Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа
Целью организационного проектирования в этих условиях становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной системы.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие организационного проектирования…………………………..4
2. Значение и задачи организационного проектирования……………….5
3. Основные методологические принципы……………………………….7
3.1 Переход от целей организации к её структуре………………………..8
3.2 Процесс формирования организационной структуры………………..9
4. Методы проектирования организационных систем…………………...11
4.1 Метод аналогий………………………………………………………....12
4.2 Экспертно-аналитический метод……………………………………...13
4.3 Метод структуризации целей………………………………………….14
4.4 Метод организационного моделирования………………………….....15
5. Оценка эффективности организационных решений…………………..16
6. Корректировка организационных структур…………………………....19
Заключение………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………………………21
Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижения организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько её внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.
Конечным
критерием эффективности при сравнении
различных вариантов организационной
структуры является наиболее полное и
устойчивое достижение целей. Однако довести
этот критерий до практически применимых
простых показателей, как правило, чрезвычайно
трудно. Поэтому целесообразно использовать
набор нормативных характеристик аппарата
управления: его производительность при
переработке информации; оперативность
принятия управленческих решений; надёжность
аппарата управления; адаптивность и гибкость.
При возникновении проблем необходимо
формулировать численность персонала
как критерий экономической эффективности,
в соответствии с которым должна быть
обеспечена максимизация результатов
по отношению к затратам на управление.
Численность аппарата управление, должна
быть объективно обоснованной для того,
чтобы во всей полноте обеспечить решение
задач, вытекающих из целей организационной
системы.
3.2
Процесс формирования
организационной
структуры.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
1)
Формирование общей
2) Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
3)
Регламентация организационной
структуры – предусматривает
разработку количественных
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называющиеся – органиграммами.
Органиграмма
представляет собой графическую
интерпретацию процесса выполнения
управленческих функций, их этапов и
входящих в них работ, описывающую
распределение организационных
процедур разработки и принятия решения
между подразделениями, их внутренними
структурными органами и отдельными работниками.
Построение органиграммы позволяет увязать
процесс рационализации технологических
маршрутов и информационных потоков с
упорядочением взаимосвязей между структурными
элементами систем управления, возникающими
при организации согласованного выполнения
её задач и функций. Они фиксируют лишь
организацию управленческого процесса
в виде распределения полномочий и ответственности
за обеспечение, разработку и принятие
управленческих решений.
4 Методы проектирования организационных систем.
Организационная
структура управления - понятие многостороннее.
Она сочетает в себе как технологические,
экономические, информационные, административно-
Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по чётко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это – количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.
В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала цели, а затем - механизм их достижения. Главным условием разработки адекватных организационных проектов является анализ и по возможности соблюдение принципов рационализации структуры организации.
Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.
Методологические
подходы к проектированию организационных
структур управления можно условно объединить
в четыре группы: метод аналогий, экспертно-аналитический
метод, метод структуризации целей и метод
организационного моделирования.
Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.
Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах.
Типизация
решений является средством повышения
общего уровня организации управления
производством. Типовые организационные
решения должны быть, во-первых, вариантными,
а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми
и корректируемыми с регулярной периодичностью
и, допускающими отклонения в случаях,
когда условия работы организации отливаются
от чётко сформулированных условий, для
которых рекомендуется соответствующая
типовая форма организационной структуры
управления.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.
К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.
Особое
место среди экспертных методов
занимает разработка графических и
табличных описаний организационных
структур и процессов управления,
отражающих рекомендации по их наилучшей
организации. Этому предшествует разработка
вариантов организационных решений, направленных
на устранение выявленных организационных
проблем, отвечающих научным принципам
и передовому опыту организации управления,
а также требуемому уровню количественно-качественных
критериев оценки эффективности организационных
структур.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
Разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
Составление
карт прав и ответственности за достижение
целей для отдельных подразделений, так
и по комплексным межфункциональным видам
деятельности, где регламентируется сфера
ответственности (продукция, ресурсы,
рабочая сила, информация, производственные
и управленческие ресурсы);конкретные
результаты, за достижения которые устанавливается
ответственность; права, которыми наделяется
для достижения результатов (согласовать,
подтверждать, контролировать).
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.
Можно назвать несколько основных типов организационных моделей: