Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме……………………………………………………….5
1.1. Творчество – как фактор развития………………………………………..5
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда……………………………………………………………………………28
2.1. Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда………...28
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56
№ |
|
Кол-во часов | ||||
Всего |
Практика |
Теория | ||||
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
1 |
0 | ||
2 |
Правила вокально-хорового пения. |
3 |
3 |
0 | ||
3 |
Тембр и резонаторы |
2 |
1 |
1 | ||
4 |
Развитие голоса |
28 |
24 |
4 | ||
4.1 |
Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. |
4 |
||||
4.2 |
Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. |
4 |
||||
4.3 |
Голосовые сигналы доречевой коммуникации. |
2,6 |
||||
4.4 |
Тренировка нефальцетного регистра |
4 |
||||
4.5 |
Переход из грудного регистра в фальцетный. |
4 |
||||
4.6 |
Тренировка фальцетного регистра |
4 |
||||
4.7 |
Певческое вибрато – развитие механическим путем. |
4 |
||||
5 |
Двухголосие в современной песне. |
7 |
5 |
2 | ||
5.1 |
Разучивание партий. |
2 |
||||
5.2 |
Пение гармонических аккордов и интервалов |
2 |
||||
5.3 |
Двухголосие. |
6 |
||||
6 |
Музыкальная грамота |
12 |
10 |
2 | ||
6.1 |
Ритм и ритмический слух |
3 |
||||
6.2 |
Ручные знаки и звуковысотный слух. |
3 |
||||
6.3 |
Мажор и минор. |
3 |
||||
6.4 |
Самостоятельное музицирование. |
3 |
||||
7 |
Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата |
3 |
1 |
2 | ||
8 |
Музыкально-образовательные беседы. |
4 |
1 |
3 | ||
8.1 |
Мужские голоса. |
2 |
||||
8.2 |
Женские голоса |
2 |
||||
9 |
Участие в концертах. |
7 |
7 |
0 | ||
10 |
Итоговое занятие. |
1 |
0 |
1 | ||
|
68 |
53 |
15 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
Тема 2. Правила вокально-хорового пения.
Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.
Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.
Тема 3. Тембр и резонаторы.
Теория. Рассмотреть разницу между певческими голосами по тембрам.
Тема 4. Развитие голоса.
Теория. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
Тема 5. Двухголосие в современной песне.
Практика. Закрепление навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, исполнение гармонических комбинаций – аккордов, интервалов, затем двухголосных мелодий.
Тема 6. Музыкальная грамота.
Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия, закрепить полученные ранее знания.
Практика. Сочинение попевок самостоятельно.
Тема 7. Охрана детского голоса. Заболевания голосового аппарата.
Теория. Советы по защите своего голоса. Беседа о возможных нарушениях голосового аппарата в результате перенапряжения.
Тема 8. Музыкально-образовательные беседы.
Теория. Информирование учащихся о различиях певческих голосов.
Практика. Слушание примеров оперных голосов.
Тема 10. Итоговое занятие.
Практика. Проведение теста по результатам обучения 1-3 год.
ЗУН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
|
Кол-во часов | ||||
Всего |
Практи ка |
Теория | ||||
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
1 |
0 | ||
2 |
Правила вокально-хорового пения. |
3 |
3 |
0 | ||
3 |
Развитие голоса |
28 |
28 |
0 | ||
3.1 |
Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. |
2,6 |
||||
3.2 |
Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. |
4 |
||||
3.3 |
Голосовые сигналы доречевой коммуникации. |
4 |
||||
3.4 |
Тренировка нефальцетного регистра |
4 |
||||
3.5 |
Переход из грудного регистра в фальцетный. |
4 |
||||
3.6 |
Тренировка фальцетного регистра |
4 |
||||
3.7 |
Певческое вибрато – развитие механическим путем. |
4 |
||||
4 |
Истоки народной культуры. Творчество композиторов Юга. |
10 |
8 |
2 | ||
4.1 |
Творчество Ю.Юнкерова. |
2 |
||||
4.2 |
Творчество С.Няруя. |
4 |
||||
4.3 |
Музыка южных народов. |
4 |
||||
5 |
Современная песня. |
10 |
8 |
2 | ||
5.1 |
Разучивание партий. |
2 |
||||
5.2 |
Пение гармонических аккордов и интервалов |
2 |
||||
5.3 |
Двухголосие в современной песне. |
6 |
||||
6 |
Музыкально-образовательные беседы. |
4 |
1 |
3 | ||
6.1 |
Классическая музыка XIX века. |
2 |
||||
6.2 |
Музыка XX века. |
2 |
||||
7 |
Охрана детского голоса. |
5 |
3 |
2 | ||
7.1 |
Заболевания голосового аппарата. |
2 |
||||
7.2 |
Что такое мутация? |
3 |
||||
8 |
Участие в концертах. |
4 |
4 |
0 | ||
9 |
Итоговое занятие. |
3 |
2 |
1 | ||
|
68 |
58 |
10 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
Тема 2. Правила вокально-хорового пения.
Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.
Тема 3. Развитие голоса.
Практика. Применение системы упражнений ФМРГ в процессе хорового пения.
Тема 4. Истоки народной культуры. Творчество композиторов Юга.
Теория. Знакомство с творчеством Ю.Юнкерова, С.Няруя, особенностями северного фольклора.
Практика. Исполнение народных и композиторских песен Севера.
Тема 5. Современная песня.
Практика. Закрепление навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, исполнение гармонических комбинаций – аккордов, интервалов, затем двухголосных мелодий.
Тема 6. Музыкально-образовательные беседы.
Теория. Знакомство с основными направлениями в музыкальном искусстве XIX, XX вв.
Тема 7. Охрана детского голоса.
Теория. Опасности мутационного периода. Как защитить свой голос.
Тема 9. Итоговое занятие.
Практика. Проведение теста по результатам обучения по программе.
ЗУН 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Приложение 3
ТЕСТ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1. Правильная певческая
посадка это__________________
2. Вдох при пении должен быть:
а) коротким и бесшумным;
б) долгим и бесшумным;
в) коротким и слышным.
3.Выдох при пении должен быть:
а) коротким и бесшумным;
б) долгим и бесшумным;
в) коротким и слышным.
4.«Цепное» дыхание – это:
а) одновременное для всего коллектива;
б) когда дыхание берут по очереди;
в) когда дыхание берут
по очереди незаметно для
5. Канон – это:
а) исполнение песни одноголосно;
б) одновременное двухголосие;
в) пение двухголосно одной и той же партии по очереди.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
1.Провести дыхательную разминку.
2.Показать правильную певческую посадку.
3.Исполнить одноголосную и двухголосную песню (свою партию).
4.Прохлопать ритмический
рисунок, показать
ТЕСТ
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1.Что такое болезни голоса, какие ты знаешь, как их можно избежать?
2.Чем отличается вокализ от романса и песни?
3.В чем заключается гигиена голоса?
4.Какие бывают певческие голоса?
5.Чем отличается мажор от минора?
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
1.Импровизация музыкального приветствия (мелодия, ритм).
2.Исполнение интервалов одноголосно и двухголосно в парах.
3.Гармонический диктант на определение «аккорда с лишним звуком»
1 Бурно М. Е., Романенко Е. В., Шихова Е. Ю. Терапия творческим самовыражением и здоровые дети. Исцеляющее искусство. 2002. 1. 57-63. 36. №3 62.
2 Гребенюк О. С, Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие. Калининград, 2000. 572 с.
3 Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.-224 с.
4 Смирнов М. И. Личностная индивидуальность школьника.- Киров, 1995.-41 с.
5 Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М., 1998.-106 с.
6 Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.
7 Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество детей. М., 1998.-106 с.
8 Большая советская энциклопедия; В 30-ти т. М.: Сов. энциклопедия, 1969. Т. 20. 610 с.
9 Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
10 Большая советская энциклопедия; В 30-ти т. М.: Сов. энциклопедия, 1969. Т. 20. 610 с.