый уклад, дух, сознательно развиваемый и поддерживаемый творческими коллективами, когда выстраивается особая образовательная развивающая и развивающаяся среда. Основным средством формирования ценностной системы является воспитание на традициях УК и УДО, и традициях каждого детского коллектива. Все вместе взятое формирует отношение детей и подростков к тем или иным сторонам действительности, создает ситуацию успеха.

Только в УК и УДО реализуется золотое правило педагогики: каждый ребенок участвует в создании общественно значимого продукта деятельности. Для этого каждому предоставляется возможность сделать то, что до сих пор он не мог сделать, помочь ребенку создать не игровой, не имитационный, а настоящий продукт, имеющий цену. Это может быть гобелен, картина, композиция из комнатных растений, концертный номер, платье, сшитое своими руками…

Одной из неотложных задач  современного образования считается  переход от «знаниевого» подхода  к «компетентностному». В художественном образовании эта проблема решается «сама собой», поскольку искусство – не область отвлеченных знаний, а в первую очередь область практического творчества (или сотворчества, когда речь идет об адекватном восприятии искусства). В этой области нельзя «знать, не умея», причем умение означает не усвоение каких-либо безличных приемов, а умение решить свою конкретную творческую задачу.

Принципы организации  и содержание образования в УК и УДО позволяют существенно расширить познавательные возможности детей. В круг значимых для них проблем включаются проблемы самопознания и самореализации творческих возможностей, в том числе и в решении социально значимых задач (поскольку практическая деятельность детей в сфере данного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Учащиеся осваивают новые источники образовательной информации. К их числу относится собственный опыт интеллектуально-творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности. Познавательные экскурсии в музеи, изобретательская деятельность в кружках технического творчества, защита исследовательских проектов, постановка театральных спектаклей и другие формы дополнительного образования представляют собой такие источники знаний о жизни, о самом себе и специальных областях науки и культуры, которые не могут быть заменены ни уроками, ни другими источниками общеобразовательных знаний.

УК и УДО обеспечивают возможность успеха в избранной сфере деятельности, и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успешности в любой сфере деятельности.9

Таким образом, в ряде случаев  УК и УДО становятся фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных или жизненных неудач достижениями в художественном кружке или студии. Есть основания полагать, что для ряда учащихся УК и УДО на отдельных этапах процесса общего образования является не только необходимым, но и ведущим его компонентом.

 

Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда

2.1. Исследование  досуговых предпочтений детей  г. Волгограда

Цель  нашего исследования -  выявить досуговые предпочтения учащихся школ г. Волгограда и проанализировать результаты  проведённого нами  социологического  обследования.

Анкетным опросом (Приложение 1) было охвачено 700 детей и 300 родителей г. Волгограда.

В бюджете времени учащихся обычно выделяют учебное и внеучебное время, а  в  последнем:  время,  связанное  с  учебой  в  общеобразовательной школе;  время на  домашний  труд,  помощь  родителям;  время  на  удовлетворение  физиологических потребностей  и  досуг.  В  соответствии  с  рекомендациями  врачей  и  педагогов, внеучебное  время на домашний  труд и досуг должно  составлять  в будни примерно 6  часов для младших школьников (около 25%  суточного  бюджета  времени), 4,5 часа - для учащихся среднего школьного возраста (21%), 4,3 часа - для старшеклассников (19%).  Учебное  время  и  время,  связанное  с  учебой,  у  младших школьников  должно  составлять 4-6  часов,  у школьников среднего  школьного возраста  - 5,5-8,5, у старшеклассников - 8-10 часов.

В  результате  проведенного  обследования  оказалось,  что  свободное  время  составляет  в  будни  у школьников 1-3-х  классов  около 4  часов (17%  суточного  бюджета  времени); 4-7-х - 3,5  часа (15%), 8-10-х классов - 3  часа (13%). Как видим, свободного времени у школьников не так уж и много.

Поскольку  систематических  обследований  бюджетов  времени  школьников  в  нашей  стране не проводилось,  трудно  судить об изменениях  его структуры. Некоторые  исследователи,  учитывая  изменения  в школьных  программах,  перераспределение  внутрисемейных ролей и  т. п., полагают,  что происходит  сокращение  свободного времени школьников, и прежде всего старшеклассников.10

Какие же виды досуговой деятельности популярны?

Львиную  долю  свободного  времени  детей «съедает»  телевизор:  у  старшеклассников просмотр  телепередач  занимает 70% досуга, у учащихся 4-7-х  классов - 60%, у младших школьников —47%.

Определяющий фактор  в  изменении  структуры  свободного  времени школьников -  возраст.  Так,  среди  младших  школьников  наиболее  распространены:  чтение художественной  литературы,  игры  во  дворе,  рисование,  коллекционирование;  среди учащихся 4-7-х классов - чтение художественной литературы, прогулки, общение с  друзьями,  спортивные  игры,  рукоделье,  занятия  в  кружках;  среди старшеклассников -  чтение  художественной  литературы,  прослушивание  музыкальных  записей, занятия в спортивных секциях, посещение школьных факультативов.

В  старших  классах  значительное  влияние  на  структуру  досуга  оказывает  пол. Девушки  больше  читают,  чаще  совершают  прогулки,  общаются  с  друзьями,  регулярнее  смотрят  телевизор,  ходят  в  кино.  Юноши  чаще  занимаются  в  кружках, спортивных секциях, посещают факультативы, увлекаются музыкой.

Содержательность  досуга школьников  во многом  определяется  уровнем развития  социально-культурной  инфраструктуры  города,  системы  внешкольных  детских учреждений:  домов  отдыха,  музыкальных,  художественных,  спортивных,  хореографических  школ,  станций  юных  техников  и  натуралистов,  детских  библиотек и т. п.

Доступность  внешкольных  учреждений для школьников  города и  села различна. Особенно остро проблема досуга детей  стоит в городах,  где  развитие  детей очень много. Такая ситуация характерна для города Волгограда. И  хотя многие  внешкольные  учреждения переполнены,  работают  в несколько смен,  в  неприспособленных  помещениях,  городские  власти  стремятся  организовать досуг  детей.  Так,  опрос  показал,  что  в  кружках,  секциях,  специализированных школах  занимаются 43,7%  учащихся 1-3-х, 71,4% -  учащихся 4-7-х, 48,4% - учащихся 8-10-х классов. Различия  в уровне  организованности  свободного  времени школьников  разных  возрастных  групп  характерны  не  только  для Волгограда. Учащиеся младших классов ограничены в самостоятельном передвижении, в основном они  занимаются  в школьных  кружках,  либо  кружках  по  месту жительства.  Здесь особенно велика роль родителей и учителей. Учащиеся среднего школьного возраста  более  активны,  самостоятельны,  многие  занимаются  в  двух -  трех  кружках одновременно. Большое влияние на формирование досуговых ориентации школьников  этой  возрастной  группы  оказывает  мнение  сверстников,  нередко  целые  классы посещают  один  кружок.  Вот  несколько  характерных  высказываний: «Я  занимаюсь аэробикой,  хотела  бы  пойти  на  плавание,  интересуюсь  политикой»; «Занимаюсь шахматами,  хотел  бы  заниматься  в  секции  бокса,  нравится  легкая  атлетика»; «Хожу  в  студию  танца,  мне  там  нравится,  хотела  бы  заниматься  в  музыкальной школе». У  старшеклассников  налицо  избирательность  в  сфере  досуговых  интересов, потребность  в  реализации  имеющейся  досуговой  квалификации,  в  общественном признании  успехов,  достижений.  Однако  их  выбор  ограничен. Их выбор падает на самодеятельные театры, оркестров, спортивных любительских клубов и т. п.

И  поэтому  в  анкетах  старшеклассников  часто  встречаются  такие  высказывания: «Занимался,  но  уже  не  занимаюсь», «Кончила  художественную школу. Очень  нравились  занятия  там. Жаль,  что  в  городе  нет  хотя  бы  кружка  по  скульптуре!», «Хочу заниматься музыкой, но уже поздно!», «Окончила музыкальную школу, сейчас не  занимаюсь нигде», «Нравится играть  в баскетбол, но  в школе ключи от  спортивного зала не дают!».

Исследования  показали,  что  встречаются  классы,  в  которых  охват  детей  организованными формами досуга близок к 100%. Но  есть и  такие,  где большинство детей нигде не занимается. Необходима своевременная и всесторонняя информация о  существующих (в  школе,  микрорайоне,  городе)  детских  досуговых  организациях, времени их работы, условиях приема и т. п.

Значительное  влияние  на  направленность  интересов  ребенка  в  сфере  досуга  и  характер проведения им  свободного  времени  оказывают  родители. Они передают свой  образ жизни, «досуговую  квалификацию»,  отношение  к  спорту,  любительскому труду,  художественному  творчеству,  осуществляют моральную  и материальную  помощь. Более половины родителей учащихся 1— 3-х классов Волгограда не удовлетворены тем, как их дети проводят свободное время. Около 2/3 родителей выразили желание,  чтобы  дети  посещали  кружки,  секции,  спецшколы. Вместе  с  тем  самих взрослых  отличает  пассивный  способ  проведения  досуга.  В  редких  семьях  занятия спортом, туризмом, художественным творчеством стали привычными.

 

2.2. Анализ работы  детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей

Хоровой коллектив «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 создано в 2002 году. В коллективе занимается 100 человек в возрасте от 5 до 14 лет.

Дети обучаются по комплексной  образовательной программе хорового коллектива, рассчитанной на 4 года.

Учащиеся хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 получают музыкальное образование, изучая вокально-хоровое искусство, теоретические дисциплины, обучаются игре на музыкальных инструментах (фортепиано, блокфлейта). В конце курса обучения дети получают «Свидетельство» об окончании.

Образовательные программы, по которым работает коллектив, дает возможность сделать учебный процесс интересным, разнообразным и эффективным, так как учитывает психологию ребенка и соответствует игровой природе музыкального искусства.

Обучение проходит по ступеням:

I ступень - Подготовительный  хор (подготовительный класс). В Подготовительном хоре - хоровые занятия, занятия по фортепиано, блокфлейте.

II ступень - Младший хор  (1-3 класс). В Младшем хоре - хоровые занятия, Сольфеджио, «Слушание музыки», Фортепиано, Блокфлейта, Орф-оркестр.

III ступень - Средний хор  (4-5 класс). В Среднем хоре - хоровые занятия, Сольное пение, Сольфеджио, «Музыкальная литература», Фортепиано.

IV ступень - Старший хор  (6-7 класс). В Старшем хоре - хоровые занятия, Сольное пение, Гармония, Композиция, «Музыкальная литература», Фортепиано.

С детьми работают талантливые педагоги, которые основной своей задачей ставят комплексное музыкально-эстетическое образование детей и подростков, и считают, что единственно правильный метод работы с детьми – это сочетание профессионализма в музыке и любви к детям.

Репертуар хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра Образования №118 ежегодно пополняется лучшими образцами хорового искусства.

Большое внимание уделяется  изучению классического хорового наследия. Это музыка русских и зарубежных композиторов-классиков, таких как П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.Т. Гречанинов, А.Аренский, С.В. Рахманинов, И. Бах, В.Моцарт Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон. Духовная музыка, народные песни разных стран в различных обработках. Также в репертуаре коллективов определенное место занимают и произведения современных композиторов, таких как, З. Кодай, Б.Барток, И. Дунаевский, Р.Бойко, Г. Свиридов, М. Ройтерштейн, Е.Подгайц, Я.И. Дубравин, В.Пьянков и другие.

Концертная деятельность хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 очень насыщена. Ежегодно коллектив участвует в хоровых концертах на лучших концертных площадках города Волгограда: ЦКЗ г. Волгограда, Концертный зал Церковных Соборов, Концертный зал музеев, Концертный зал Академии искусств.

Хоровой коллектив «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 ежегодно, начиная с лета 2003 года и по настоящее время, проводит профильные хоровые лагеря, целью которых являются как активный отдых ребят, так и репетиции – подготовка новой программы произведений, работа с ансамблями и солистами. Помимо этого, естественным образом происходит процесс сплочения коллектива, гармоничное пополнение концертной группы хора ребятами из младшего хора.

Хоровые коллективы являются лауреатами окружных, городских хоровых  фестивалей-конкурсов, таких как  «Лирика России» 2006, «Юные таланты Волгограда» 2005, 2006, 2008, 2009, 2010, «Рождественская песнь» 2007, 2008, 2009, 2010. Всероссийского хорового конкурса «Голоса будущего» 2009, 2010.

Ежегодно концертная группа хорового коллектива «Мелодия» ГОУ Центра образования №118 выезжает на Международные хоровые фестивали-конкурсы, занимая призовые места.

Информация о работе Лечебно-оздоровительные учреждения СКД