Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа
Изучение философской и психолого-педагогической литературы показывает, что вопросам развития творческого потенциала личности наука уделяла и уделяет самое пристальное внимание. Однако, проблема формирования творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования еще не являлась предметом специального научного изыскания. Между тем, дополнительное образование призвано решить эту проблему. Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей в условиях дополнительного образования, а с другой - недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории. Это обстоятельство обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей детей в условиях любительского художественного коллектива».
Введение………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения творческих способностей детей в современном социуме……………………………………………………….5
1.1. Творчество – как фактор развития………………………………………..5
1.2. Социально-психологические особенности детей………………………11
1.3. Деятельность учреждений культуры (УК) и учреждений дополнительного образования (УДО) по реализации творческой активности детей…..22
Глава 2. Изучение опыта работы детских творческих коллективов г. Волгограда……………………………………………………………………………28
2.1. Исследование досуговых предпочтений детей г. Волгограда………...28
2.2. Анализ работы детского хорового коллектива «Мелодия» г. Волгограда по реализации творческой активности детей……………………………31
Заключение……………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложение 1…………………………………………………………………46
Приложение 2…………………………………………………………………47
Приложение 3…………………………………………………………………56
Из анкет родителей мы выяснили, что более половины родителей учащихся 1— 3-х классов Волгограда не удовлетворены тем, как их дети проводят свободное время, около 2/3 родителей выразили желание, чтобы дети посещали кружки, секции, спецшколы; вместе с тем самих взрослых отличает пассивный способ проведения досуга.
Мы изучили опыт работы детского хорового коллектива «Мелодия», целью которого является создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся. Их результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся. Результатом деятельности детского хорового коллектива «Мелодия» мы посчитали мнение детей и родителей о работе коллектива. Все мнения оказались положительными и ни от кого из детей и их родителей не поступило предложений по совершенствованию деятельности детского хорового коллектива «Мелодия». Это может только означать, что детский хоровой коллектив реализует творческие потребности их воспитанников.
Список литературы
Приложение 1
Анкета «Досуговые предпочтения школьников» (анкета для школьников)
1. Много ли у тебя свободного времени:
а) да
б) нет
2. Посещаешь ли ты:
а) спортивную секцию
б) кружок
в) музыкальную школу
г) подростковый клуб
д) другое________________________
е) нет
3. Тебе нравится проводить свое свободное время:
а) в кругу семьи
б) с друзьями
в) другое
4. Как бы ты хотел
проводить свое свободное
5. Как ты думаешь, что
необходимо сделать для
а) сделать более доступными секции, кружки
б) проводить больше развлекательных мероприятий
в) ничего предпринимать не надо
г) другое
Анкета «Досуговые предпочтения школьников» (анкета для родителей)
Приложение 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
|
Кол-во часов | ||
Всего |
Практика |
Теория | ||
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
0 |
1 |
2 |
Основные правила вокально-хорового пения. |
7 |
6 |
1 |
2.1 |
В гости к музыке (советы желающим войти в мир музыки). |
3 |
||
2.2 |
Что такое петь хором? |
3 |
||
2.3 |
Мы учимся петь. |
1 |
||
3 |
Певческая установка. |
8 |
6 |
2 |
3.1 |
«Петь приятно и удобно» Л. Абелян |
4 |
||
3.2 |
Как петь сидя и стоя. |
4 |
||
4 |
Дыхание. |
4 |
2 |
2 |
4.1 |
Вдох и выдох в пении. |
2 |
||
4.2 |
Учусь дышать правильно. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания. |
2 |
||
5 |
Дирижерский жест. |
6 |
4 |
2 |
5.1 |
Я хочу стать дирижером. |
3 |
||
5.2 |
Что такое «та» и «ти»? |
3 |
||
6 |
Звукообразование. |
12 |
10 |
2 |
6.1 |
Звуки музыкальные и шумовые. |
2 |
||
6.2 |
Звуки гласные и согласные в пении. |
2 |
||
6.3 |
Артикуляция. |
4 |
||
6.4 |
Высота звука и звуковысотный слух. |
4 |
||
7 |
Дикция. |
4 |
3 |
1 |
8 |
Скороговорка |
2 |
1 |
1 |
9 |
Фразировка. |
10 |
8 |
2 |
9.1 |
Что такое фраза? |
2 |
||
9.2 |
Поиск выразительности фразы. |
2 |
||
9.3 |
Понятие о мелодии. |
2 |
||
9.4 |
Двухголосная мелодия. |
4 |
||
10 |
Строй и ансамбль. |
6 |
4 |
2 |
10.1 |
Что такое петь вместе. |
2 |
||
10.2 |
Унисон. |
2 |
||
10.3 |
Вместе весело петь. |
2 |
||
11 |
Охрана детского голоса. |
2 |
1 |
1 |
12 |
Экскурсии |
2 |
2 |
0 |
13 |
Выступления на школьных праздниках |
4 |
4 |
|
|
68 |
51 |
17 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Теория. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.
Тема 2. Основные правила вокально-хорового пения.
Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.
Практика. Упражнения.
Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание
Тема 3. Певческая установка.
Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.
Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.
Тема 4. Дыхание.
Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.
Практика. Тренировочные упражнения.
Тема 5. Дирижерский жест.
Теория. Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.
Тема 6,7,8,9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка.
Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.
Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.
Тема 10. Строй и ансамбль.
Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.
Практика. Упражнения, песенный материал.
Тема 11. Охрана детского голоса.
Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.
Практика. Упражнения.
ЗУН 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ |
|
Кол-во часов | ||||
Всего |
Практика |
Теория | ||||
1 |
Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ. |
1 |
0 |
1 | ||
2 |
Правила вокально-хорового пения. |
3 |
2 |
1 | ||
3 |
Дыхание. |
6 |
6 |
0 | ||
3.1 |
Отличие певческого и обиходного дыхания. |
2 |
||||
3.2 |
Тренировка певческого дыхания. Задержка дыхания. |
2 |
||||
3.3 |
«Цепное» дыхание. |
2 |
||||
4 |
Музыкальная грамота |
17 |
10 |
7 | ||
4.1 |
Что такое нота? Ручные знаки. |
3 |
||||
4.2 |
Звукоряд. Скрипичный ключ. |
3 |
||||
4.3 |
Такт и тактовая черта. Пение по нотам. |
3 |
||||
4.4 |
Лады. |
2 |
||||
4.5 |
Длительности нот. |
2 |
||||
4.6 |
Гамма. |
2 |
||||
4.7 |
Сочиняем сами. |
2 |
||||
5 |
Развитие голоса. |
26 |
20 |
6 | ||
5.1 |
Гласные звуки. Правильное положение рта при пении гласных. |
6 |
||||
5.2 |
Звуки гласные и согласные в пении. Вокализ. |
4 |
||||
5.3 |
Артикуляционная гимнастика В.Емельянова. |
6 |
||||
5.4 |
Инотонационно-фонетические упражнения В.Емельянова. |
4,6 |
||||
5.5 |
Голосовые сигналы доречевой коммуникации. |
4 |
||||
6 |
Двухголосное пение. |
8 |
6 |
2 | ||
6.1 |
Ритмическое двухголосие. |
4 |
||||
6.2 |
Канон в народной песне. |
2 |
||||
6.3 |
Двухголосная мелодия. |
2 |
||||
7 |
Исполнительские задачи хора. |
4 |
2 |
2 | ||
7.1 |
Концентрация на исполнительских задачах. |
2 |
||||
7.2 |
Устранение сценического волненения |
2 |
||||
8 |
Выступления на школьных праздниках |
3 |
3 |
0 | ||
|
68 |
49 |
19 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.
Теория. Беседа о целях и задачах занятия в кружке на 2 году обучения. Проведение инструктажа ОТ и ТБ.
Тема 2. Правила вокально-хорового пения.
Теория. Беседа о том, как нужно соблюдать правильную певческую установку при пении, сохранять дыхание на более продолжительных фразах, сознательно следить за кратковременной задержкой дыхания перед пением, сознательно следить за дыханием в песнях, исполняемых пиано и пианиссимо, при длительном ослаблении звучности. Менять характер дыхания в зависимости от характера песни или ее части.
Практика. Практические занятия и упражнения по закреплению навыка правильной певческой установки, певческого дыхания. Закрепления навыков на песенном материале.
Тема 3. Дыхание.
Теория. Рассмотреть разницу между певческим и обиходным дыханием.
Практика. Упражнения, тренирующие дыхание, отработка задержки дыхания и «цепного» дыхания.
Тема 4. Музыкальная грамота.
Теория. Помочь детям усвоить основные музыкальные понятия.
Практика. Сочинение попевок самостоятельно.
Тема 5. Развитие голоса.
Теория. Освоение основными приемами певческого голоса через усвоение упражнений В.Емельянова.
Практика. Освоение системы упражнений ФМРГ.
Тема 6. Двухголосное пение.
Теория. Особенности пения на два голоса. Народные песни и двухголосие.
Практика. Разделение детей по голосам. Освоение навыков двухголосия через ритмическое двухголосие, затем двухголосных мелодий.
Тема 7. Исполнительские задачи хора.
Теория. Советы по стилю поведения на сцене и перед выступлением.
Практика. Психологические тренинги для снятия стресса и приобретения навыков самообладания.
ЗУН 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ