Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме……………………………………………………….5
1.1. Творчество – как фактор развития………………………………………..5
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда……………………………………………………………………………28
2.1. Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда………...28
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения творческих
способностей детей в
1.1. Творчество – как
фактор развития………………………………………
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы
детских творческих коллективов
г. Волгограда……………………………………………………
2.1. Исследование досуговых
предпочтений детей г.
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56
Введение
Сегодня перед обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа - личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно-насыщенной, пестрой и разорванной картины мира. Развитие творческих способностей детей является важным фактором их включения в активную деятельность в современных условиях неопределенности и изменчивости. По мнению В.А.Сухомлинского, творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить. Большую роль в развитии творческой личности Сухомлинский отводил педагогу. «Если вы хотите, чтобы дети творили, создавали художественные образы, - считает выдающийся педагог, - перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искорку в сознание ребенка. Если вы не умеете творить или вам кажется пустой забавой снизойти к миру детских интересов, - ничего не получится». Эта позиция великого педагога близка педагогам дополнительного образования. Именно в их системе, свободной жестких рамок стандартов и классно-урочного потока, заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно.
В работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская и др.) проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольного) дополнительного образования детей. Вместе с тем остался целый ряд нерешенных вопросов: место внешкольного дополнительного образования детей в общей системе непрерывного образования; основные направления дополнительного образования детей; влияние дополнительного образования на творческое развитие личности ребенка и его самоопределение.
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Проблема данного исследования: каковы педагогические условия развития творческой активности детей в условиях любительского художественного коллектива? Решение выдвинутой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - развитие творческой активности детей.
Предмет исследования - процесс развития творческой активности детей в детских творческих коллективах.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1) рассмотреть творчество как фактор развития детской активности;
2) выявить социально-психологические особенности детей;
3) дать общую характеристику работе учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей;
4) изучить досуговые предпочтения детей г. Волгограда;
5) проанализировать работу детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей; эксперимент.
База исследования: учащиеся школ г. Волгограда и их родители; детский хоровой коллектив «Мелодия» Центра образования №118.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме
1.1. Творчество – как фактор развития
Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.
Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита, М.Н. Скаткина, В.Г. Злотникова, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, П.И. Пидкасистого, Р. Мюллера, Б. Джефферсон.
Определяя понятие творчества, все авторы опираются на следующее значение: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью.1
В то же время каждый из ученых по-разному смотрит на источник возникновения творчества, его развитие и обучение. Так, по мнению сторонников биогенетизма (А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита), детское творчество имеет самопроизвольный, спонтанный характер в своем развитии.
Сторонники детерминизма (М.Н. Скаткин, В.Г. Злотников) считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, в том числе искусство. Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением, другой отечественный психолог Б.М.Теплов отмечал: «… творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная…, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.»
Л.С. Выготский также писал: «… творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… игра ребенка… есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».
К.К. Платонов в качестве основы творчества выделял мышление, которое позволяет решать задачи ранее неизвестными способами.
Рассматривая вопросы взаимосвязи воспроизведения и творчества в деятельности ученика, П.И. Пидкасистый называет в качестве признаков творчества новизну и социальную значимость деятельности и ее продукта. При этом он предлагает различать субъективную и объективную новизну деятельности и ее продукта.
Р. Мюллер, исследуя детское творчество на занятиях по рисованию, отмечает, что детям необходимо овладеть комплексом знаний, умений, способностей для создания нового продукта, в том числе знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять.
О методах обучения как важном средстве достижения успехов в развитии детского творчества пишет американский ученый Б. Джефферсон. Она выделяет такие методы, как мотивирование, наставничество, оценка, выставки. Автор считает эти методы прогрессивными.2
В ходе анализа различных взглядов отечественных и зарубежных ученых можно выделить психологические особенности в развитии творчества:
1. Благоприятным периодом
в развитии творчества
2. В обучении творчеству
необходимо опираться на
3. В развитии творчества,
безусловно, необходимо опираться
на задатки ребенка, но все
же большое значение
4. На занятиях необходимо создавать развивающую среду, используя разнообразный стимульный материал, технику изображения, различные методы и приемы в работе педагога.
Одной из основных проблем современного школьного образования является отсутствие специальных занятий по развитию творческого начала, креативности. В школах обучение ведется по готовым правилам и схемам, преобладает вербально-символический язык, а не наиболее подходящий для большинства ребят образно-практический. Поэтому местом, где дети могут свободно заниматься творчеством, становятся школы дополнительного образования: художественные, музыкальные, театральные.
Несмотря на то, что такие дополнительные уроки увеличивают общую занятость ребенка, они влияют на оценки в обычной школе в лучшую сторону. Множеством исследований доказано, что развитие творческих способностей оказывает положительное влияние на успеваемость по обычным общеобразовательным предметам.
Творчество детей обладает одной особенностью. Она состоит в том, что основное внимание при занятиях с детьми уделяется не результатам деятельности, а процессу. То есть при развитии творческих способностей ребенка важен сам творческий акт, процесс преобразования, создания чего-то нового. А вопрос о том, создается ли при этом настоящее произведение искусства, оригинальное и самобытное — не является первостепенным. Конечно, для самих детей результат важнее, и они испытывают большой душевный подъем, когда их работы отмечаются преподавателем, выставляются публично, оформленные в выставочные рамы как у профессиональных художников, отправляются на конкурсы и т.д.
Детское творчество — это такая деятельность, которая создает нечто новое. Оно тесно связано с игрой, и граница между творчеством и игрой лежит в целевой установке – в творчестве поиск и осознание нового обычно определены как цель, игра же цели не имеет.
Развитие творческого потенциала детей является основным направлением деятельности Детской художественной школы № 1 имени П.П.Чистякова города Екатеринбурга. Любой ребенок по сути своей творец и задача педагогов школы развить это в нем и помочь профессиональному самоопределению талантливых детей и подростков.3
Существует ряд факторов, которые могут повлиять на развитие творческих способностей у детей раннего возраста. Во-первых, для развития самовыражения необходима определенная свобода от ограничений. Ребенок должен иметь возможность творить, не подчиняясь устойчивым схемам. Во-вторых, крайне важен психологический комфорт и творческая обстановка. Точка зрения ребенка должна уважаться, над его творениями никто не должен смеяться и во время занятий среди учеников должна поддерживаться позитивная дружественная атмосфера.
Творчество — обязательный
элемент гармоничной и
Дети и творчество –
понятия практически
Обладая тонким эстетическим чутьём, дети останавливают свой выбор на том, что им больше всего мило творчество ребёнка, и родители должны ориентироваться именно на этот выбор. Развитие творчества детей должно проходить в гармонии с их внутренним миром, и понять, что ему нужно, ребёнок поможет сам. Достаточно приглядеться к тому, как ребёнок любит больше всего проявлять себя.4